Дело № 2 – 4356/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2016 г. г. Миасс Челябинской области
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Захарова А.В.
при секретаре судебного заседания Холкиной Н.В.
с участием прокурора Романовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах Благинина А.А. к Администрации Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Миасса Челябинской области, действуя в интересах Благинина А.А., обратился в суд с иском к Администрации Миасского городского округа с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
В обоснование исковых требований истец указал, что Благинин А.А., ДАТА года рождения, является лицом из числа детей - сирот. Постановлением Главы Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА над Благининым А.А. установлена опека. Постановлением главы администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА.Благинин А.А. принят на учёт в качестве лица, имеющего преимущественное право на внеочередное получение жилья. Решением Собрания депутатов Миасского городского округа от ДАТА НОМЕР «Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения на территории Миасского городского округа» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв. м. общей площади на одного человека. Однако жилое помещение Благинину А.А. до настоящего времени не предоставлено.
Поскольку право на получение жилого помещения возникло у Благинина А.А. после прохождения военной службы, прокурор просит обязать Администрацию Миасского городского округа предоставить Благинину А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Челябинской области.
В судебном заседании прокурор Романова О.В. полностью поддержала заявленные требования.
Истец Благинин А.А. в судебном заседании ходатайствовал об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Представитель ответчика администрации МГО Тырычев А.В. исковые требования прокурора не признал полностью, в удовлетворении иска просил отказать.
Представители третьих лиц – Министерства социальных отношений Челябинской области, УСЗН администрации Миасского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно.
Заслушав участвующих лиц и исследовав все материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, так же относятся категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР, а также п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01 января 2013 года, предусматривали предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ (в посл. ред.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы и ст. 1 названного выше Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Пунктом 1 статьи 17 Закона Челябинской области от ДАТА НОМЕР «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (в посл. ред.), предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из анализа вышеуказанных норм Закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав, указанной категории детей на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В судебном заседании установлено, что Благинин А.А., ДАТА года рождения, является лицом из числа детей - сирот.
Постановлениями главы Администрации Миасского городского округа от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР Благинин А.А. принят на учёт в качестве лица, имеющего преимущественное право на внеочередное получение жилья и ему назначен опекун (л.д. 13 – 14).
Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, какого - либо иного жилого помещения Благинина А. в собственности не имеет, что подтверждается соответствующими уведомлением Росреестра, справкой «Обл. ЦТИ» (л.д. 18, 19, 30 – 32).
Как следует из списка граждан по МГО, утверждённому министром Министерства социальных отношений Челябинской области, Благинин А.А. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Миасскому городскому округу под учетным номером 90 (л.д. 8 – 9).
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Закона N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2013 года, согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона Челябинской области от ДАТА НОМЕР «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (в посл. ред.) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Закону Челябинской области от ДАТА НОМЕР «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в посл. ред.) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 3 Закона).
Как указано в п. 9 ст. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержден постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА НОМЕР, согласно п.4 которого решения о предоставлении лицам из числа детей-сирот жилых помещений принимаются органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Законом Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (таблица 36) Миасскому городскому округу предусмотрена субвенция на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2015 год в размере 31 635,5 тыс. рублей.
Факт сиротства Благинина А.А. подтверждается соответствующими свидетельствами о смерти (л.д. 15 – 16).
Благинин А.А. имеет право на предоставление жилья как лицо из числа детей - сирот, признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении по этому основанию.
Признание лицом из числа детей – сирот, является самостоятельным основанием для предоставления жилого помещения и не ставится законодателем в зависимость от иных юридических фактов, в том числе от даты включения в список в порядке очередности.
Учитывая, что истец относится к категории детей - сирот, жилое помещение за ним не было закреплено, истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то он в срок до 1 мая 2013 г. подлежал включению в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения.
Ответчик не оспаривал право истца на включение в такой список.
Также суд не учитывает ссылку представителя Администрации Миасского городского округа, на зависимость органов местного самоуправления, при обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа, от перечисления денежных средств из бюджета Челябинской области, так как данные доводы относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора.
Суд полагает, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот.
Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на одного человека.
Факт регистрации истца в жилом доме не влияет на необходимость предоставления Благинина А.А. жилого помещения, поскольку в собственности истец не имеет какого либо жилья и со слов истца, не опровергнуто ответчиком, названный дом не пригоден для проживания.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Миасского городского округа Челябинской области обязанность по предоставлению жилого помещения истцу из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Челябинской области.
Жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета Челябинской области, поскольку Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: