Решение по делу № 2-5889/2016 ~ М-5329/2016 от 13.07.2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ Р. Ф.

06 октября 2016 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Бальжиевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-5889/16 по иску Восточно-Байкалського межрайонного природоохранного прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью <данные изъяты> кв.м., объемом около <данные изъяты> куб. м.

Исковые требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрена информация руководителя Управления Росприроднадзора по РБ о несанкционированной свалке в <адрес> РБ. При проведении рейдового мероприятия на территории <адрес> РБ в водоохраной зоне оз. Байкал, на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории по маршруту от моста через <адрес> (левый берег) в южном направлении вдоль автодороги <данные изъяты> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенная на землях лесного фонда в квартале Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около <данные изъяты> кв.м., объемом около <данные изъяты> куб. м. В нарушение требований федерального законодательства данная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления до настоящего времени не ликвидирована.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены <адрес>».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Будаев З.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению ввиду пожароопасной обстановки на территории РБ.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РБ Гомбоева А.Б. исковые требования поддержала, суду пояснила, что поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории РБ возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.

Представитель Администрации МО «<адрес>» в суд не явился.

Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. О рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, о причинах неявки суду не сообщал.

Принимая во внимание согласие представителя истца, суд определил рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства согласно ст. 233 ГПК РФ.

Ранее представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. суду пояснял, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки подлежит возложению на органы местного самоуправления.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Судом установлено, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрена информация руководителя Управления Росприроднадзора по РБ о несанкционированной свалке в <адрес> РБ. При проведении рейдового мероприятия на территории <адрес> РБ в водоохраной зоне оз. <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенная на землях лесного фонда в квартале Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около <данные изъяты> кв.м., объемом около <данные изъяты> куб. м. Данный факт подтверждается актом по результатам рейдового мероприятия на территории <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к акту.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят <данные изъяты>, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до <данные изъяты> км. на запад и северо-запад от него.

В силу ч.1 ст. 6 вышеуказанного закона на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Как следует из ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, согласно ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ст.ст. 53, 53.1 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров, которое подразумевает прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством РФ меры.

Аналогичные мероприятия предусмотрены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу п.2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Нормой ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно п. 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Как следует из п. 4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Р. Ф. передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Осуществление переданных Ф. полномочий в <адрес> осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.п. 1.1, 2.4, 3.1.1., 3.1.3 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Республиканское агентство лесного хозяйства (далее Агентство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий; разрабатывает лесные планы Республики Бурятия, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты; предоставляет в пределах земель лесного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, договоры безвозмездного пользования лесными участками, договоры аренды лесных участков, в том числе путем организации соответствующих аукционов, принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе путем организации и проведения соответствующих аукционов, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 414 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ находящегося в федеральной собственности, и не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.

Оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на органы местного самоуправления не имеется, поскольку правоотношения по очистке лесов от захламления и загрязнения регламентированы специальными нормами законодательства, предусматривающими ответственность собственника земельного участка, а именно органа государственной власти субъекта РФ за надлежащее состояние земель лесного фонда.

На основании изложенного, обязанность по устранению нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью <данные изъяты> кв.м., объемом около <данные изъяты> куб. м. подлежит возложению на Республиканское агентство лесного хозяйства. При этом оснований для обращения настоящего решения суда к немедленному исполнению судом не установлено, поскольку истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу или о невозможности его исполнения.

С учетом площади территории, подлежащей уборке от несанкционированной свалки, места ее расположения (вблизи оз. Байкал), порядка финансирования и климатических условий, на основании 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью <данные изъяты> кв.м., объемом около <данные изъяты> куб. м. в срок до ДД.ММ.ГГГГг.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Н.А. Кузубова

2-5889/2016 ~ М-5329/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Республиканское агентство лесного хозяйства
Другие
Администрация МО "Прибайкальский район" РБ
Управление Роспотребнадзора по РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Кузубова Н.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
13.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2016Передача материалов судье
18.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2016Подготовка дела (собеседование)
03.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2016Предварительное судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
11.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.10.2016Копия заочного решения возвратилась невручённой
28.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2016Регистрация заявления об отмене заочного решения
07.11.2016Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
20.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее