Дело № 2-402/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2016 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Васильевой В.С.,
с участием старшего помощника прокурора города Кандалакши Масловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц
к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис»
о возложении обязанности обеспечить проведение диагностики газопровода многоквартирного дома,
установил:
Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» (далее – ООО «Коммунальный сервис») о возложении обязанности обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода в многоквартирных жилых домах. В обоснование требований указывает, что прокуратурой города Кандалакши была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения хозяйствующими субъектами безопасности внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, в ходе которой установлено, что газифицированные многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, находятся под управлением ООО «Коммунальный сервис». Нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования в указанных многоквартирных домах истекли (более 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию). В нарушение требований действующего законодательства, диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования с привлечением специализированной организации ответчиком не проведено. Обращает внимание, что непринятие мер по своевременному проведению диагностирования технического состояния внутридомового газового оборудования в связи с истечением их нормативного срока службы, не проведение периодического обследования технического состояния вентиляционных каналов может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера и создаст угрозу сохранности жилищного фонда, безопасности жизни и здоровья граждан, не только жителей вышеприведенных домов, но и других граждан, которые могут находиться в жилых домах или рядом с ними. Просит суд обязать ООО «Коммунальный сервис» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, путем заключения соответствующего договора со специализированной уполномоченной организацией.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Кандалакши ФИО2 поддержала исковые требования, в связи с отсутствием ответчика не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Коммунальный сервис» является управляющей организацией, в управлении которой находятся газифицированные многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, находятся под управлением ООО «Коммунальный сервис».
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Пунктом 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, определено, что выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 (далее - Правила № 410), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Согласно пункту 11 названных Правил № 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 указанных Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 данных Правил;
б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 названных Правил.
Пунктом 14 Правил № 410 установлено, что договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 12 Правил № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что прокуратурой города Кандалакши во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Мурманской области с привлечением специалистов Северо-Западного управления Ростехнадзора по Мурманской области, муниципального жилищного контроля, проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения хозяйствующими субъектами безопасности внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, в ходе которой было установлено, что в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства ООО «Коммунальный сервис» не проводил проверку состояния вентиляционных каналов в многоквартирных домах с газовым оборудованием. Доказательств иного в материалах дела не имеется, данные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
В соответствии с пунктом 8 вышеприведенных Правил № 410 работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом.
Из положений пункта 3 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 июня 2009 года № 239, следует, что содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию.
В частности, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования включены работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления (пункт 4.2 Порядка).
Из пунктов 6, 7 данного Порядка следует, что минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к названному Порядку, в котором предусмотрено техническое диагностирование газопроводов.. Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается, в том числе, путем технического диагностирования стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления.
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий (Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000), утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 мая 2000 года № 101, первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
В силу пункта 5 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 года № 613, работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Как следует из материалов дела, нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах по адресам: <адрес> истекли (более 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию). Однако, в нарушение требований действующего законодательства, диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования с привлечением специализированной организации ответчиком до настоящего времени не проведено.
При таком положении, суд приходит к выводу, что на дату судебного разбирательства выявленные прокурором нарушения не устранены ответчиком, в связи с чем, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что срок, заявленный прокурором, в течение которого должно быть исполнено решение суда, является разумным и достаточным для выполнения соответствующих работ.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Принимая во внимание удовлетворение заявленного требования неимущественного характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика по данному делу, составляет <данные изъяты>
В связи с тем, что прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение первичной диагностики внутреннего газопровода многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, путем заключения соответствующего договора со специализированной уполномоченной организацией.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» государственную пошлину в размере <данные изъяты>. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ответчик вправе подать в Кандалакшский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Ф. Пахарева