Дело № 2- 227/2019
УИД № 24RS0024-01-2018-004231-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе: председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигалиной СА к Ковалевой ГВ о выделе доли и прекращении права долевой собственности,
УСТАНОВИЛ:
Жигалина С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Ковалевой Г.В. о выделе доли и прекращении права долевой собственности, мотивируя свои требования тем, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на дом, по адресу: <адрес>, другая ? доля дома принадлежит ФИО3, который умер ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время ей необходимо провести процедуру межевания земельного участка, которая совершается при согласии всех участников долевой собственности. В права на наследство ФИО3 собирается вступать Ковалева Г.В. Просит, с учетом уточнения исковых требований прекратить право общей долевой собственности на домовладение по адресу: <адрес>, выделить в натуре ? долю из общей долевой собственности, признав за ней право собственности на <адрес> по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Жигалина С.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, суду пояснила, что дом по адресу: <адрес> является двухквартирным, то есть состоит из двух квартир, которые имеют самостоятельные выходы и разделены между собой стеной. Она является собственником ? доли указанного дома, но фактически владеет и пользуется квартирой №, которой до нее пользовались лица продавшие ей долю в праве собственности на дом, второй квартирой пользовалась ее бабушка ФИО2, являясь собственником второй ? доли в праве на дом, после смерти которой в порядке наследования собственником стал ФИО3, с которым ФИО2 проживала одной семьей, умерший 31.01.2007г. После смерти ФИО3 второй половиной дома, в виде <адрес> пользуется племянница ФИО2-Ковалева Г.В., которая отремонтировала квартиру, возделывает огород, но не оформила еще прав на нее. Поскольку фактически дом, в котором она имеет ? долю в праве собственности является двухквартирным, то она желает прекратить право общей долевой собственности на него и признать за собой право собственности на <адрес>, в качестве выдела своей доли в праве.
В судебном заседании ответчик Ковалева Г.В. исковые требования признала, пояснив, что согласна с предложенным порядком раздела имущества, суду пояснила, что истец проживает в <адрес>.5 <адрес>, она пользуется квартирой №, которой ранее пользовалась, как собственник ? доли в праве на дом, ее тетя ФИО2, после смерти последней собственником ? доли в праве на дом стал ФИО3, который проживал с ФИО2 одной семьей, до своей смерти, ФИО3 также проживал в <адрес>. После смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ-07г., по настоящее время, она пользуется квартирой <адрес>, возделывает огород, ремонтирует квартиру, оплачивает коммунальные услуги, однако в право собственности не вступила.
В судебное заседание представитель третьего лица МКУ «КУМИ г. Канска» Рудакова Е.В. не явилась, в предыдущем судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Согласно ч. 1,2 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу п.1 ч.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным Кодексом РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена ЖК РФ.
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), однако не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170).
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Как установлено в судебном заседании, на Жигалина С.А. и ФИО3 является собственниками жилого дома, по адресу: <адрес>, по ? доли в праве собственности каждый.
Жилой дом по адресу: <адрес> имеет кадастровый №, общую площадь 80,2 кв.м., фактически является многоквартирным домом, поскольку в его состав входят две квартиры:
№ кадастровый №, являющаяся жилым помещением-квартирой,
№ кадастровый №, являющаяся жилым помещением-квартирой,
указанные обстоятельства подтверждаются копией кадастрового паспорта на дом, сведениями из Государственного реестра недвижимости на дом и квартиры, пояснениями сторон и не опровергалось в процессе рассмотрения дела.
С момента приобретения права собственности на дом, истец проживала и пользовалась квартирой №, квартирой № пользовалась ее бабушка ФИО2, являющаяся при жизни собственником второй ? доли в праве на дом, после смерти которой, ФИО3 будучи собственником, умерший 31.01.2007г., в настоящее время ответчик Ковалева Г.В., не оформившая право собственности после смерти ФИО3, в наследство на имущество которого никто не вступал.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает, что между собственниками долей многоквартирного жилого дома сложился порядок пользования жилыми помещениями: у истца с момента приобретения, находится в пользовании квартира по адресу: <адрес>; у ФИО3 при жизни и у ответчика Ковалевой Г.В. находится в пользовании квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается пояснениями истца, ответчика и не оспаривалось сторонами.
Жилое помещение с кадастровым номером 24:51:0203078:361, на момент проведения кадастровых работ соответствует параметрам позволяющим отнести данное жилое помещение к квартирам, расположено в жилом многоквартирном доме с кадастровым номером 24:51:0203078:221. При проведении кадастровых работ жилого помещения с кадастровым номером 24:51:0203078:361было выявлено, что произведен снос части холодной пристройки, возведена теплая пристройка, в которой оборудованы кухня, котельная и прихожая. Выполнен снос и установка новых перегородок, снос отопительного прибора, в результате чего общая площадь квартиры увеличилась на 28,3 кв.м. и фактически составляет 55,4 кв.м
При этом реконструкция жилого помещения (<адрес>) произведённая истцом, в результате которой был произведен снос части холодной пристройки, возведена теплая пристройка, в которой оборудованы кухня, котельная и прихожая. Выполнен снос и установка новых перегородок, снос отопительного прибора, не повлияла на несущую способность и эксплуатационную пригодность строительных конструкций жилого дома (фундаментов, стен, перекрытий, крыши, кровли). В целом строительные конструкции жилого дома (фундаменты, стены, перегородки, перекрытия, крыша, кровля) в пределах обследуемого жилого помещения находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ в части обеспечения несущей способности, пространственной жесткости и безопасной эксплуатации.
Жилое помещение (квартира) является капитальным строением, соответствует эксплуатационным характеристикам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц. Работы по реконструкции выполнены удовлетворительно. Планировка жилого помещения (квартиры) соответствует техническому плану, подготовленному 30.07.2018 года. Что подтверждается Заключением выданным по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется, а судом достоверно установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №,фактически представляет собой многоквартирный жилой дом, состоящий из двух изолированных жилых помещений- квартир, право собственности на дом зарегистрировано за истцом и ФИО3 (умершим 31.01.2007г.), на кадастровом учете вид объект поименован, как многоквартирный жилой дом, то суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и прекратить право общей долевой собственности истца и ФИО3 в отношении указанного дома.
Также, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что прекращение права собственности на многоквартирный дом, состоящий из двух квартир по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, принадлежащий истцу и ФИО3 на праве общей долевой собственности возможен, посредством прекращения права общей долевой собственности, с выделом долей в натуре, с учетом сложившегося порядка пользования между истцом и ответчиком, а именно Жигалиной С.А. <адрес>, с признанием за ней права собственности на изолированное жилое помещение, а также с внесением изменений в кадастр недвижимости в части площади жилого помещения с кадастровым номером №, указав площадь 55,4 кв.м.
При этом ответчик не лишен права обращения в суд с иском о признании за ней права собственности на его долю в праве собственности в виде отдельного жилого помещения-квартиры.
Стороной истца представлены доказательства, свидетельствующие об обоснованности заявленных требований и подтверждена необходимость выдела доли истца из общедолевой собственности с ответчиком, в виде отдельного жилого помещения-квартиры, которая фактически была произведена между сторонами с момента приобретения права собственности в долях.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1/2 ░░░░ (░░ ░░░░░░) ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 55,4 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.