Дело № 2-485/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
09 ноября 2012 года г. Кемь Республика Карелия
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Блаженовой Т.М.,
с участием прокурора Кемского района Кытькова А.В.
при секретаре Бахур Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Стретович В.Г. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации и назначении данной компенсации,
установил:
Прокурор Кемского района на основании ст. 45 ГК РФ обратился в суд в интересах Стретович В.Г. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы города Кеми и Кемского района» (далее ГКУ СЗ «ЦСР г. Кеми и Кемского района») с названными требованиями по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ рядовой С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в период прохождения воинской службы <данные изъяты>). 06.09.2012 года ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и Кемского района» отказано матери погибшего Стретович В.Г. в назначении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в связи с отсутствием в представленных заявителем документах сведений о том, что смерть С. наступила при исполнении им обязанностей военной службы, либо вследствие военной травмы. Данное решение является незаконным, поскольку документально подтверждено, что смерть С. связана с прохождением воинской службы, Стретович В.Г. в силу наличия родственных отношений (мать) и необходимого возраста старше 50 лет имеет право на ежемесячную компенсацию, предусмотренную законом. В связи с чем, просит признать отказ ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении Стретович В.Г. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 № З06-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» незаконным и обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную законодательством с 17.07.2012 года.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, уточнил, что компенсацию возможно назначить с 01 января 2012 года.
Истец Стретович В.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что сын был призван на срочную службу ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ. Она 12 лет получала льготы в связи с его гибелью. По справке из военкомата, ответа из архива сын умер в период прохождения военной службы. При прохождении военно-медицинской комиссии сын был здоров, на учете у врачей не состоял. Служил в связи, писал, что очень плохое питание.
Представитель ответчика по доверенности Блинков В.Л. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что с заявлением установленной формы и со всеми приложенными документами истица обратилась только 17 июля 2012 года, отказ получила 28 августа 2012 года. В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ установлено, что в случае смерти военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Для получения данной компенсации члены семьи, согласно подпункту «б» пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 142 должны представить в уполномоченный орган документ, подтверждающий смерть военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего наступила вследствие военной травмы.
Стретович В. Г. в качестве таких документов представила в Центр извещение районного военного комиссара о смерти С. и справку военного комиссара города Кемь от ДД.ММ.ГГГГ. Данные документы не могут служить основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной Законом, по тем основаниям, что в извещении не указано, что смерть наступила во время исполнения обязанностей военной службы. В справке от ДД.ММ.ГГГГ указано, что С. умер в период прохождения военной службы <данные изъяты>. Понятие «период прохождения военной службы», который охватывает весь промежуток времени, в течении которого гражданин числится в рядах ВС РФ, шире понятия «исполнение обязанностей военной службы», под которым подразумевается время, когда военнослужащий непосредственно исполняет обязанности, установленные ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы». Поэтому из этой справки также не следует, что смерть С. наступила во время исполнения обязанностей военной службы. В данной справке есть указание на то, что смерть С. связана с исполнением обязанностей военной службы. Данное положение следует понимать как то, что смерть (<данные изъяты>) стала следствием ранее исполняемых обязанностей военной службы, то есть у С., согласно п. 8 ст. 3 Закона, имелась «военная травма». Но для подтверждения причинно-следственной связи между смертью военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы, а также наличия «военной травмы», Стретович В. Г., согласно подпункту «б» пункта 4 Правил, должна была представить в Центр копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего наступила вследствие военной травмы.
На основании имеющихся у истца документов невозможно утверждать то, что смерть С. наступила при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы. Считают, что данный факт должен быть установлен судом. При наличии судебного решения об установлении взаимосвязи заболевания ее сына, приведшего к смерти, с исполнением обязанностей военной службы она сможет вновь обратиться в Центр за назначением ежемесячной денежной компенсации и данная компенсация будет ей назначена с 1 января 2012 года независимо от даты принятия решения, если, только, обращение последует не позднее 31 декабря 2014 года.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что сын истицы С. ДД.ММ.ГГГГ призван Кемским РВК для прохождения срочной службы в Вооруженных силах.
ДД.ММ.ГГГГ С. умер <данные изъяты>.
Согласно данных архивной справки Центрального архива МО РФ <адрес> № смерть рядового С. связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно справке объединенного военного комиссариата города Кемь РК № от ДД.ММ.ГГГГ, рядовой С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы <данные изъяты>). Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
По данным ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК, Стретович В.Г. получает пенсию по старости и социальную пенсию по случаю потери кормильца (справка № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Стретович В.Г. обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и Кемского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации согласно Федеральному закону № 306-ФЗ от 07.11.2011 года.
Решением начальника ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и Кемского района» Стретович В.Г. было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации, так как в извещении о гибели не указано, что причина смерти военнослужащего связана с исполнением обязанностей военной службы, либо наступила вследствии военной травмы.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона РФ от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Далее Закон) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Закона установлено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются: родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами. Частью 17 статьи 3 Закона установлено, что порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом «б» частью 2 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (вместе с «Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации») (далее - Правила) установлено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Частью 3 Правил установлено, что назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В Кемским районе республики Карелия органом в сфере социальной защиты населения является ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и Кемского района».
В соответствии с ч. 5 Правил установлено, что члену семьи, одновременно получающему пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсию в уполномоченном органе, ежемесячная денежная компенсация назначается в соответствии с настоящими Правилами при условии документального подтверждения того, что выплата указанной компенсации не производится органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Пунктом б ч.4 Правил установлен перечень документов, необходимых для назначения компенсации членам семьи, в частности -копия документа, подтверждающего гибель (или смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы.
Истицей при подаче заявления в Центр социальной защиты была представлена справка военного комиссара города Кемь от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой С. умер в период прохождения воинской службы <данные изъяты>), смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, т.е. документ предусмотренный вышеуказанным пунктом Правил. Данный документ ни кем не оспаривался, у суда не имеется оснований не доверять справке.
Доводы ответчика о необходимости предоставления заключения военно-врачебной комиссии о смерти вследствие военной травмы суд считает не обоснованными и противоречащими закону, так как Правила содержат исчерпывающий перечень предоставляемых документов.
Исходя из анализа вышеуказанного законодательства, оценивая представленные доказательства, учитывая, что смерть С. связана с исполнением обязанности воинской службы, а также то, что Стретович В.Г. в силу наличия родственных отношений (является матерью умершего военнослужащего С.) и необходимого возраста старше 50 лет имеет право на ежемесячную компенсацию, предусмотренную законом, суд считает решение начальника ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и Кемского района» Н. от отказе в назначении Стретович В.Г. ежемесячной денежной компенсации не законным и обоснованным, а требования истца подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает пояснения и отзыв ответчика о начислении денежной компенсации Стретович В.Г. с 01 января 2012 года независимо от даты принятия решения в пользу Стретович В.Г.
На основании ч. ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Иск прокурора Кемского района удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении Стретович В.Г. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона РФ от 07 ноября 2011 года № З06-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с 01 января 2012 года назначить Стретович В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 9 статьи 3 Федерального закона РФ от 07 ноября 2011 года № З06-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» в пользу бюджета Кемского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Председательствующий: Т.М. Блаженова
Решение в окончательном виде 14 ноября 2012 года.