Дело № 2-651/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2015 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Соболевой О.А.,
с участием представителей истца Логунова А.П., Колягиной А.А.,
представителя ответчика Дэка Э.В.,
соответчика Шейфер Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Каратузского сельсовета к администрации Каратузского района и Шейфер Т. Л. об оспаривании договора аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования Каратузский сельсовет Каратузского района Красноярского края обратилась в суд с иском к администрации Каратузского района и Шейфер Т. Л. о признании незаконным договора аренды земельного участка, заключенного <>. Требования мотивированы тем, что на основании постановления администрации Каратузского района от <> № <> Шейфер Т.Л. предоставлен в аренду земельный участок площадью <> кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <> <>» для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 49 лет, о чем заключен соответствующий договор. Предоставление участка, по мнению администрации сельсовета, является незаконным поскольку, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденных на территории поселения, спорный земельный участок относится к зонам инженерной инфраструктуры, так как на нем расположены линии электропередачи, линии связи и трубопроводы. Кроме того, участок сформирован с выходом границ за «красную линию» застройки <>, с нарушением охранных зон поселкового водопровода и воздушных линий электропередачи и связи. По указанным основаниям, просили признать незаконным постановление администрации <> № <> от <> «О предоставлении земельного участка Шейфер Т.Л.», а также договор аренды земельного участка по <> <> заключенный с Шейфер Т.Л.
В судебном заседании представители истца- администрации муниципального образования Каратузский сельсовет Каратузского района Красноярского края- Логунов А. П. и Колягина А. АлексА.на (полномочия каждого подтверждены доверенностью), поддержав заявленные ими требования, пояснили, что согласно утвержденному на территории поселения Генеральному плану, а также Правилам землепользования и застройки, спорный земельный участок относится к зоне жилой застройки и может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Однако по территории спорного земельного участка проходит воздушная линия электропередачи и связи, а также поселковый водопровод. Нахождение участка во владении Шейфер Т.Л. препятствует доступу соответствующих служб к указанным объектам для их ремонта и иного обслуживания. Кроме того, данный участок сформирован с выходом за «красную линию» застройки улицы. Просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Каратузского района, Дэка Э. В. ( полномочия подтверждены доверенностью) иск не признал, пояснив, что согласно Генеральному плану поселения «Каратузский сельсовет» спорный земельный участок находится в зоне Ж-1, то есть в зоне жилой застройки, поэтому может быть предоставлен как индивидуального жилищного строительства, так и для ведения личного подсобного хозяйства. Процедура предоставления земельного участка, определенная в ст. 34 Земельного кодекса РФ администрацией полностью соблюдена, в связи чем просил отказать в удовлетворении иска.
Соответчик Шейфер Т. Л. также не признала иск и пояснила, что с заявлением о предоставлении данного земельного участка обращалась и в администрацию сельсовета и администрацию Каратузского района. Администрация сельсовета отказала в предоставлении участка, в связи с чем она обращалась с жалобой в прокуратуру района. Прокурор внес представление об устранении нарушений. Полагает, что при предоставлении ей земельного участка требования законодательства нарушены не были. Нахождение на территории участка воздушной линии электропередач не является препятствием в предоставлении участка, поскольку осуществлять строительство в охранной зоне она не намерена. Со стороны ОАО «МРСК Сибири», ООО «Каратузский ТВК» к ней не предъявлялось каких-либо претензий. Просила отказать в иске.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Каратузский тепло водо канал».
Представители указанных лиц в судебное заседание не явились. Представитель ОАО «МРСК Сибири» представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие», а также письменные пояснения, в которых поддержал исковые требования администрации Каратузского сельсовета.
Принимая во внимание надлежащее извещение сторон, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В ст. 4 этого же Федерального закона указывается, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Как установлено в суде, Шейфер Т. Л. обратилась в администрацию Каратузского района с заявлением о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью <> кв.м., расположенного по адресу <> «б» <>. К заявлению приложен межевой план испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления, <> администрацией <> издано постановление за № <>, на основании которого спорный земельный участок предоставлен Шейфер Т.Л. в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
<> между администрацией Каратузского района и Шейфер Т.Л. заключен договор аренды спорного земельного участка <>
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке <>.
Оспаривая законность предоставления земельного участка в аренду, истец указывает на наличие на территории участка охранной зоны воздушной линии электропередач, охранной зоны поселкового водопровода, а также места общего пользования- сквера.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Исходя из п. 2 данной статьи применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании п. 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки с. Каратузское, утвержденных Каратузским сельским Советом депутатов, спорный земельный участок расположен в зоне жилой усадебной застройки (Ж-1), что также подтверждено в суде представителями истца.
Согласно раздела 1 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Каратузского сельского совета депутатов от <> № <>, основной вид разрешенного использования зон жилой застройки – одноквартирные и двухквартирные усадебные жилые дома. К условно разрешенным видам использования отнесены, в том числе, личные подсобные хозяйства.
Таким образом, нахождение спорного земельного участка, в иной зоне территориального планирования, препятствующей его использованию для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Как усматривается из кадастрового паспорта спорного земельного участка, на территории данного участка расположен самостоятельный земельный участок с кадастровым номером 24:19:0102004:287 общей площадью 30 кв.м.. Данный участок муниципальным образованием Каратузский район предоставлен в аренду <> на основании договора аренды от <>, для обслуживания и эксплуатации сооружения- трансформаторной подстанции 10/0,4 в К с воздушными ЛЭП напряжением 0, 4кВ. Категория земель- земли населенных пунктов. Срок аренды земельного участка установлен до <> года. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» установлено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
В силу пункта "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на следующем расстоянии при номинальном класс до 1 кВ составляет 2 м.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров,
Согласно п. 10 Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций, юридическим и физическим лицам запрещаются в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий сооружений.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, в отношении земельных участков, находящихся в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, установлен специальный режим пользования, в частности, возведение строений на таком участке возможно лишь с письменного согласования сетевой организации.
Вместе с тем, в целом возможность предоставления гражданам земельного участка с учетом его целевого использования законом не исключена.
Кроме того, спорный земельный участок имеет площадь <> кв.м., а протяженность охранной зоны вдоль линии электропередачи составляет 4 м (2 м в каждую сторону от линии), в связи с чем данный участок может быть использован в соответствии с его назначением- для ведения личного подсобного хозяйства.
Данных за то, что по территории спорного земельного участка проходит линия связи судом не установлено. Доказательств этому истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, нарушений действующего законодательства при предоставлении спорного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, судом не установлено, в связи с чем оснований для признания незаконными оспариваемых постановления и договора не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Администрации Каратузского сельсовета в удовлетворении исковых требований к администрации Каратузского района и Шейфер Т. Л. об оспаривании договора аренды земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий