Дело № 2-4129/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2014 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плаксиной В.Г. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане,
установил:
Плаксина В.Г. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, возложении на ответчика обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане существующей территории подлежащего предоставлению в собственность Плаксиной В.Г. земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося в <адрес>, с исходными геодезическими данными: <данные изъяты>
В обоснование своих требований истец указала, что органом местного самоуправления ей незаконно отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ввиду отсутствия проекта межевания и планировки под малоэтажную комплексную застройку в пос. Пасово г. Смоленска. Плаксина В.Г. также указала, что реализация ее прав на получение в собственность земельного участка не может быть поставлена в зависимость от процедуры разработки и утверждения названного проекта планировки.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Смоленска.
Плаксина В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчиков Администрации г. Смоленска, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Новикова А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что согласованию схемы расположения земельного участка препятствует отсутствие утвержденного проекта планировки территории <адрес>, предусмотренного генеральным планом под осуществление малоэтажной застройки, который в настоящее время на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ находится в разработке.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела третье лицо извещено.
Представитель третьего лица ООО «Инженерно-кадастровая фирма по земле» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела третье лицо извещено.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Ранее действовавшим законом Смоленской области от 10 июня 2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» было предусмотрено бесплатное предоставление для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона).
Судом установлено, что согласно решению Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области была возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Плаксиной В.Г. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске площадью в пределах нормы предоставления, не менее 1 000 кв.м. и не более 1800 кв.м., с проведением за счет Плаксиной В.Г. работ по формированию данного земельного участка.
Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области истцу был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> в <адрес>, истцу было предложено представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную Администрацией г. Смоленска, с исходными геодезическими данными (л.д. 3).
За счет Плаксиной В.Г. ООО «Инженерно-кадастровая фирма по земле» составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, которая была представлена на согласование в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.
Письмом Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании схемы расположения земельного участка истцу отказано со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта планировки территории пос. Пасово г. Смоленска, предусмотренного генеральным планом под осуществление малоэтажной застройки, а также отсутствие согласования представленной схемы с МКП «Зеленстрой» и ТЦ «Геомониторинг – Смоленск» (л.д. 16).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно положений п. п. 1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 03 октября 2011 года N 1922-адм (в ред. постановлений от 11 декабря 2012 года №2217-адм, от 12.03 2013 №440-адм), предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются: 1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается, прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя); 2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска; 4) отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки незастроенных территорий, предусмотренного генеральным планом под осуществление малоэтажной застройки; 5) отсутствие в сложившейся индивидуальной застройке утвержденного главным архитектором города Смоленска планировочного решения, обеспечивающего инженерно-транспортную инфраструктуру.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Законом Смоленской области от 8 февраля 2007 года № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
В силу положений Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ).
Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно установлена Порядком организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 года № 243.
В соответствии с п. 2.3-2.6 Порядка в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка, либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта.
Из анализа приведенных норм следует, что разрешение вопроса о праве гражданина на приобретение земельного участка в собственность относится к компетенции Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В случае предоставления гражданину в собственность земельного участка орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими физическую невозможность формирования участка в данной местности.
Из материалов дела усматривается, что Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области Плаксиной В.Г. было разрешено формирование земельного участка на конкретной территории с предоставлением исходных геодезических данных (л.д. 16).
Указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 (с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от 27.08.2013 №926) находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), градостроительный регламент которой разрешает строительство индивидуальных жилых домов.
На основании ч.6 ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Предоставление земельного участка должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является одним из этапов его предоставления.
Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства может быть обусловлено особенностями развития поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
В соответствии с решением Смоленского городского Совета от 27.08.2013 №926 в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 №490, внесены следующие изменения в части видов и границ территориальных зон, обозначенных на карте градостроительного зонирования: в районе поселка Пасово изменены границы территориальных зон Р1 (зона рекреационно-природных территорий) и Ж1 (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа) с включением в границы территориальной зоны Ж1 земельного участка ориентировочной площадью 156,5 га.
Данное решение, относящее спорный земельный участок и соответствующую территорию к территориальной зоне, допускающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, вступило в силу со дня его официального опубликования (10.09.2013г.).
Объективных данных о наличии препятствий по расположению испрашиваемого земельного участка для его застройки Администрацией г.Смоленска суду не представлено.
Формирование земельного участка на этапе утверждения схемы земельного участка в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска не требует согласования схемы с МКП «Зеленстрой» на предмет имеющихся на участке зеленых насаждений (кустарников) либо с ТК «Геомониторинг-Смоленск» на предмет возможности выполнения соответствующих инженерных изысканий, поскольку является одним из этапов для принятия компетентным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства. Ссылки Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска в письменных возражениях на нормативные документы, регламентирующие правила производства земляных работ и осуществления вырубки леса являются несостоятельными, поскольку не регламентируют возникшие между Плаксиной В.Г. и органом местного самоуправления правоотношения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что право истца на приобретение в собственность земельного участка не может быть поставлено в зависимость от исполнения органами местного самоуправления входящих в их компетенцию функций по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а именно подготовке и утверждению проекта межевания и планировки под малоэтажную комплексную застройку в <адрес>.
В этой связи следует признать незаконным отказ ответчика Администрации г.Смоленска в согласовании подготовленной ООО «Инженерно-кадастровая фирма по земле» схемы расположения на кадастровом плане существующей территории подлежащего предоставлению в собственность Плаксиной В.Г. земельного участка, площадью <данные изъяты>, находящегося в <адрес>, по основанию отсутствия проекта застройки этой территории, включая ссылки ответчика в письменном ответе на отсутствие согласования схемы с МКП «Зеленстрой» на предмет имеющихся на участке зеленых насаждений (кустарников) и с ТК «Геомониторинг-Смоленск» на предмет возможности выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Заключенный между Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска и <данные изъяты> муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке проекторной документации «Проект планировки межевания земельного участка под комплексную жилую застройку территории в районе ДД.ММ.ГГГГ» устраняет неопределенность относительно градостроительного использования территории жилой застройки в районе <адрес> с учетом установленных градостроительных регламентов, но не является основанием ограничения или условием реализации прав истца на получение муниципальной услуги по согласованию схемы земельного участка.
Согласно п. п. 1.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03 октября 2011 года N 1922-адм, предоставление муниципальной услуги по согласованию схемы земельного участка осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска.
В этой связи на уполномоченный орган местного самоуправления – Администрацию г.Смоленска следует возложить обязанность согласовать подготовленную ООО «Инженерно-кадастровая фирма по земле» схему расположения на кадастровом плане существующей территории подлежащего предоставлению в собственность Плаксиной В.Г. земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося в <адрес>
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
иск Плаксиной В.Г. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.Смоленска в согласовании подготовленной ООО «Инженерно-кадастровая фирма по земле» схемы расположения на кадастровом плане существующей территории подлежащего предоставлению в собственность Плаксиной В.Г. земельного участка, площадью <данные изъяты>, находящегося в <адрес>,
Обязать Администрацию г.Смоленска утвердить схему расположения на кадастровом плане существующей территории земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося в пос<адрес>, с исходными геодезическими данными: <данные изъяты>, подлежащего предоставлению в собственность Плаксиной В.Г.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова