УИД 37RS0021-01-2020-000634-06
Дело № 2-436/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
прокурора – старшего помощника Фурмановского межрайонного прокурора Шепелина А.М.,
представителя ответчика ООО «Центр Середа» Семериковой Н.А.,
представителя третьего лица Администрации Фурмановского муниципального района Бейтикса А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Середа» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Центр Середа» о возложении обязанности совершить определенные действия: устранить нарушения законодательства об обеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирных жилых домов.
Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Центр Середа» законодательства об обеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирных жилых домов. ООО «Центр Середа» имеет лицензию <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Под управлением ответчика находится 41 многоквартирный жилой дом. По состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> ООО «Центр Середа» не направило в Администрацию Фурмановского муниципального района заявку о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО для находящихся в обслуживании многоквартирных жилых домов. В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 21.08.2019 № 654 об утверждении порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на ООО «Центр Середа» обязанность создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов в <адрес>; согласовать с Администрацией Фурмановского муниципального района создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов, в случае размещения контейнерных площадок вне придомовой территории оформить в пользование земельные участки в соответствии с законодательством.
В судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ> Фурмановский межрайонный прокурор изменил исковые требования и просил суд возложить на ООО «Центр Середа» обязанность создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов в <адрес>; согласовать с Администрацией Фурмановского муниципального района создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов (т. 2, л.д. 28).
Прокурор – старший помощник Фурмановского межрайонного прокурора Шепелин А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Центр Середа» Семерикова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Суду представлен отзыв на исковое заявление (т. 1, л.д. 215-216), согласно которому ответчик принимал меры к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ответчик направлял в адрес Администрации Фурмановского муниципального района заявки о предоставлении кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены традиционные места накоплений твердых коммунальных отходов, также ответчик направлял соглашения об использовании земельных участков, на которых планируется создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, полагают, что обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления.
Представитель ответчика ООО «Центр Середа» Каткова Е.В., принимая участие в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления.
Представитель третьего лица Администрации Фурмановского муниципального района Бейтикс А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил суду, что фактически места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов у многоквартирных домов, находящихся в обслуживании ООО «Центр Середа», имеются, но юридически они не существуют, поскольку решением органа местного самоуправления исключены из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района, как не отвечающие требованиям действующего в настоящее время санитарного законодательства.
Суд, выслушав пояснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29.03.2011 № 2-П).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (п. 26 (1)).
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Пунктами 2.2.10, 6.3 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом; данная организация является лицом, обязанным заключить договор на удаление бытовых отходов; в ее функции также входит оборудование площадок с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Согласно письму Роспотребнадзора от 25.09.2018 № 09-8585-2018-40 «О статусе санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениям. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющий подъездной путь для автотранспорта.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно п. 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 в соответствии с п. 5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 21.08.2019 № 654 утвержден порядок согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района. Настоящий Порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Порядок) устанавливает процедуру согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях лежит обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, с органом местного самоуправления (п. 1).
Создание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления на основании письменной заявки (далее - заявка) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (п. 2).
Согласно п. 6 Порядка к заявке прилагаются: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; б) Схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе, выполненная в масштабе 1:2000, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку - в случае, если в связи с размещением объекта планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), схема (план) размещения места (площадки) накопления ТКО; в) согласие на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта; г) проектная документация (при ее отсутствии - предпроектное решение) или эскизный чертеж, содержащий упрощенное изображение, основные параметры места (площадки) для сбора ТКО, наличие места для складирования крупногабаритных отходов; д) решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении в состав общего имущества многоквартирного дома места (площадки) накопления ТКО (в случае создания места (площадки) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена) либо соглашение о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, оформленное по форме согласно приложению N 4 к порядку согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района; е) акт, подтверждающий обоснованность доводов о невозможности размещения места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома; ж) для нежилых зданий - правоустанавливающие документы на земельный участок. Подпункты «д» и «е» пункта применяются в случае подачи заявки физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, действующим в интересах жителей многоквартирного дома.
Согласно п. 1.4.1. Правил благоустройства Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденных Решением Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от 23.03.2017 № 17 благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 5.11.4. Правил благоустройства Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденных Решением Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от 23.03.2017 № 17 площадки для установки мусоросборных контейнеров - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), должны быть спланированы с учетом концепции обращения с ТКО действующей в данном муниципальном образовании, не допускать разлета мусора по территории эстетически выполнены и иметь сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов. Наличие таких площадок рекомендуется предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТКО, и должно соответствовать требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и удобства для образователей отходов. Площадки рекомендуется размещать удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее, чем 20 м, на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) рекомендуется предусматривать возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12 м x 12 м). Рекомендуется проектировать размещение площадок вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий. Территорию площадки рекомендуется располагать в зоне затенения (прилегающей застройкой, навесами или посадками зеленых насаждений). Размер площадки диктуется ее задачами, габаритами и количеством контейнеров, используемых для сбора отходов, но не более предусмотренных санитарно-эпидемиологическими требованиями. Целесообразно площадку помимо информации о сроках удаления отходов и контактной информации ответственного лица снабжать информацией, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры. Покрытие площадки следует устанавливать аналогичным покрытию транспортных проездов. Уклон покрытия площадки рекомендуется устанавливать составляющим 5 - 10% в сторону проезжей части, чтобы не допускать застаивания воды и скатывания контейнера. Контейнеры, оборудованные колесами для перемещения, должны также быть обеспечены соответствующими тормозными устройствами. Сопряжение площадки с прилегающим проездом, как правило, осуществляется в одном уровне, без укладки бордюрного камня, с газоном - садовым бортом или декоративной стенкой высотой 1,0 - 1,2 м. Функционирование осветительного оборудования рекомендуется устанавливать в режиме освещения прилегающей территории с высотой опор - не менее 3 м. Необходимое осветительное оборудование должно быть встроено в ограждение площадки и выполнено в антивандальном исполнении, с автоматическим включением по наступлении темного времени суток. Мероприятия по озеленению площадок для установки мусоросборников территорий рекомендуется производить только по проекту деревьями с высокой степенью фитонцидности, хорошо развитой кроной. Высоту свободного пространства над уровнем покрытия площадки до кроны рекомендуется предусматривать не менее 3,0 м. (высота стандартного штамба дерева из питомника 220-225 см). Допускается для визуальной изоляции площадок применение декоративных стенок, трельяжей или периметральной живой изгороди в виде высоких кустарников без плодов и ягод (все кустарники имеют плоды).
Судом установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: <адрес> в соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрали ООО «Управляющая компания № 3», наименование которой 26.06.2018 изменено на ООО «Центр Середа», что подтверждается сообщением ООО «Центр Середа» (т. 1, л.д. 5), договорами управления многоквартирным домом и протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1, л.д. 44-214), изменениями, вносимыми в Устав ООО «Управляющая компания № 3» и листом записи ЕГРЮЛ (т. 1, л.д. 42, 43).
Согласно актам обследования на предмет организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Центр Середа», на придомовой территории невозможно создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку невозможно соблюсти допустимые расстояния от места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до многоквартирных жилых домов (т. 1, л.д. 1-227-250, т. 2, л.д. 1-13).
В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов установлены п. 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениям. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», п. 5.11.4. Правил благоустройства Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденных Решением Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от 23.03.2017 № 17.
Доказательств того, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные у многоквартирных домов, собственники которых заключили договоры управления многоквартирным домом с ООО «Центр Середа», соответствуют нормам действующего законодательства, суду в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Также судом установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные у многоквартирных домов, собственники которых заключили договоры управления многоквартирным домом с ООО «Центр Середа», не содержатся в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района. Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 16.04.2018 № 273 был утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района, в реестр были включены, в том числе места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные у многоквартирных домов, собственники которых заключили договоры управления многоквартирным домом с ООО «Центр Середа» (т. 2, л.д. 57-70). Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 24.01.2020 № 46 постановление Администрации Фурмановского муниципального района от 16.04.2018 № 273 об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района было отменено (т. 2, л.д. 71-73), в настоящее время в реестр включены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в отношении которых лицами, ответственными за их создание и содержание, в порядке установленном Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 21.08.2019 № 654, поданы заявки об их создании (т. 2, л.д. 74-77, 78-81, 82-83, 85-87, 88-90, 91-93, 94-96, 97-99, 100-102, 103-104).
Доводы представителей ответчика о том, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления суд находит несостоятельными.
Действительно до 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с отходами относилось участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Вместе с тем Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым обязанность по созданию мест накопления и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления только в случае если такая обязанность не лежит на других лицах.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ссылки представителей ответчика на ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, несостоятельны, поскольку такая обязанность в силу закона возлагается на органы местного самоуправления только в том случае, если такая обязанность не лежит на других лицах.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является обязанностью управляющей организации, заключившей с собственниками помещений в многоквартирном доме договор управления, в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом. Таким образом, выбрав способ управления домом управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме, передали соответствующие полномочия, в том числе, по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов управляющей организации, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. Лицами, ответственными за создание и организацию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе являются управляющие компании, которые от имени собственников жилых помещений многоквартирного дома управляют жилыми домами. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению, как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, с 01.08.2020 в плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, на основании Постановлений Администрации Фурмановского муниципального района от 22.07.2020 № 542, 22.07.2020 № 543, от 22.07.2020 № 544 (т. 2, л.д. 29-30, 31-32, 33-34), включена плата для собственников помещений в многоквартирном доме в размере 49 копеек за 1 метр общей площади жилого помещения за работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Данную плату собственники помещений в многоквартирном доме будут оплачивать в пользу управляющих организаций, что подтверждается также показаниями свидетеля Свидетель №1, допрошенной в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>.
Также суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что требования Фурмановского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку многоквартирные дома, собственники помещений в которых заключили договора управления с ООО «Центр Середа», не имеют достаточной площади придомовой территории для размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных отходов за границами земельного участка под многоквартирным жилым домом. Кроме того суд отмечает, что в случае невозможности размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории в силу Постановления Администрации Фурмановского муниципального района от 21.08.2019 № 654 об утверждении порядка согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района, управляющей организации необходимо предоставить акт, подтверждающий обоснованность доводов о невозможности размещения места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома (п.п. «е» п. 6) и решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении в состав общего имущества многоквартирного дома места (площадки) накопления ТКО (в случае создания места (площадки) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена) либо соглашение о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (п.п. «д» п. 6).
Невозможность расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением необходимых отступов от границ жилого дома (не менее 20 метров и не более 100 метров) также не освобождает ответчика от создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку согласно п. 2.3. «СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 при невозможности соблюдения указанных в п. 2.2. Санитарных правил расстояний (расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий должно быть не менее 20 м, но не более 100 м) главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками.
Также суд отмечает, что как следует из ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», Постановления Правительства Ивановской области от 17.06.2015 № 277-п «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов», п. 1.4.1. Правил благоустройства Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденных Решением Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от 23.03.2017 № 17, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суд также находит несостоятельными доводы представителей ответчика о том, что ООО «Центр Середа» предпринимались меры к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем направления в адрес Администрации Фурмановского муниципального района соглашения о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку в силу Постановления Администрации Фурмановского муниципального района от 21.08.2019 № 654 «Об утверждении порядка согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района» данное соглашение является одним из приложений к заявке и подлежит направлению в адрес Администрации Фурмановского муниципального района вместе с заявкой и остальными необходимыми документами.
Из показаний свидетеля Свидетель №2 – главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Фурмановского муниципального района, допрошенной в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что ООО «Центр Середа» с заявками о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Администрацию Фурмановского муниципального района не обращалось.
Запросы ООО «Центр Середа» в адрес Администрации Фурмановского муниципального района о предоставлении кадастровых номеров земельных участков, на которых планируется создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, основаны на неверном толковании управляющей организацией Постановления Администрации Фурмановского муниципального района от 21.08.2019 № 654 «Об утверждении порядка согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района», которое не предусматривает обязательного указания в заявке кадастрового номера земельного участка.
То обстоятельство, что ответчик намерен в будущем заключить договор с иным юридическим лицом по предмету создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правового значения в рассматриваемом деле не имеет, так как действующим законодательством предусмотрено, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по соблюдению Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в силу п. 42 которого управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
На основании изложенного, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлен факт того, что доказательств того, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные у многоквартирных домов, собственники которых заключили договоры управления многоквартирным домом с ООО «Центр Середа» суду в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, принимая во внимание, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «Центр Середа», не включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Фурмановского муниципального района, учитывая, что в силу обязательств, возникших из договоров управления общим имуществом многоквартирного дома, управляющая организация обязана создать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, учитывая, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд приходит к выводу, что исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Середа» о возложении обязанности совершить определенные действия по устранению нарушений законодательства об обеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирных жилых домов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая объем работ, который ООО «Центр Середа» необходимо провести по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов, значительное количество многоквартирных домов, которые заключили договор управления общим имуществом многоквартирного дома с ООО «Центр Середа», приходит к выводу, что разумным и справедливым следует установить срок для исполнения решения суда – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Центр Середа» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов в <адрес>; согласовать с Администрацией Фурмановского муниципального района создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: _________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>