Решение по делу № 2-1007/2021 ~ М-590/2021 от 25.02.2021

Дело №2-1007/2021

11RS0005-01-2021-001543-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Ухта Республика Коми

18 марта 2021 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.,

с участием старшего помощника прокурора г. Ухты Володиной В.А.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты в интересах Шулыгина С.Н. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор г. Ухты обратился в Ухтинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Шулыгина С.Н. с требованиями к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – Администрация) о взыскании компенсации морального вреда в размере 500.000 руб., вызванного причинением телесных повреждений, нанесенных укусами безнадзорных собак.

Определением суда от 26.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена индивидуальный предприниматель Игнатенок В.А. (далее по тексту – ИП Игнатенок В.А.).

В судебное заседание третье лицо ИП Игнатенок В.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, отзыв на исковое заявление не представила. Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал и показал, что 17.12.2020 около 19-30 часов он шел с базы пос. УРМЗ домой один. Сзади услышал лай собак, он никогда не боялся собак и поэтому на это не обратил внимание. Потом был сильный толчок сзади, он упал и стая собак около 6-ти стала рвать на нем одежду и кусать его от головы до ног. Он помнит только первые укусы собак и больше не помнит, был то ли в шоке, то ли в бессознательном состоянии. Когда он пришел в себя, он был в магазине Магнит, у него из всего тела текла кровь, работники магазина оказали ему первую помощь и потом на скорой помощи его увезли в больницу. В больнице места, где были вырваны куски мяса зашивали, всего около 50 ран зашили, его зашивали около 2,5 часов. После стационарного лечения он лечился амбулаторно во второй поликлинике у травматолога до 20.01.2021 (перевязки, уколы), проходил реабилитацию в грязелечебнице (обработка больших ран, физкультура), последний укол был сделан 16.03.2021. После всего случившегося у него в настоящее время левая рука до конца не разгибается и он не может ею носить более 2 кг., тянет ягодица, где были вырваны куски мяса и т.п. Он стал бояться собак. Ранее работал неофициально на базе УРМЗ грузчиком, сейчас работать не может.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ухты Володина В.А. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель Администрации МОГО «Ухта» по доверенности Смирнова Н.А. исковые требования признала, просила взыскать компенсацию морального вреда в разумных пределах.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что 17.12.2020 примерно в 19:30 часов в районе магазина «Магнит ОПТ», расположенного по адресу: .... на Шулыгина С.Н., <...> г. года рождения, напала стая безнадзорных собак, собаки повалили его на землю, разорвали одежду, которая была на Шулыгине С.Н., и нанесли ему множественные укусы.

Сразу после происшествия Шулыгина С.Н. машиной скорой медицинской помощи доставили в ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница ....».

Согласно выписке из истории болезни от 08.01.2021 ...., Шулыгин С.Н. поступил в ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница ....» 17.12.2020, в ходе осмотра ему установлен диагноз: множественные рвано-укушенные раны и ссадины головы, верхних и нижних конечностей, передней и задней поверхности туловища. Травматический шок I степени. Проводилась местная, симптоматическая, антибактериальная терапия. Лечение с положительной динамикой - болевой синдром купирован, раны обоих локтевых сгибов и левого бедра заживают вторичным натяжением, осложнений нет.

17.12.2020 Шулыгину С.Н. оказана первая медицинская помощь, проведена антирабическая вакцинация с последующим систематическим посещением больницы по расписанию листа учета.

С 17.12.2020 по 08.01.2021 Шулыгин С.Н. находился на стационарном лечении в травматологическом отделении ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница ....»; 17.12. 2020 –ПХО ран головы, верхних и нижних конечностей, 26.12.2020 – наложение вторичных швов на рану правого локтевого сгиба. Амбулаторное лечение длилось до 20.01.2021, после чего истец проходил реабилитацию в Ухтинской грязелечебнице, последний укол был сделан 16.03.2021.

В соответствии с пп. 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», осуществление полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Из положений Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усматривается, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (пп. 1 ст. 18), а деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в т.ч., в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев (пп. 1 ч. 1 ст. 17) и предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (пп. 2 ч. 1 ст. 17).

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54, установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей (п. 9.2). Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 9.5).

На основании ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1, 5, 10, 11 Закона Республики Коми от 01.01.2015 №115-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок с 01.01.2016.

Кроме того, ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, начиная с 01.01.2016 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 29.06.2015 №1437 утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования городского округа «Ухта», в соответствии с которым финансирование расходов по осуществлению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету, регулированию численности безнадзорных животных производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций, и средств бюджета МОГО «Ухта (п. 1.3).

Мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету, регулированию численности безнадзорных животных осуществляются организациями, укомплектованными работниками, оборудованием и деятельности посредством заключения договора или муниципального контракта (п. 1.4).

20.11.2020 между МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта», действующего от имени муниципального образования городского округа «Ухта» (Заказчик) и ИП Игнатенок В.А. (Исполнитель) заключен муниципальный контракт №...., предметом которого являются услуги по: отлову, передержке, клиническому осмотру, ветеринарной помощи, а так же эвтаназии и утилизации трупов животных без владельцев (собак) (п. 1.1).

Согласно пп. 4.2.3, 4.2.4 муниципального контракта и пп. 2.1, 2.3 технического задания, являющегося приложением к муниципальному контракту, отлов безнадзорных животных производится Исполнителем в течение 24 часов с момента поступления заявок от Заказчика по телефону или в письменной форме на отлов безнадзорных животных, а так же собственного ежедневного осмотра территории с целью выявления животных без владельцев.

Муниципальный контракт заключен на срок с 20.11.2020 по 20.12.2020 (п. 3.2).

Как следует из журнала учета заявок на отлов животных без владельцев МУ «УЖКХ», сведения от граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта» о наличии стаи агрессивных собак в районе дома №.... по .... поступали 06.10.2020. Так же о стае безнадзорных собак находящейся в районе дома №.... по .... и дома №.... по .... сообщалось 14.10.2020 и 03.12.2020, данные улицы проходят параллельно .... и находятся от нее на расстоянии 1,3 км и1,5 км соответственно.

Сведений о том, что в указанных районах были осуществлены мероприятия по отлову животных без владельцев, материалы дела не содержат.

Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьи 1064, 1069 помещены в параграфе 1 «Общие положения о возмещении вреда» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ. Статья 1099 («Общие положения»), находящаяся в параграфе 4 «Компенсация морального вреда» той же главы 59 ГК РФ, содержит общие нормы об основаниях и размере компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, основаниями для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения причиненного вреда, является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие ущерба, вина причинителя вреда, противоправность действий, причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и причиненным ущербом. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, правовых оснований для возмещения ущерба не имеется.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная пп. 1 и 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Из этого следует, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является, именно то лицо, которое указывается в качестве ответчика (причинную связь между его действиями (бездействием) и нанесенным ущербом).

На причинителе вреда лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

Факт причинения Шулыгину С.Н. физических и нравственных страданий вследствие укусов безнадзорных собак сторонами не оспаривается.

В частности, данные обстоятельства подтверждаются пояснениями Шулыгина С.Н., которые в соответствии со ст. 55 ГПК РФ являются одним из видов доказывания, выпиской из истории болезни от 08.01.2021 .... ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница ....», картой обратившегося за антирабической помощью от 17.12.2020 ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница ....».

Нормы закона, предусматривающие осуществление администрацией МОГО «Ухта» отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношениях с третьими лицами имеют приоритетное значение перед распорядительными актами по реализации таких полномочий и перед условиями договора, заключенного с исполнителем работ.

Ненадлежащее осуществление исполнителями обязательств по обращению с животными без владельцев не освобождает орган местного самоуправления от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам при осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, денежные средства при удовлетворении исковых требований подлежат взысканию за счет средств казны муниципального образования.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Определяя размер компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных Шулыгину С.Н. физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых ему был причинен физический вред, длительность стационарного и амбулаторного лечения, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости и полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200.000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора г. Ухты в интересах Шулыгина С.Н. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Ухта» за счет средств казны муниципального образования городского округа «Ухта» в пользу Шулыгина С.Н., <...> г. года рождения, уроженца ...., зарегистрированного по адресу: д. ...., проживающего по адресу: .... компенсацию морального вреда в размере 200.000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 19 марта 2021 года.

Судья Ухтинского городского суда Хазиева С.М.

2-1007/2021 ~ М-590/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор г. Ухта
Шульгин Сергей Николаевич
Ответчики
администрация МОГО "Ухта"
Другие
ИП Игнатенок Виктория Александровна
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее