Дело № 2-235/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 14 февраля 2013 года
Судья Тотемского районного суда Вологодской области Цыганова О.В.,
при секретаре Беляевской Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц к МП Тотемская МТС «Плодородие» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тотемского района обратился с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП Тотемская МТС «Плодородие» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, указывая, что муниципальное предприятие Тотемская машинно-технологическая станция «Плодородие» зарегистрировано в ЕГРЮЛ (дата), основными видами деятельности предприятия являются: производство, переработка сельскохозяйственной продукции, вывозка и внесение органических удобрений, извести, граншлака, автотранспортные услуги. По договору № <данные изъяты> от (дата) комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского района передано в МП Тотемская МТС «Плодородие» на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество: гараж, заправочная станция, автомобильные площадки, склад под масла, телятник, ферма, а также транспортные средства в количестве <данные изъяты> шт. Указанные объекты МП Тотемская МТС «Плодородие» являются источниками выбросов вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований федерального законодательства МП Тотемская МТС «Плодородие» до настоящего времени не разработало проект нормативов выбросов вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух, не провело инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не имеет разрешения на выброс вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Статьей 12 закона определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок не превышение установленных технических нормативов выбросов.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приложением № 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010 № 579, утвержден Перечень вредных /загрязняющих/ веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
Указанные выше нарушения закона ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду, могут привести к вредному воздействию на здоровье человека и окружающую среду. Просят обязать МП Тотемская МТС «Плодородие» в срок до (дата) провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для источников выбросов, получить разрешение на выброс вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель прокуратуры Тотемского района Запоржина В.Н. иск поддержала по основаниям, указанным в иске.
Ответчик- представитель МП МТС «Плодородие» Аникиев В.А. иск признал и показал, что на сегодняшний день предприятие в своей деятельности использует гараж, заправочную станцию, автомобильные площадки, склад под масла, телятник, ферму, а также транспортные средства. (дата) предприятие заключило договор на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для источников выбросов. В рамках указанного проекта проводилась инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект готов, находится на утверждении, после чего будут обращаться за разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В срок до (дата) все мероприятия успеют выполнить.
Третье лицо- представитель отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Тотемского муниципального района Лебедева О.А. иск прокурора поддержала показала, что объекты движимого и недвижимого имущества, перечисленные в иске являются неорганизованными источниками выбросов загрязняющих веществ. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ проводится с целью определить источники выбросов и количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Проект устанавливает предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, на основании которого в Росприроднадзоре разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов. С данными нормативами предприятию, поскольку оно относятся к региональному уровню контроля, следует обратиться в Департамент природных ресурсов по Вологодской области для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. После получения указанного разрешения предприятие должно будет осуществлять производственный (лабораторный) контроль за выбросами.
Третье лицо- представитель Администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что ответчик заявленные исковые требования признал в полном объеме, что не противоречит обстоятельствам дела, суд принимает признание иска и удовлетворяет требования прокурора Тотемского района о возложении обязанности на МП Тотемская МТС «Плодородие» в срок до (дата) провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для источников выбросов, получить разрешение на выброс вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное предприятие Тотемская машинно-технологическая станция «Плодородие» в срок до (дата) провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для источников выбросов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд
Судья О.В. Цыганова
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2013 года.
Судья О.В. Цыганова