Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2389/2023 ~ М-2342/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-2389/2023

73RS0004-01-2023-002982-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2023 года                         город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Высоцкой А.В.,

при секретаре Айзатулловой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Крупник Валентины Николаевны к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты в электронном виде на обеспечение лекарственным препаратом, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Крупник В.Н. обратился в суд с иском к ГУЗ «Городская поликлиника №5», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты в электронном виде на обеспечение лекарственным препаратом, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, указав в обоснование следующее.

Прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска в связи с поступившим обращением Крупник В.Н. проведена проверка, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства.

Так, установлено, что Крупник В.Н. является инвалидом 3 группы. Выставлен диагноз: <адрес>.

В соответствии с рекомендациями врача-невролога ФГБНУ «Научный Центр Неврологии», главного внештатного специалиста-невролога Министерства здравоохранения Ульяновской области Преображенской Е.С. по жизненным показаниям Крупник В.Н. рекомендовано проведение <данные изъяты>.

Нуждаемость Крупник В.Н. в лекарственном препарате «<данные изъяты>» также подтверждена протоколом врачебной комиссии №93 от 21.07.2022 ГУЗ «Городская поликлиника №5».

Крупник В.Н. относится к льготной категории граждан. В соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата, проведение терапии <данные изъяты> возможно в условиях дневного стационара в поликлинике по месту прикрепления пациента.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Крупник В.Н. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» не приняты.

Просит обязать ГУЗ «Городская поликлиника №5» выписывать Крупник В.Н. льготные рецепты в электронном виде на лекарственный препарат «<данные изъяты>» в количестве (дозе) необходимом для лечения на основании рекомендаций врача-невролога ФГБНУ «Научный Центр Неврологии», главного внештатного специалиста-невролога Министерства здравоохранения Ульяновской области, протокола врачебной комиссии №93 от 21.07.2022 ГУЗ «Городская поликлиника №5»; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Крупник В.Н. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве (дозе) необходимом для лечения согласно назначения врачей.

В судебное заседание и.о. прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах Крупник В.Н., не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Истец Крупник В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, в заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования и.о. прокурора Заволжского района города Ульяновска, заявленные в ее интересах, просит удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Ульяновской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен, суду представлен письменный отзыв, в котором представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает.

Представитель ответчика - ГУЗ «Городская поликлиника №5» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен, суду представлен письменный отзыв.

Представители третьих лиц – ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания указанные третьи лица извещены.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, инвалиды обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н, пункт 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

В соответствии с п. 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России 14.01.2019 № 4н, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

В силу п.п. 3, 11 Порядка сведения о назначенном лекарственном препарате вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента, а в случае назначения лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на их бесплатное получение, медицинский работник оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке, оформленном на бумажном носителе за своей подписью, и (или) с согласия пациента или его законного представителя на рецептурном бланке в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», п. 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Пунктом 2.5.1 указанного Порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Согласно п. 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Материалами дела установлено, что Крупник В.Н., 19.05.1960 года рождения, является инвалидом 3 группы, в марте 2021 г. ей выставлен диагноз: (основное заболевание, сопутствующие осложнения): <данные изъяты>).

В соответствии с рекомендациями врача-невролога ФГБНУ «Научный Центр Неврологии», главного внештатного специалиста-невролога Министерства здравоохранения Ульяновской области Преображенской Е.С., по жизненным показаниям Крупник В.Н. рекомендовано проведение внутривенной терапии <данные изъяты>.

Нуждаемость Крупник В.Н. в лекарственном препарате «<данные изъяты>» также подтверждена протоколом врачебной комиссии №93 от 21.07.2022 ГУЗ «Городская поликлиника №5».

Препарат иммуноглобулина входит в перечень жизненно важных лекарственных средств на основании распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р.

Крупник В.Н. относится к льготной категории граждан. В соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата, проведение терапии <данные изъяты> возможно в условиях дневного стационара в поликлинике по месту прикрепления пациента, на что указано главным врачом ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» в ответе заместителю прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска от 31.05.2023.

Доказательств того, что ГУЗ «Городская поликлиника №5» выписываются Крупник В.Н. льготные рецепты в электронном виде на лекарственный препарат «иммуноглобулин человеческий нормальный» в количестве (дозе) необходимом для лечения на основании рекомендаций врача-невролога ФГБНУ «Научный Центр Неврологии», главного внештатного специалиста-невролога Министерства здравоохранения Ульяновской области, протокола врачебной комиссии №93 от 21.07.2022 ГУЗ «Городская поликлиника №5», - не представлено, как и не представлено доказательств того, что Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Крупник В.Н. лекарственным препаратом «иммуноглобулин человеческий нормальный» приняты, - следовательно, исковые требования и.о. прокурора Заволжского района г.Ульяновска, заявленные в интересах Крупник В.Н., являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 56, 167, 194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Крупник Валентины Николаевны к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты в электронном виде на обеспечение лекарственным препаратом, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, удовлетворить.

Обязать ГУЗ «Городская поликлиника №5» выписывать Крупник Валентине Николаевне льготные рецепты в электронном виде на лекарственный препарат «<данные изъяты>» в количестве (дозе) необходимом для лечения на основании рекомендаций врача-невролога ФГБНУ «Научный Центр Неврологии», главного внештатного специалиста-невролога Министерства здравоохранения Ульяновской области, протокола врачебной комиссии №93 от 21.07.2022 ГУЗ «Городская поликлиника №5».

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Крупник Валентину Николаевну лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве (дозе) необходимом для лечения согласно назначения врачей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья             А.В. Высоцкая

Мотивированное решение будет изготовлено 18.07.2023

2-2389/2023 ~ М-2342/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Заволжского района
Крупник В.Н.
Ответчики
ГУЗ Городская поликлинина № 5
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница
ГУ Ульяновская государственная аптека
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Высоцкая А. В.
Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Дело оформлено
23.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее