Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-6058/2019
Сыктывкарский городской суд (№2-2036/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Буткиной А.В.
рассмотрела в судебном заседании 07 ноября 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя Чернецовой Н.Л. по доверенности Смирнова А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июля 2019 года, по которому
взысканы с Чернецовой Н.Л. в пользу ООО «СЖКК-Орбита» задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.12.2015 по 31.12.2017 в сумме 138442 руб. 89 коп., проценты за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 27418 руб. 83 коп., судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4517 руб. 23 коп., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.;
на ООО «СЖКК-Орбита» возложена обязанность произвести Чернецовой Н.Л. перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов за период с 10.02.2017 по 17.05.2017 в сумме 466 руб. 47 коп.;
в удовлетворении встречных исковых требований Чернецовой Н.Л. к ООО «СЖКК-Орбита» о возложении обязанности произвести перерасчет платы по услуге «отопление» в сумме 8957 руб. 53 коп., по услуге «обслуживание лифтов» в сумме 1154 руб. 16 коп., по услугам «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года по показаниям индивидуальных приборов учета, обязании признать невыполнение п. 3.2.8, 3.2.9 Правил Госстроя России № 170 недостатком оказания услуг по содержанию и текущему ремонту дома за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года, произвести перерасчет по услуге «содержание и текущий ремонт» за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года в размере 26621 руб. 75 коп. отказано.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя ООО «СЖКК-Орбита»-Каспер-Юст В.Э., представителя Чернецовой Н.Л.-Смирнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «СЖКК-Орбита» обратилось в суд с иском к Чернецовой Н.Л. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 138442 руб. 89 коп., процентов за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 27418 руб. 83 коп., судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 4517 руб. 23 коп., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
В свою очередь Чернецовой Н.Л. заявлены встречные исковые требования к ООО «СЖКК-Орбита», в которых она с учетом уточнений просила обязать ООО «СЖКК-Орбита» произвести ей перерасчет платы по услуге «отопление» в сумме 8957 руб. 53 коп., платы за вывоз твердых бытовых отходов в сумме 577 руб. 08 коп., платы по услуге «обслуживание лифтов» в сумме 1154 руб. 16 коп., по услугам «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года по показаниям индивидуальных приборов учета, признать невыполнение п. 3.2.8, 3.2.9 Правил Госстроя России № 170 недостатком оказания услуг по содержанию и текущему ремонту дома за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года, обязать произвести перерасчет по услуге «содержание и текущий ремонт» за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года в размере 26621 руб. 75 коп.
В судебном заседании представитель ООО «СЖКК-Орбита» Каспер-Юст В.Э. на заявленных требованиях настаивала, против удовлетворения встречного иска возражала.
Ответчик в суд не явилась, извещена надлежащим образом, ее интересы в судебном заседании представлял по доверенности Смирнов А.В., который иск ООО «СЖКК-Орбита» не признал, поддержав встречные исковые требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменит, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и 327 ГПК РФ при имеющейся явке лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернецова Н.Л. является собственником жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> (право собственности зарегистрировано в ЕГРН <Дата обезличена>).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен>, проведенного в период с 15.09.2015 по 15.10.2015 (протокол № 01/15 ОС от 25.10.2015) управление указанным многоквартирным домом осуществляло ООО «СЖКК-Орбита».
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 26.12.2016 по делу № 2-2/2017 (2-119/2016) признано недействительными решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, проводимого в период с 15.09.2015 по 15.10.2015; признан недействительным договор <Номер обезличен> «Управления многоквартирным домом» от 01.12.2015, заключенный между ... и ООО «СЖКК-Орбита»; требования ФИО8 к правлению ... о признании недействительными решения собрания членов ... проводимого в период с 15.09.2015 по 15.10.2015, признании недействительным решения собрания членов ТСЖ по третьему вопросу «Утверждение в соответствии с Уставом правления ТСЖ» - оставлены без удовлетворения.
Решением очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен> проведенного в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен> ОС от <Дата обезличена>) для осуществления функций по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу <Адрес обезличен>, предоставления коммунальных услуг, а также предоставления иных, предусмотренных законодательством услуг при эксплуатации жилого дома, поручено председателю правления ... по согласованию с Правлением ... в соответствии с п. 4 ст. 148 Жилищного кодекса РФ заключить договор управления с управляющей организации ООО «СЖКК-Орбита» (с передачей управляющей организации всех функций по управлению многоквартирным домом). Постановлено, что условия заключенного договора соответствуют условиям договора управления <Номер обезличен> от 01.12.2015, заключенного между ... и ООО «СЖКК-Орбита» и распространяют свое действие на фактически возникшие отношения между сторонами с <Дата обезличена>. Утверждены план работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <Адрес обезличен>, а также размер платы, согласно плану работ, на срок до утверждения общим собранием нового плана работ и его стоимости: 15 руб. 50 коп. за работы и услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <Адрес обезличен>, из расчета на 1 кв.м, общей площади жилого/ и (или) нежилого помещения, принадлежащего собственнгасу/нанимателю; 2 руб. 10 коп. за вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов, из расчета на 1 кв,м. общей площади жилого/нежилого помещения, принадлежащего собственнику/ нанимателю; 2 руб. 70 коп. за обслуживание лифтов, из расчета на 1 кв.м, площади жилого/ нежилого помещения, принадлежащего собственнику/ нанимателю. Постановлено, что поскольку ООО «СЖКК-Орбита» оказывало услуги по управлению многоквартирным домом <Адрес обезличен> с 01.12.2015, указанный размер платы распространяет свое действие на фактически возникшие отношения с 01.12.2015.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 14.08.2018 № 2-222/2018 в иске ФИО11. к ФИО12 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <Адрес обезличен>, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 01.02.2017 по 15.02.2017, признании недействительным дополнительного соглашения к договору управления многоквартирным домом <Адрес обезличен> № ПБ -2015 от 01.12.2015 отказано.
Из представленных в материалы дела документов следует, что у истца имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в отношении принадлежащего ей жилого помещения за период с 01.12.2015 по 31.12.2017 в сумме 138 442 руб. 89 коп.
На основании судебного приказа от 26.03.2018, выданного мировым судьей Тентюковского судебного участка г. Сыктывкара, с Чернецовой Н.Л. взыскана задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 138442 руб. 89 коп., проценты за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 27418 руб. 83 коп., судебные расходы на оплату государственной пошлины. По заявлению Чернецовой Н.Л. судебный приказ № 2-492/2018 от 26.03.2018 отменен определением от 16.04.2018.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о наличии безусловных оснований для удовлетворения иска, поскольку доказательств оплаты предъявленной ко взысканию суммы задолженности ответчиком не представлено.
При этом суд исходил из того, что собственники решением общего собрания, проведенного в период с 01.02.2017 по 15.02.2017, распространили решение о выборе ООО «СЖКК-Орбита» управляющей компанией на правоотношения, возникшие с 01.12.2015.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
С учетом фактического потребления ответчиком коммунальных услуг по адресу: <Адрес обезличен> в отсутствие доказательств их оплаты, а также представления документов, подтверждающих, что в период образования задолженности ООО «СЖКК-Орбита» заключены договоры на оказание коммунальных ресурсов в отношении указанного жилого дома, у суда имелись все основания для взыскания образовавшейся задолженности.
Разрешая встречные исковые требования, суд исходил из следующего.
В обоснование требования о возложении на ООО «СЖКК-Орбита» обязанности произвести перерасчет платы по услуге «отопление» в сумме 8957 руб. 53 коп., Чернецова Н.Л. ссылалась на то, что, по ее мнению, при расчете платы ООО «СЖКК-Орбита» неправомерно применяет только площадь жилых помещений в доме без учета лестничных клеток.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу абз. 3 п. 42(1) Правил № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном начислении ответчиком платы за данную коммунальную услугу в соответствии с абз. 3 п. 42(1) Правил № 354 по формуле 3 Приложения № 2 к данным Правилам. Эта формула учитывает такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме и общей площади всех жилых и нежилых помещений в нем, а также установленный тариф на тепловую энергию. При этом согласно пункту 2 Правил «нежилое помещение в многоквартирном доме» - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).Таким образом, учет при размере платы за отопление площадей помещений, отнесенных к общему имуществу МКД, в том числе лестничных клеток, как о том указывает в апелляционной жалобе представитель Чернецовой Н.Л, правилами не предусмотрен.
Суд также обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании перерасчета платы по услуге «обслуживание лифтов».
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ лифты относятся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома устанавливается и изменяется решением собственников помещений и является обязательным как для управляющей компании, так и для потребителей.
Решением общего собрания собственников МКД, проведенным в период с 01.02.2017 по 15.02.2017, и которое распространило свое действие на отношения собственников и ООО «СЖКК-Орбита» с 01.12.2015, тариф за услугу «обслуживание лифтов» установлен в размере 2 руб. 70 коп. за 1 кв.м. общей площади.
Согласно договору, заключенному ООО «СЖКК-Орбита» с подрядчиком ... стоимость обслуживания лифтов установлена в размере 1 руб. 90 коп. за 1 кв.м.
При этом, вопреки утверждения истца, заявившего о перерасчете платы по услуге по обслуживанию лифтов в связи с указанной разницей установления стоимости услуги, суд обоснованно исходил из того, что разница между стоимостью услуги, указанной в решении общего собрания, и стоимостью услуги, установленной непосредственно в рамках договора, относится факторам экономического риска. При этом действующим законодательством взыскание указанной разницы не предусмотрено.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ссылки о том, что разница в оплате указанных услуг подлежит взысканию как неосновательное обогащение, подлежат отклонению как основанные на неверном применении норм материального права.
Суд также отказал в удовлетворении встречного иска в части обязания ООО «СЖКК-Орбита» произвести перерасчет по услугам «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года по показаниям индивидуальных приборов учета.
Согласно подпунктам «з», «и» пункта 33 Правил потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, обязанность по установке индивидуального прибора учета лежит на собственнике помещения, а ТСЖ на основании заявки собственника помещения обязан ввести прибор в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Из материалов дела следует, что 23.02.2016 ... ФИО8 выдан акт о допуске в эксплуатацию счетчиков холодной и горячей воды по адресу: <Адрес обезличен>
16.12.2018 Чернецова Н.Л. направила в ООО «СЖКК-Орбита» указанный акт, и просила произвести ей перерасчет платы по услугам «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» в соответствии с показаниями счетчиков.
27.12.2018 ей дан ответ, из которого следует, что в соответствии с Правилами № 354 учет коммунальных ресурсов производится индивидуальными приборами учета, допущенными в эксплуатацию исполнителем коммунальных ресурсов, которым является ООО «СЖКК-Орбита», а не ... в связи с чем выданный ... акт не является основанием для осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги.
Поскольку на момент рассмотрения дела Чернецова Н.Л. с заявлением в ООО «СЖКК-Орбита» о вводе в эксплуатацию счетчиков не обращалась, показания приборов учета за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года не передавала, о наличии установленных в квартире приборов учета управляющую компанию не ставила, суд обоснованно не усмотрел оснований для перерасчета платежей за услуги по горячему и холодному водоснабжению, и доводы апелляционной жалобы о принятии Чернецовой Н.Л. всех необходимых мер по введению приборов учета в эксплуатацию подлежат отклонению как не соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Чернецовой Н.Л. также заявлены требования об обязании признать невыполнение п. 3.2.8, 3.2.9 Правил Госстроя России № 170 недостатком оказания услуг по содержанию и текущему ремонту дома за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года, произвести перерасчет по услуге «содержание и текущий ремонт» за период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года в размере 26621 руб. 75 коп. В обоснование указанных требований указано, что в период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года ООО «СЖКК-Орбита» не производит ремонт ее подъезда в соответствии с п. 3.2.8, 3.2.9 Правил Госстроя России № 170. При этом суду представлены фотографии и акт о недостатках оказания услуги.
Согласно п. 3.2.8, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Отказывая в удовлетворении данных требований, суд обоснованно указал, что Чернецова Н.Л. не представила достоверных доказательств ненадлежащего состояния окраски стен в подъезде, поскольку из представленных фотографий невозможно достоверно установить: является ли изображенное на них помещение подъездом дома по адресу: <Адрес обезличен> Акт о недостатках оказания услуги составлен без участия ООО «СЖКК-Орбита», при этом сведений о предыдущих обращениях собственников в ООО «СЖКК-Орбита» по вопросу проведения косметического ремонта подъезда, суду не представлено.
В апелляционной жалобе представитель Чернецовой Н.Л. указывает о том, что акт составлен в соответствии с требованиями пункта 110 правил № 354. Исчисление сроков проведения работ по ремонту подъездов ставится в зависимость не от момента принятия дома на обслуживание управляющей организацией, а связано с истечением срока предыдущего ремонта.
Вместе с этим приведенные доводы отмену судебного постановления не влекут.
Частью 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 6 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.
Пунктом 15 Правил установлено, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, перерасчет платы за жилое помещение вследствие оказания услуг ненадлежащего качества либо их неоказания может быть произведен на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пп. 105 - 111 Правил № 354.
В силу п. 105 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Согласно п. 106 Правил № 354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Пунктом 107 Правил № 354 предусмотрено, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Согласно п. 108 Правил № 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Пунктом 109 Правил № 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
В силу п. 110(1) Правил № 354 в случае не проведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Представленный суду акт составлен с нарушением установленных требований, без предварительного обращения в управляющую организацию, без привлечения к проверке ООО «СЖКК-Орбита», в связи с чем обоснованно не принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
В отсутствие надлежаще оформленного акта законных оснований для признания недостатка оказания услуг по содержанию и текущему ремонту МКД у суда не имелось.
При этом вопреки доводам жалобы судом правильно распределено бремя доказывания, поскольку согласно требованиям к порядку установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества, указанным в приведенных выше нормативных правовых актах, обязанность доказать наличие законных оснований для освобождения от оплаты услуг управляющей организацией лежит на потребителе услуг.
Наряду с этим, с учетом установленного факта перерыва в предоставлении коммунальной услуги по вывозу твердых бытовых отходов, который составил 97 и существенно превысил установленную Правилами № 354 продолжительность, суд удовлетворил встречный иск в части требований о взыскании перерасчета за вывоз твердых бытовых отходов и возложил на ООО «СЖКК-Орбита» обязанность произвести Чернецовой Н.Л. перерасчет платы за вывоз твердых бытовых за период с 10.02.2017 по 17.05.2017 за объем не предоставленной в этот период услуги.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны ответчика, занятой при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении и настоящем апелляционном определении, и его отмену не влекут.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чернецовой Н.Л. по доверенности Смирнова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи –