63RS0038-01-2021-010779-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2022 года город Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе :
председательствующего: судьи Кривошеевой О.Н.
с участием помощника прокурора Колчиной Е.Е.
при секретаре: Левашовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1194/2022 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Павлову В.В. Павловой Е.А., Павлову А.В. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, о прекращении права общей долевой собственности, признании права общей долевой собственности за муниципальным образованием городской округ Самара,
встречному иску Павлова В.В., Павловой Е.А., Павлова А.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском к ответчикам об изъятии жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным, не пригодным для проживания, путем выкупа, мотивируя свои требования тем, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 16.10.2014г. № 5264 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.03.2021 № 131 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью 246 кв.м. и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. В жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: Павлова Е.А., Павлов А.В., Павлов В.В., что подтверждается справкой от 16.11.2021г. № 17231, выданной МП г.о. Самара «ЕИРЦ». Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ответчик Павлов В.В. В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, в связи с изъятием земельного участка, расположенного по указанному адресу для муниципальных нужд собственникам вышеуказанного жилого помещения, направлено уведомление от 19.03.2021г., Постановление Администрации городского округа Самара от 11.03.2021 № 131, а также проект соглашения. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, площадью 51,0 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 2 027 865 рублей. Исходя из вышеуказанного отчета от 25.01.2021, величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает в себя, в том числе, стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. В соответствии с вышеуказанным отчетом от 25.01.2021 Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд и направлен ответчикам 23.06.2021г. Ответчики не выразили согласие на заключение соглашения. Ссылаясь на ст. 32 ЖК РФ, ст.ст. 292, 304 ГК РФ, истец просит суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 51,0 кв.м., путем выкупа у Павлова В.В., в том числе, стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 2 027 865 рублей. Прекратить право собственности Павлова В.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 51,0 кв.м. После выплаты денежной компенсации Павлову В.В. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 51,0 кв.м., за Муниципальным образованием городской округ Самара. Снять с регистрационного учета ответчиков по указанному адресу.
25.05.2022 г. судом принято встречное исковое заявление Павловой Е.А., Павлова А.В., Павлова В.В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении им взамен жилого помещения, просят суд: обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Павлову В.В. в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте городского округа Самара, площадью не менее ранее занимаемого, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадь. 51,0 кв.м., состоящую из 2-х комнат в двухкомнатной изолированной квартире, признанного аварийным и непригодным для проживания.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску Чекушкин А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить. В удовлетворении встречных требований просил отказать.
Представитель ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску по доверенности Сергеева Е.Е. поддержала встречные исковые требования, первоначальные требования не признали. Против прекращения права собственности на спорную квартиру не возражала, просила предоставить взамен собственнику Павлову В.В. квартиру. Павлов В.В. является собственником квартиры <адрес> остальные ответчики зарегистрированы в ней.
Представитель третьего лица Управления МВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в суд не поступало
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить исковые требования частично путем изъятия жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения, возложении обязанности предоставить в собственность Павлова В.В. равнозначное жилое помещение в черте г.Самара, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Судом установлено, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 16.10.2014г. № 5264, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В данное распоряжение внесены изменения в части установления сроков.
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. № 179.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.03.2021г. № 131 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью 246 кв.м. и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Павлов В.В. на основании договора купли-продажи от 09.07.1997г.
Согласно справке МП г.о. Самара «ЕИРЦ» № Павлов В.В. является собственником указанной квартиры, ответчики Павлова Е.А. (супруга), Павлов А.В. (сын) зарегистрированы в указанном жилом помещении.
Лицевой счет № открыт на имя Павловой Е.А.
П.2.3. Постановлением Администрации г.о.Самара от 11.03.2021г. № 131 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома определено: осуществить переговоры с собственниками изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия.
В адрес Павлова В.В. ДУИ г.о.Самара направлено уведомление от 23.06.2021 г. № 15-07-25/25827 об издании постановления Администрации г.о.Самара от 08.04.2021 г. № 208 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, расположенного на нем многоквартирного дома. Также в адрес Павлова В.В. был направлен проект соглашения
Согласно уведомлению о вручении, указанное письмо было получено Павловым В.В. 23.07.2021г.
В соответствии с п. 3 соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд сумма возмещения составляет 2 027 865 рублей.
Как указывает истец, до настоящего времени ответчики не выразили свое согласие на заключение соглашения
В материалы дела представлен отчет об оценке № 592-168 от 25.01.2021г., подготовленный ООО «Финэкс», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения, общей площадью 51,0 кв.м. по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.01.2021 составляет 2 027 865 рублей.
С указанным ответом об оценке собственник жилого помещения не согласился.
В ходе рассмотрения дела на основании определения суда от 07.02.2022г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Структура», перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- - Какова сумма возмещения, подлежащая выплате в счет изъятия жилого помещения - квартиры, общей площадью 51 кв.м., расположенной в <адрес> находящейся в указанном аварийном подлежащем сносу многоквартирном доме.
- Каковы убытки, связанные с изъятием вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
- Каков размер суммы возмещения стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным домом <адрес>
Согласно заключению эксперта № 191-1/22 от 28.03.2022г., выполненному ООО «Структура», экспертом на поставленные вопросы были представлены следующие выводы:
1). Сумма возмещения, подлежащая выплате в счет изъятия жилого помещения - квартиры, общей площадью 55 кв.м., расположенной в г. <адрес>, находящейся в указанном аварийном подлежащем сносу многоквартирном доме, составляет 2 362 524 рублей.
2) убытки, связанные с изъятием вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, составляют 110 532 рубля;
3) в стоимость квартиры, рассчитанной в рамках сравнительного подхода, включена стоимость общего долевого имущества, в том числе и стоимость общей долевой собственности земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом
В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, экспертное заключение оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Заключение специалиста в гражданском процессе может оцениваться всеми участниками судебного разбирательства. Суд может согласиться с оценкой любого из них, но может и отвергнуть их соображения.
Суд принимает вышеуказанное заключение ООО «Структура», оно соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", составлено квалифицированным экспертом, надлежащим специалистом, имеющим необходимую аккредитацию, является научно-обоснованным, аргументированным, каких-либо неясностей и противоречий не содержит, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованные правовые акты и литературу, ответы на поставленные судом вопросы, является обоснованными, ясными, полными, последовательными, не допускают неоднозначного толкования и не вводят в заблуждение. Эксперт ООО «Структура» до начала производства экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз полномочия, образование, квалификацию, специальности, стаж работы.
Кроме того, выводы данного экспертного заключения сторонами не оспорены, ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы не поступило.
Экспертиза ООО «Структура» осуществлена в соответствии с требованиями правовых актов, применяемых к спорным отношениям и действовавших на момент причинения истцу имущественного вреда.
Государственной программой Самарской области ««Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. № 179, было предусмотрено переселение граждан из многоквартирного дома, в котором ответчику Павлову В.В. принадлежит на праве собственности жилое помещение, планируемом к переселению, и в силу вышеназванных разъяснений ВС РФ именно собственнику предоставлено право выбирать способ выбора обеспечения его жилищных прав.
С учетом указанных обстоятельств и норм материального права, принимая во внимание, что Павлов В.В. выбрал способ обеспечения своих прав путем предоставления ему в собственность, взамен изымаемого, равнозначного по площади другого жилого помещения, отказавшись от заключения соглашения о выкупе, заявив встречный иск, с которым согласна его супруга, поддержала в судебном заседании встречные исковые требования, суд приходит к выводу, что требования ДУИ г.о.Самара подлежат частичному удовлетворению.
Встречные требования Павлова В.В, Павловой Е.А. - предоставить взамен изымаемого жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 51,0 кв.м., расположенное в черте города Самара, подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2.2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных чч. 2 и 2.1 названной статьи, не допускается.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ, частью 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ) 2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Таким образом, указанные положения Федерального закона, применяемые во взаимодействии с вышеуказанными разъяснениями ВС РФ обязывают муниципальное образование учитывать выбор собственника изымаемого жилого помещения по реализации своих жилищных прав.
Учитывая, что встречные требования об обязании предоставить взамен изымаемого жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 51,0 кв.м., расположенное в черте города Самара, судом удовлетворены, суд полагает необходимым возложить на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанность предоставить в собственность Павлова В.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям Закона, в черте города Самары, площадью не менее занимаемой взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара к Павлову В.В., Павловой Е.А., Павлову А.В. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, о прекращении права общей долевой собственности, признании права собственности за муниципальным образованием городской округ Самара, удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Павлова В.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Признать за Муниципальным образованием городской округ Самара право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Данное решение является основанием для снятия с регистрационного учета Павлова В.В., Павловой Е.А., Павлова А.В. с регистрационного учёта по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказать.
Встречный иск Павлова В.В., Павловой Е.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья, удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара, взамен жилого помещения, что соответствует общей площади 51 кв.м., расположенного в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным, подлежащим сносу, по адресу: <адрес> предоставить Павлову В.В. иное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 51 кв.м., расположенное в черте города Самары.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2022 г.
Председательствующий О.Н. Кривошеева