№ 2-1809/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
с участием старшего помощника Свободненского городского прокурора Гриневой М.В.,
представителя ответчика администрации г.Свободного Присич С.С., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного и Свободненского района к администрации города Свободного об обязании оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: -- приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу,
у с т а н о в и л:
Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, жителей -- и -- обратился в суд с исковым заявлением к администрации -- об обязании оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от -- привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора-Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного.
Свои требования истец мотивировал тем, что Свободненской городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры области от -- -- «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 г.г.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190 полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261 следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 261 начиная с -- муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 190 количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 190 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Во исполнение названной нормы законодательства постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В силу п. 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п. 15 правил -- коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Котельные, расположенные по адресу: -- принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Свободный.
Указанные котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению многоквартирные дома, социальные объекты, в т.ч. муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады), а также лечебное учреждение.
В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки к отопительному периоду.
В соответствии с п. 2 Правил -- проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В п. 10 Правил -- предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:
- не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии;
- не позднее 1 ноября для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по Амурской области проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 – 2019 г.г. муниципального образования г. Свободный, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии.
Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию г. Свободный паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии – отсутствие приборов учета на котельных.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества.
Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также, в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поэтому прокурор обратился с указанным иском.
В судебном заседании старший помощник Свободненского городского прокурора Гринева М.В. поддержала заявленные требования на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.Свободного Присич С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного, не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица ООО «Теплоинвест», не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил, представил письменный отзыв, согласно которого источники тепловой энергии по договору аренды от -- --, заключенному и УИМИЗ администрации г. Свободного, приняты предприятием в эксплуатацию не оборудованными приборами учета тепловой энергии. Установка приборов учета предполагает вывод котельной из эксплуатации на определенное время, что может негативно отразиться на теплоснабжении объектов потребителей, в том числе на МКД, подключённых к котельным.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пункте 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190 полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261 следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До -- собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до --, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Судом установлено, что котельные, расположенные по адресу: -- принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Свободный. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права на котельные.
Указанные котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению многоквартирные дома, социальные объекты, в т.ч. муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады), а также лечебное учреждение.
Свободненской городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры области от 25.07.2017 № 1288/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 г.г.
В ходе проверки установлено, что указанные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения.
В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки к отопительному периоду.
В соответствии с п. 2 Правил № 103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В п. 10 Правил № 103 предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:
- не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии;
- не позднее 1 ноября для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по Амурской области проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 – 2019 г.г. муниципального образования г. Свободный, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию г. Свободный паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии – отсутствие приборов учета на котельных.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества.
Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
С учетом изложенного требования Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного и Свободненского района к администрации города Свободного об обязании оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного и Свободненского района к администрации города Свободного об обязании оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, удовлетворить.
Обязать администрацию города Свободного оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 29 ноября 2018 года.
Председательствующий судья: О.С.Соколинская
№ 2-1809/2018 г.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
с участием старшего помощника Свободненского городского прокурора Гриневой М.В.,
представителя ответчика администрации г.Свободного Присич С.С., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного и Свободненского района к администрации города Свободного об обязании оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу,
руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного и Свободненского района к администрации города Свободного об обязании оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: -- приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, удовлетворить.
Обязать администрацию города Свободного оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет принято судом в окончательной форме 29 ноября 2018 года.
Судья Свободненского городского суда Соколинская О.С.