РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело № по заявлению Колпаковой О. М. об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области,
установил:
Колпакова О.М. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что 14.09.2005 г. между ней и ООО «СИМАКС» был заключен договор №11/05 о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: г. Самара, <адрес>, на 2 комнатную квартиру площадью 83,8 м2. Срок сдачи дома в эксплуатацию – 2 квартал 2007 г. Цена договора составила <данные изъяты> и была полностью оплачена не указанным заявительницей кредитором. Она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан. 4.04.2019 г. решением Министерства строительства Самарской области Колпаковой О.М. было отказано во включении в её реестр пострадавших граждан в соответствии с пп.4 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр., в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве. Просит признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 4.04.2019 г. об отказе во включении её в реестр пострадавших граждан, обязать Министерство строительства Самарской области включить её в реестр пострадавших граждан.
Ответчиком был представлен письменный отзыв (л.д. 13-18).
Дело рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства на основании п.7 ст.150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 14.09.2005 г. между ООО «Самарская инвестиционная межрегиональная ассоциация капитального строительства» и истицей был подписан договор участия в долевом строительстве № (л.д. 34-35), по условиям которого застройщик (ООО «Самарская инвестиционная межрегиональная ассоциация капитального строительства») обязался передать дольщику (истице) по завершении строительства двухкомнатную квартиру без номера на 4 этаже во 2 секции дома по адресу: <адрес> площадью 83,8 м2. Стоимость долевого строительства составляла <данные изъяты> за 1 м2).
Истица уплатила застройщику <данные изъяты> 5 частями (л.д. 37).
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Самары от 11.05.2016 г. договор участия в долевом строительстве между Колпаковой О.М. и ООО «Самарская инвестиционная межрегиональная ассоциация капитального строительства» был расторгнут в связи с неисполнением застройщиком своих обязательств в установленный срок, на основании пп.1 п.1 ст.9 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», с застройщика взыскана уплаченная истицей по договору сумма.
В соответствии с п.7 ст.23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признаёт в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение №1 к приказу), а также Правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение №2 к приказу).
Согласно ст.2 Закона Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области» уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области, в чьи полномочия входит ведение реестра обманутых дольщиков, является Министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что 7.03.2019 г. заявительница обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан (л.д. 32).
Решением комиссии Министерства строительства Самарской области по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, от 26.03.2019 г. (л.д. 31) во включении заявительницы в реестр отказано на основании пп.4 п.10 названных выше Правил, т.е. в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключённого между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта.
Указанное решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи с чем оно может быть оспорено ею в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.
В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ, по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из изложенного выше следует, что оспариваемое решение об отказе во включении заявительницы в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина, на которые сослался орган государственной власти, предусмотрены соответствующим подзаконным нормативным актом. Таким образом, процедурные нормы при принятии оспариваемого решения ответчиком соблюдены.
Решение Министерства строительства Самарской области от 19.10.2018 г. мотивировано пп.4 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, т.е. расторжением договора участия в долевом строительстве, заключённого между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта.
Формальные основания для такого вывода имелись, поскольку договор участия в долевом строительстве между заявительницей и застройщиком действительно расторгнут.
Однако договор был расторгнут по решению суда в связи с неисполнением застройщиком своих обязательств, при этом правовым последствием расторжения договора определено взыскание в пользу участника долевого строительства уплаченной застройщику суммы.
Решение суда до настоящего времени не исполнено, несмотря на принятие мер к его принудительному исполнению, о чём свидетельствует факт обращения Колпаковой О.М. в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о несостоятельности (банкротстве) ООО «Самарская инвестиционная межрегиональная ассоциация капитального строительства» в связи с неисполнением им денежного обязательства по возврату суммы, уплаченной по договору участия в долевом строительстве (л.д. 44-45, 46-47).
Таким образом, истица по прежнему удовлетворяет критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
Отказ во включении её в реестр пострадавших граждан лишит её мер государственной поддержки при том, что защита ей нарушенного права частноправовыми средствами оказалась безуспешной.
Если требования истицы к застройщику будут удовлетворены в ходе процедур несостоятельности (банкротства), истица утратит право на включение в реестр пострадавших граждан.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Колпаковой О. М. решение об отказе во включении её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принятое 26.03.2019 г. на заседании комиссии по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, при Министерстве строительства Самарской области.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь