Дело № 12-15/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 22 февраля 2011 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Трачук А.А.,
при секретаре Токовой Э.И.,
с участием представителя заявителя Тарасовой Е.С. по доверенности Деминой И.В.,
заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюка А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тарасовой Е.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 31.01.2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК от 31.01.2012 года Тарасова Е.С. привлечена к административной ответственности и ей назначено административное наказании в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, то есть за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Тарасова Е.С. не согласившись с указанным постановлением, подала жалобу в суд об отмене постановления и прекращении производства по делу, в которой указала, что Постановление № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюка А.В., директор ООО «<данные изъяты>», Тарасова Е.С, признана виновной в совершении административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной 5езопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности от 01.10.2007г №517(далее Регламент)
При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства. (п. 48 в ред. Приказа МЧС РФ от 22.03.2010 N 122)
В соответствии с распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, п.5 данного распоряжения (приказа) - Предметом настоящей проверки является: выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
АКТОМ проверки федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления) в области пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены новые нарушения, не входившие в ранее выданное ГПН предписание № от ДД.ММ.ГГГГ:
1-Допускается размещение в строенных помещений административно-бытового назначения в производственном помещении цеха, выполненных из горючих материалов. ФЗ от 22.07.2008г №123-Ф3 ст.151 ч.1, ст.4; ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ ст.20; ППБ 01-03 -4. ППБ 01-03 п.40.,
2-Допускается устройство дверей основного эвакуационного выхода, открывающихся не по направлению выхода из здания ФЗ от 22.07.2008г №123-Ф3 ст.151 ч.1., ст.4; ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ ст.20; ППБ 01-03 п.4; ППБ 01-03 п.52. все мероприятия, предложенные предшествующим предписанием выполнены.
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности ООО «САРПАК» было необходимо устранить следующие нарушения, выявленные в ходе проверки: 1- демонтировать встроенные помещения административно-бытового назначения в производственном помещении цеха, выполненные из горючих материалов, 2- Выполнить открывание дверей гневного эвакуационного выхода, по направлению выхода из здания, срок исполнения данного предписания установлен - 10.04.2012г.
Заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску - заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК были составлены следующие документы: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ
Заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску - заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК был нарушен п. 48 Регламента, то есть, кроме проверки соблюдения тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилось поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки им были выявлены новые нарушения, за которые незамедлительно выдано постановление № о наложении административного наказания, и была лишена какой - либо возможности устранить «вновь выявленные нарушения».
Таким образом, на заявителя, как на должностное лицо наложено административное наказание не за невыполнения предшествующего предписание от 26.06.2011г в соответствии с которым проводилась внеплановая проверка, а за неисполнение нового предписание от 27.01.2012г срок исполнения которого установлен - 10.04.2012г.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ зам начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК - государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску были выявлены следующие нарушения:
1. Допускается размещение встроенных помещений административно-бытового назначения в производственном помещении цеха, выполненных из горючих материалов.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ зам начальника ОНД по г. Невинномысску - ГУ МЧС России по СК - государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску были выявлены следующие нарушения:
1. Допускается устройство дверей основного эвакуационного выхода, открывающегося по направлению выхода из здания.
В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ зам начальника ОНД по г. Невинномысску УНД У МЧС России по СК - государственного инспектора по пожарному надзору по Невинномысску заявителем собственноручно написано объяснение о том, что нарушение устранено в ходе проверки. Дверь была демонтирована и перевешена в соответствии с нормами ППБ 01-03, то есть данное нарушение было устранено до составления АКТА проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Что снижает общественную опасность указанного деяния до минимума.
Постановлением № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюка А.В. считает незаконным и необоснованным, подлежащем отмене по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Кроме того, по существу п.1 протокол № - 1. Допускается размещение встроенных помещений административно-бытового назначения в производственном смещении цеха, выполненных из горючих материалов.
ФЗ от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ ст. 20, в соответствие с ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 4; ч. 1 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 - ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и
нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2)правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3)правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и достроенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 - ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, утверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания, установленного в них срока.
Таким образом, ссылка на вводные статьи действующих законодательных актов не является нарушением требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Тарасовой Е.С., Демина И.В., жалобу поддержала, просила ее удовлетворить, отменить постановление № о наложении административного наказания Тарасовой Е.С. за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК.
Заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместитель начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюк А.В. в судебном заседании не согласился с доводами, изложенными в жалобе, считал постановление законным и обоснованным.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы административного дела, суд пришел к выводу о том, что жалоба Тарасовой Е.С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусматривается за нарушение требований пожарной безопасности.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусматривается за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в зданиях, сооружениях и строениях.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1).
Вина Тарасовой Е.С. подтверждается собранными по делу доказательствами: копией предписания № (л.д.11-12); копией сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13); копией распоряжения (приказа) № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15); копией предписания 11/1/26 (л.д.16); копией представления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17); копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19); копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21); копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22); копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
При рассмотрении административного материала заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместитель начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюк А.В. сделал правильный вывод о том, что в действиях Тарасовой Е.С. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку Тарасова Е.С. допустила нарушение требований предусмотренные ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как следует из ст. 70 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности», в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание по снятию с производства; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, в связи с чем несостоятельны доводы представителя заявителя о нарушении инспектором ОНД вышеуказанного регламента.
Административное наказание назначено в пределах санкций ч.1 ст.20.4, ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд не находит оснований к отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюк А.В. от 31.01.2012 года о назначении Тарасовой Е.С. административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4, ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений административного законодательства, влекущих за собой отмену или изменение постановления, заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителем начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК Ветрюк А.В. не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Невинномысску – заместителя начальника ОНД по г. Невинномысску УНД ГУ МЧС России по СК о наложении административного наказания Тарасовой Е.С. за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, а жалобу Тарасовой Е.С. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента вынесения, но может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в порядке надзора.
Судья А.А. Трачук
Решение вступило в законную силу 22.02.2012 года
Исполнил помощник судьи Карданов Н.А.