ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2019 года № 33а-4991/2019
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Сотникова И.А., Ширяевской Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Геворкова И. С. на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 04 июня 2019 года, которым уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 27 ноября 2018 года № 45 признано незаконным.
На Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шамова А. С. путём выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №... площадью 1 500 кв.м по адресу: <адрес>, в течение семи рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.
С Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу Шамова А. С. в возмещение судебных издержек взысканы 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., объяснения представителя Шамова А.С. Кирилловой Е.В., судебная коллегия
установила:
Шамов А.С., являющийся арендатором земельного участка с кадастровым №... площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> 06 мая 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (№... от 30 января 2019 года) незаконным; возложении обязанности в течение семи рабочих дней после вступления решения суда в законную силу направить ему уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обоснование требований указал, что арендуемый им земельный участок отнесён к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования для индивидуальной жилой застройки, имеются ограничения в виде зоны с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север». В адрес Минприроды России им было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, в котором указаны основные характеристики дома. Однако, в феврале 2019 года им было получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, мотивированное ссылкой на отсутствие согласования с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта и пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Судом принято приведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Геворков И.С., полагая решение принятым при неправильном применении норм материального и процессуального права, несоответствии изложенных в нём выводов фактическим обстоятельствам, ставит вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе Шамову А.С. в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование указывает на законность оспариваемого уведомления, так как Шамов А.С. не обращался в Минприроды РФ за согласованием вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым №... для целей строительства. Ранее, решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 24 ноября 2017 года отказ в выдаче Шамову А.С. разрешения на строительство был признан законным и обоснованным. В настоящем деле суд пришёл к необоснованному выводу о том, что административный истец не является хозяйствующим субъектов и на него не распространяется обязанность по согласования социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта в порядке пункта 4 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»; такая необходимость обусловлена особым статусом земель национальных парков и их охранных зон, включающим установление для земельных участков особого правового режима их использования. Административным истцом не представлено обоснование связи планируемого строительства с обеспечением функционирования национального парка или расположенных в его границах населённых пунктов. Возложение обязанности выдать уведомление о соответствии свидетельствует о подмене судебным актом соответствующего решения органа исполнительной власти.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Кирилловского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Шамова А.С. Кириллова Е.В. против удовлетворения жалобы возражала, высказав мнение о законности решения суда.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив законность и обоснованность решения, оснований для его отмены не находит.
Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу пункта 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов) разрешение на строительство выдаётся федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и направляет застройщику способом, определённым им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым №... площадью 1 500 кв.м, отнесённым к категории земель населённых пунктов, имеющим разрешённый вид использования отдельно стоящие малоэтажные дома до 2-х этажей, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 августа 2015 года и 19 октября 2015 года администрация поселения Липовское Кирилловского муниципального района Вологодской области передала его в аренду Шамову А.С. на срок 20 лет. Договор аренды прошёл государственную регистрацию в установленном законом порядке 07 июня 2016 года и до настоящего времени не оспорен, недействительным не признан. Участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север».
Постановлением руководителя администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 1029 утверждён градостроительный план земельного участка.
В ноябре 2018 года Шамов А.С. обратился в Минприроды России с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
30 января 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило в адрес Шамова А.С. уведомление № 45 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, датированное 27 ноября 2018 года.
В качестве основания недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства указано отсутствие согласования с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 182 в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья, использования их в рекреационных, эколого-просветительских и научных целях на территории Кирилловского района Вологодской области создан национальный парк «Русский Север» общей площадью 166 400 га, из которых в пользование национальному парку предоставлено 75 900 га земель государственного лесного фонда, без изъятия из хозяйственной эксплуатации включены в состав национального парка 90 500 га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земли населённых пунктов.
Национальный парк «Русский Север» распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещено строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешённой на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения с выделением зон, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зон, в которых экономическая и иная деятельность ограничивается в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Положениями частей 1, 2 статьи 15 названного Федерального закона определено, что зонирование территории национального парка осуществляется с выделением:
заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
зоны традиционного экстенсивного природопользования.
На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
По смыслу пункта «д» части 2 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» допускается строительство и эксплуатация указанных в пункте 2 части 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населённых пунктов.
С этим соотносится положение пункта «д» части 1 статьи 15 этого же Федерального закона, который предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
На основании надлежащего анализа вышеизложенных правовых норм суд пришёл к верному заключению о том, что осуществление строительства на территории населённых пунктов, расположенных в границах национального парка, не исключается при условии, что такая деятельность должна соответствовать виду разрешённого использования земельного участка, не противоречить целям и задачам национального парка и не наносить ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населённых пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Таким образом, использование земельных участков, находящихся в границах национального парка, определяется Минприроды России в процессе функционального зонирования.
В соответствии с пунктом 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нём, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Приказом Минприроды России от 25 октября 2012 года № 345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север», пунктами 10, 10.5 которого предусмотрено, что на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населённых пунктов.
Проанализировав обстоятельства дела, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведёнными правовыми нормами, обоснованно исходил из того, что генеральный план сельского поселения Липовское Кирилловского муниципального района (2010 года с изменениями 2014 года), как основополагающий документ, закрепляющий проект развития населённых пунктов поселения, в соответствии со сводным заключением Министерства экономического развития Российской Федерации считается согласованным Минприроды России в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в связи с чем, приняв во внимание, что арендуемый административным истцом земельный участок входит в зону хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», в границах которой допускается строительство жилых объектов, указанная деятельность соответствует виду разрешённого использования спорного земельного участка, а также отсутствие на указанном земельном участке объектов культурного наследия и зоны охраны объектов культурного наследия, пришёл к правильному выводу о незаконности оспариваемого уведомления Минприроды России и нарушении им прав административного истца.
При этом с учётом положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей, что основной целью признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, является устранение допущенных нарушений или препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановление данных прав, свобод и законных интересов указанным судом способом в установленный им срок, суд в целях восстановления нарушенных прав административного истца правомерно возложил на административного ответчика обязанность выдать уведомление о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства в течение 7 дней с момента вступления в законную силу решения, поскольку иных обстоятельств, препятствующих выдаче указанного разрешения, административным ответчиком не приведено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Геворкова И. С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: