УИД 39RS0002-01-2020-007545-18
Дело № 12-89/21
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Калининград 21 апреля 2021 года
Судья Ленинградского районного суда города Калининграда Дорошенко О.Л.,
при секретаре Перовой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Биндасова В.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. № 04-94-2020 от 30 октября 2020 г. о привлечении государственного предприятия Калининградской области «Единая система Обращения с отходами» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. № 04-94-2020 от 30 октября 2020 г. государственное предприятие Калининградской области «Единая система Обращения с отходами» (далее ГП КО ЕСОО) привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
ГП КО ЕСОО подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В жалобе защитник ГП КО ЕСОО по доверенности Биндасов В.А. просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава, события вменяемого административного правонарушения, а также за его недоказанностью. В обоснование жалобы указывает, что в постановлении не описано событие административного правонарушения, не указана дата и время его совершения, а процитирована полностью диспозиция статьи 8.5 КоАП РФ. Таким образом, обстоятельства, подлежащие доказыванию, должностным лицом не выяснены. Внесённое в адрес ГП КО ЕСОО представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.10.2020 г. № 04-94-2020 полагает незаконным.
В судебном заседании защитник ГП КО ЕСОО по доверенности Биндасов В.А., действующий по доверенности, доводы жалобы поддержал.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Жалоба подана с соблюдением сроков, установленных ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», в государственный реестр включаются сведения об объектах, расположенных в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что государственный реестр включает в себя следующие сведения:
сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» установлено, что в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений. Программа должна содержать разделы:
сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду 27-0139-000099-11 полигон отходов в пос. Круглово, принадлежит ГП КО «ЕСОО» и относится к 1-ой категории, имеет значительную категорию риска, расположен в Калининградской обл., Зеленоградский р-он, пос. Круглово.
В отдел государственного экологического надзора по Калининградской области ГП КО «ЕСОО» представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на полигон отходов в пос. Круглово.
В составе отчета предоставлены:
- форма отчета по форме 2-ТП (воздух), в которой указано, что количество источников загрязнения атмосферы на конец 2019 года составляет 9 (девять) источников из них 1 (один) организованный;
- отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в котором указано 9 (девять) стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
-реестр объектов негативного на окружающую среду по объекту 27-0139-000099- П согласно сведений которого на учет поставлено 10 (десять) источников;
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в которой расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами производится за 10 (десять) источников.
Усматривая в действиях ГП КО «ЕСОО» наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ должностным лицом Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении.
09 октября 2020 года в отношении ГП КО «ЕСОО» составлен протокол по ст. 8.5 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. № 04-94-2020 от 30 октября 2020 г. государственное предприятие Калининградской области «Единая система Обращения с отходами» (далее ГПКО ЕСОО) привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
30 октября 2020 года в адрес ГП КО «ЕСОО»выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 04-94-2020, проверка законности которого в порядке, предусмотренном положениями КоАП РФ, не подлежит.
Факт совершения ГП КО «ЕСОО» действий, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами:
-протоколом по делу об АП,
- формой отчета по форме 2-ТП (воздух), в которой указано, что количество источников загрязнения атмосферы на конец 2019 года составляет 9 (девять) источников из них 1 (один) организованный;
- отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в котором указано 9 (девять) стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
-реестром объектов негативного на окружающую среду по объекту 27-0139-000099-П согласно сведений которого на учет поставлено 10 (десять) источников;
- декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в которой расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами производится за 10 (десять) источников.
Таким образом, вина ГП КО ЕСОО в искажении информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. нашла свое подтверждение.
Однако по данному делу имеются основания, позволяющие признать совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из материалов дела усматривается, что тот объем правонарушения, который вменен по делу, по своему характеру и степени общественной опасности, возможно расценить как малозначительный, принимая во внимание, что расчёт суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019г. производен за 10 (десять) источников, что соответствует данным федерального реестра программно-технического обеспечения учета объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по объекту 27-0139-000099-П, кроме того, такими действиями (бездействием) не нанесен существенный вред охраняемым государством интересам, никаких негативных последствий от данных действий не наступило.
При прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5. Объявление нарушителю устного замечания несет в себе отрицательную правоприменительную оценку административного правонарушения и свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. В этой связи, постановление административного органа подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. № 04-94-2020 от 30 октября 2020 г. о привлечении государственного предприятия Калининградской области «Единая система Обращения с отходами» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ – прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ. Объявить государственному предприятию Калининградской области «Единая система Обращения с отходами» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение 10 дней.
Судья: