Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-769/2021 ~ М-61/2021 от 11.01.2021

Дело № 2-769/2021

24RS0016-01-2021-000063-94

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2021 года                                                                                               г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего: судьи Кызласовой Т.В.,

при секретаре Калашниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах Бабаченко Татьяны Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения», о признании решения незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратился в суд в интересах Бабаченко Т.В. с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» об обязании предоставить меры социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки в связи с обращением инвалида 2 группы Бабаченко Т.В. установлено, что Бабаченко Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом группой повторно установлена инвалидность (бессрочно). Бабаченко Т.В. проживает по адресу: <адрес> имеет право на предоставление мер социальной поддержки (далее по тексту - МСП) – льготы, предусмотренной ст. 17 Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 % жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Данной мерой социальной поддержки Бабаченко Т.В. пользовалась до 01.08.2016. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца выплата субсидий Бабаченко Т.В. была приостановлена с 01.08.2016 на один месяц. С 01.09.2016 принято решение о прекращении предоставления Бабаченко Т.В. мер социальной поддержки. Ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», процессуальный истец просит обязать КГКУ «УСЗН» предоставить инвалиду 2 группы Бабаченко Т.В. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в форме субсидий путем их возобновления с 01.09.2016 по 09.08.2019.

Помощник прокурора ЗАТО г. Железногорск – ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении.

В судебном заседании материальный истец Бабаченко Т.В., представитель ответчика –Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» не присутствовали, о дате, времени и месте слушания дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика – краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту – КГКУ «УСЗН») ФИО5 (полномочия по доверенности) в направленном в суд отзыве на исковое заявление указывает на то, что полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по обязательствам, возникшим до 01.10.2019 КГКУ «УСЗН» не наделено и не является правопреемником УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ, в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Наличие инвалидности не является основанием для возобновления и предоставления компенсаций. Наличие задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат. Кроме того, Бабаченко Т.В. в КЗКУ «УСЗН» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, а также просит применить срок исковой давности, поскольку полагает, что Бабаченко Т.В. могла обратиться в суд с 21.09.2016 по 21.09.2019, наличие у Бабаченко Т.В. инвалидности не препятствует для обращения ее в суд. Исковое заявление подано заместителем прокурора только 11.01.2021.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, против чего представитель истца не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления и позицию представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В судебном заседании из представленных стороной истца письменных доказательств установлено, что Бабаченко Татьяна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> является инвалидом группы. Инвалидность Бабаченко Т.В. установлена повторно, с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно (справка серия МСЭ-2012 ). Бабаченко Т.В. в спорный период имела право и ей была назначена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Также судом установлено, что предоставление мер социальной поддержки Бабаченко Т.В. было первоначально приостановлено Управлением социальной защиты Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с 01.08.2016 в связи с наличием задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг в жилом помещении по месту жительства истца (письмо заместителя руководителя УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО6 от 19.08.2016 № 04-01-08/449), а затем с 01.09.2016 прекращено решением того же органа (письмо от 21.09.2016 № 04-01-08/452).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; платы стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой статьи 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".

Согласно подпункта "в" пункта 9 статьи 23 указанного Закона (в редакции, действовашей в спорый период) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 20.1 указанного Закона края (в редакции закона, действующей на период спорных правоотношений) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Принимая во внимание, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что наличие у Бабаченко Т.В. задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца на территории Красноярского края в спорный период не могло являться основанием для прекращения предоставления ему как лицу, являющемуся инвалидом первой группы, меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Железногорск о прекращении предоставления Бабаченко Т.В. указанных мер социальной поддержки, предусмотренных положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации является незаконным, а право Бабаченко Т.В. подлежит судебной защите путем удовлетворения заявленных прокурором требований.

В своих возражениях представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В судебном заседании установлено, что материальный истец Бабаченко Т.В. узнала о нарушенных своих правах, только после проведённой проверки прокуратурой ЗАТО Железногорск.

Суд полагает, что срок не пропущен, поскольку доказательств вручения Бабаченко Т.В. решения о прекращении ей выплаты с 01.09.2016 не представлено, о причинах прекращения выплат ей стало известно только в ноябре 2020 года, прокурор с настоящим иском в интересах Бабаченко Т.В. обратился в суд 11.01.2021.

Кроме того, принимая во внимание, что иск прокурором предъявлен в защиту социальных прав инвалида, правовых оснований для применения срока исковой давности к данным правоотношениям у суда не имеется.

При этом суд не может принять во внимание возражения ответчика о том, что право прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено положениями п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п.9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804.

Так, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 53-АПГ15-24 об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.

Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.

С учетом изложенного, поскольку законных оснований для прекращения предоставления меры социальной поддержки в спорный период не имелось, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019 г. № 7-2824, п. 2.4.2.14. Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения», утвержденного приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 г. № 473-ОД, данное учреждение исполняет функции и оказывает государственные услуги по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг на территории г. Железногорск с 01.10.2019 г. и на данную уполномоченную организацию возложена обязанность по возобновлению предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые были ранее прекращены.

При таких обстоятельствах, обязанность предоставить Бабаченко Т.В. - инвалиду 2 группы меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% за период с 01.09.2016 по 09.08.2019 подлежит возложению на КГКУ «Управление социальной защиты населения».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» предоставить Бабаченко Татьяне Владимировне - инвалиду 2 группы меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% за период с 01.09.2016 по 09.08.2019.

Разъяснить ответчику право в семидневный срок со дня получения копии заочного решения обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2021 года

Председательствующий                                                            Кызласова Т.В.

2-769/2021 ~ М-61/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
Бабаченко Татьяна Владимировна
Ответчики
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Кызласова Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее