Именем Российской Федерации
29 июня 2018 года город Людиново
Людиновский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Ковалевой М.В.
при секретаре Малаховой Е.И.
с участием истца Королькова А.Н.
представителя истца адвоката Витрик Н.В.
представителя Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Людиновском районе Калужской области Усачевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Королькова Александра Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Людиновском районе Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
13 марта 2018 года истец Корольков А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Людиновском районе Калужской области (далее УПФР в Людиновском районе Калужской области), уточнив который 27 апреля 2018 года и 29 июня 2018 года, просил признать незаконным решение ответчика от 2 октября 2017 года №388 об отказе в установлении ему пенсии, обязать УПФР в Людиновском районе Калужской области включить в стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, периоды: с 20 июля 1983 года по 5 апреля 1984 года работы в должности газоэлектросварщика на <данные изъяты>; с 24 апреля 1984 года по 23 июня 1986 года службы в Советской Армии; с 18 мая 1989 года по 10 июля 1989 года работы в должности электросварщика в <данные изъяты>; с 29 июня 1992 года по 8 августа 1995 года работы в должности монтажника <данные изъяты>»; с 1 апреля 2008 года по 12 мая 2010 года работы в должности электрогазосварщика ручной сварки в ООО «<данные изъяты>»; с 17 мая 2010 года по 1 июня 2010 года работы в должности дозировщика компонентов бетонной смеси в ООО «<данные изъяты>»; с 1 июля 2010 года по 3 сентября 2011 года работы в должности электрогазосварщика ручной сварки в ООО «<данные изъяты>»; с 29 июня 2017 года по 29 июня 2018 года работы в должности элекрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке в ООО «<данные изъяты>»; с 4 декабря 2012 года по 10 декабря 2012 года, с 23 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года, с 17 февраля 2014 года по 23 февраля 2014 года, с 17 ноября 2015 года по 23 ноября 2015 года, с 22 ноября 2016 года по 28 ноября 2016 года, с 5 мая 2017 года по 13 мая 2017 года – периоды дополнительных отпусков, предоставленных ему на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», также обязать ответчика установить ему досрочно страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда с даты обращения – с 28 июня 2017 года.
В обоснование заявленных требований указал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа 12 лет 6 месяцев. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости за работу в особых условиях, не были включены указанные выше периоды его работы и период службы в армии, а также периоды отпусков, что он считает незаконным.
В судебном заседании истец Корольков А.Н., его представитель адвокат Витрик Н.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в Людиновсколм районе Калужской области Усачева Л.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, дала объяснения аналогичные изложенным в возражениях на иск от 16 апреля 2018 года и 29 июня 2018 года.
Выслушав объяснения истца Королькова А.Н., его представителя адвоката Витрик Н.В., представителя УПФР в Людиновском районе Калужской области Усачевой Л.В., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
В суде установлено: истец Корольков А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в Людиновском районе Калужской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Людиновском районе Калужской области № от ДД.ММ.ГГГГ Королькову А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 29 июня 2017 года ввиду отсутствия стажа работы с тяжелыми условиями труда 12 лет 06 месяцев ( на дату обращения стаж работы с тяжелыми условиями труда по расчету пенсионного органа составил 5 лет 7 месяцев 17 дней).
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены некоторые периоды работы истца, в том числе: с 20 июля 1983 года по 5 апреля 1984 года в должности газоэлектросварщика на <данные изъяты>; с 18 мая 1989 года по 10 июля 1989 года в должности электросварщика в <данные изъяты>; с 29 июня 1992 года по 8 августа 1995 года в должности монтажника <данные изъяты>»; с 1 апреля 2008 года по 12 мая 2010 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дозировщика компонентов бетонной смеси в ООО «<данные изъяты>»; с 1 июля 2010 года по 3 сентября 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в ООО «<данные изъяты> с 29 июня 2017 года по 29 июня 2018 года в должности элекрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке в ООО «<данные изъяты>»; периоды дополнительных отпусков, предоставленных ему на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 2012 года по 2017 года; период службы в Советской Армии с 24 апреля 1984 года по 23 июня 1986 года; период отпуска без сохранения заработной платы с 11 марта 2015 года по 10 апреля 2015 года во время работы в должности газоэлектросварщика занятого на резке и ручной сварке ООО «<данные изъяты>».
Из трудовой книжки Королькова А.Н. следует, что он 20 июля 1983 года был принят на работу в <данные изъяты> <данные изъяты> Таджикской ССР газоэлектросварщиком, 5 апреля 1984 года уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. С 24 апреля 1984 года по 23 июня 1986 года проходил службу в рядах Советской Армии. 18 мая 1989 года принят на работу газоэлектросварщиком в <данные изъяты> Таджикской ССР, 10 июля 1989 года уволен в порядке перевода в <данные изъяты> №. С 29 июня 1992 года принят на работу в <данные изъяты>» монтажником, 8 августа 1993 года уволен по собственному желанию. С 1 апреля 2008 года принят на работу в ООО «<данные изъяты>» газоэлектросварщиком, 12 мая 2010 года уволен по собственному желанию. 17 мая 2010 года принят на работу в ООО «<данные изъяты>» дозировщиком компонентов бетонной смеси, 30 июня 2010 года уволен по собственному желанию. 3 октября 2011 года принят на работу электрогазосварщиком, занятым на резке и ручной сварке в ООО «<данные изъяты> где продолжает работать до настоящего времени.
Аналогичные сведения содержатся в выписке из лицевого счета застрахованного лица на имя истца. Однако за периоды его работы в ООО «<данные изъяты>», ООО «РегионИнвестСтрой» отсутствует код особых условий труда.
26 июня 2017 года УПФР в Людиновским районе Калужской области было направлено письмо в адрес Государственного агентства социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан с просьбой оказать содействие и проверить факт льготной работы Королькова А.Н. на <данные изъяты> ремонтно-механическом заводе и <данные изъяты>, ответа на данный запрос не получено.
Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от 27 декабря 2017 года Корольков А.Н. с 13 мая 2010 года по 3 сентября 2011 года работал газоэлектросварщиком ручной сварки по срочному трудовому договору в указанной организации.
Королькову А.Н. в период его работы в должности электрогазосварщика в ООО «<данные изъяты>», зачтенной пенсионным органом в специальный стаж истца, предоставлялись дополнительные отпуска на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 с 4 декабря 2012 года по 10 декабря 2012 года, с 23 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года, с 17 февраля 2014 года по 23 февраля 2014 года, с 17 ноября 2015 года по 23 ноября 2015 года, с 22 ноября 2016 года по 28 ноября 2016 года, с 5 мая 2017 года по 13 мая 2017 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются: объяснениями истца Королькова А.Н., его представителя адвоката Витрик Н.В., представителя ответчика Усачевой Л.В., копиями: трудовой книжки Королькова А.Н. с вкладышем, решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, справками ООО «<данные изъяты>», архивных справок в отношении Королькова А.Н., Устава <данные изъяты>», справок ООО «<данные изъяты>», выписки из лицевого счета застрахованного лица, запросов УПФР, другими исследованными судом материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения содержались в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах I с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. утвердило постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и, учреждений (организаций,, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности,, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется по разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций (позиция 2290000а-14612).
Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров
СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в разделе XXIX «Строительство
зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических,
дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно бытовых, а
также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций»
(подраздел а) рабочие) предусмотрена должность монтажники по монтажу
стальных и железобетонных конструкций.
Наименование должности «монтажник» не совпадает с наименованием должностей, приведенных в соответствующих разделах указанных выше Списков.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016), утвержденном Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам №016 от 27 августа 1986 года (действовавшим до 01 января 1996 года) профессия «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций» (код 14612) «монтажник» (код 14544) указаны как разные профессии.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016- 94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.1994г. №367 профессия «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций» (код 14612) и «монтажник» (код 14544) являются разными.
Пунктом 1 пп. "б" Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего пункта.
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе ХХХП "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 раздела ХХХШ "Общие профессии", утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, пользуются:
газосварщики (позиция 23200000-11620);
электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756);
электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905);
электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития РФ N 3073-17, Пенсионного фонда РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000 г. "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу ХХХIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела ХХХIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Украиной.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Украиной, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 года.
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Суд полагает, что в страховой стаж истца подлежат включению периоды его работы с 20 июля 1983 года по 5 апреля 1984 года в должности газоэлектросварщика на <данные изъяты>-механическом заводе, а также с 18 мая 1989 года по 10 июля 1989 года - в должности электросварщика в <данные изъяты> поскольку до вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 года гражданам государств – участников Соглашения учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, и преставления сведений от компетентного органа государства-участника Соглашения не требовалось.
Кроме того, действовавшее законодательство до 01.01.1992 года при назначении пенсии на льготных условиях электросварщикам, не предусматривало таких условий, как полная занятость и выполнение работы на ручной сварке, сама же профессия газосварщика и электросварщика была предусмотрена Списком №2, утвержденным Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956г. №1173.
Поскольку суд засчитывает период работы истца с 20 июля 1983 года по 5 апреля 1984 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №2, в специальный стаж подлежит включению период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1984 года по 23 июня 1986 года (в количестве 8 месяцев 16 дней), который непосредственно следовал за окончанием указанного выше периода работы и учитывается в размере, не превышающем стажа такой работы.
В страховой стаж истца подлежат включению периоды его работы с 1 апреля 2008 года по 12 мая 2010 года и с 1 июля 2010 года по 3 сентября 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в ООО «<данные изъяты>», а также с 17 мая 2010 года по 1 июня 2010 года в должности дозировщика компонентов бетонной смеси в ООО «РегионИнвестСтрой», поскольку указанные периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке и льготный характер работы, а также полная занятость подтверждены посредством представленных справок из указанных организаций. Указанные периоды не были включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с тем, что работодателями за эти периоды подавались сведения об уплате страховых взносов без указания кода льгот, а также за часть периодов не были уплачены страховые взносы. Однако, в силу ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" именно на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов, в связи с чем непредставление таких сведений не может влиять на пенсионные права работников.
Характер работы истца в спорные периоды подтвержден трудовой книжкой, которая в силу статьи 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, а также справками ООО "Строительная фирма «Практик»".
Отсутствие в выписке из ИЛС кода особых условий труда за спорные периоды не исключает льготного характера работы истца, а неисполнение работодателем обязанности по надлежащему ведению документооборота и сообщению необходимых сведений в пенсионный орган не может ограничивать право лица на пенсионное обеспечение.
Факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии соответствующих записей в трудовой книжке не может являться безусловным основанием, для отказа включить периоды трудовой деятельности истца в специальный стаж.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В суде представитель ответчика не отрицал, что профессии электрогазосварщика ручной сварки, а также дозировщика компонентов бетонной смеси включены в списки (позиция 23200000-19756 и позиция 2180800а-17531 Списка N 2 раздела ХХХIII и раздела ХVП соответственно) и дают право на льготное пенсионное обеспечение, при этом часть периода работы истца в ООО «<данные изъяты>» в той же должности, которую работодатель указал под льготным кодом, включена пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В страховой стаж истца подлежат включению периоды дополнительных отпусков, предоставленных ему на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской| Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11. 07.2002 N 516 (далее - Правила), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), зачитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывают в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков
Таким образом, периоды дополнительных отпусков истца, предоставленных ему на основании ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 19 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежат зачету в его специальный стаж, поскольку это прямо предусмотрено пунктом 5 Правил независимо от оснований предоставления дополнительных отпусков и от факта уплаты работодателем за время таких отпусков страховых взносов.
Между тем, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии периода его работы монтажником в ООО «Монолит».
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления
Пленума Верховного Суда от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения
судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в
случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего
пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального
закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина
зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о
тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности,
имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые
дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела,
установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий
осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных
обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям,
нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности
учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) При этом
установление тождественности различных наименований работ, профессий,
должностей не допускается.
При этом обязанность по доказыванию особенности работ (работы в
определенных условиях), дающих право на назначение пенсии на льготных
условиях, возлагается на истца (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации)
Согласно Перечню документов, необходимых для установления
страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной
выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты
к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления
пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения страховой пенсии по
старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О
страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным
пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а)
подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31 пункт 7
части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях")
(п. 12).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицу, обращающемся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом согласно части 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, период работы истца с 29 июня 1992 года по 8 августа 1995 года монтажником в ООО «<данные изъяты>» не подлежал зачету в его специальный стаж, поскольку в трудовой книжке истца данных, подтверждающих ее льготный характер, не имеется, уточняющей справки либо иных соответствующих документов работодателя представлено не было.
Суд также отказывает в удовлетворении требований о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях, периода работы с 29 июня 2017 года по 29 июня 2018 года в должности электрогазосварщика в ООО «<данные изъяты>», исходя из того, что при обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, истец вопрос о включении данного периода в специальный стаж не ставил.
С учетом включения судом указанных выше спорных периодов работы истца, а также периодов нахождения его в отпусках, предоставленных за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях, по состоянию на 29 июня 2017 года этот стаж составит 10 лет 4 месяца вместо необходимых 12 лет 6 месяцев. В связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ответчика по установлению ему досрочно страховой пенсии за работу с тяжелыми условиями труда с 28 июня 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Королькова Александра Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Людиновском районе Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УПФР в Людиновском районе Калужской области от 2 октября 2017 года №388 в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов его работы: с 20 июля 1983 года по 5 апреля 1984 года в должности газоэлектросварщика на <данные изъяты> ремонтно-<данные изъяты> с 18 мая 1989 года по 10 июля 1989 года в должности электросварщика в <данные изъяты>, с 1 апреля 2008 года по 12 мая 2010 года и с 1 июля 2010 года по 3 сентября 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в ООО «<данные изъяты>», с 17 мая 2010 года по 1 июня 2010 года в должности дозировщика компонентов бетонной смеси в ООО «<данные изъяты>», периодов дополнительных отпусков, предоставленных Королькову Александру Николаевичу на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 4 декабря 2012 года по 10 декабря 2012 года, с 23 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года, с 17 февраля 2014 года по 23 февраля 2014 года, с 17 ноября 2015 года по 23 ноября 2015 года, с 22 ноября 2016 года по 28 ноября 2016 года, с 5 мая 2017 года по 13 мая 2017 года, периода службы в Советской Армии с 24 апреля 1984 года по 23 июня 1986 года (в количестве 8 месяцев 16 дней).
В удовлетворении остальной части исковых требований Королькову А.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Ковалева
Мотивированное решение вынесено 4 июля 2018 года.