Дело № 2-769/2021
24RS0016-01-2021-000063-94
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2021 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего: судьи Кызласовой Т.В.,
при секретаре Калашниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах Бабаченко Татьяны Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения», о признании решения незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратился в суд в интересах Бабаченко Т.В. с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» об обязании предоставить меры социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки в связи с обращением инвалида 2 группы Бабаченко Т.В. установлено, что Бабаченко Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом № группой повторно установлена инвалидность (бессрочно). Бабаченко Т.В. проживает по адресу: <адрес> имеет право на предоставление мер социальной поддержки (далее по тексту - МСП) – льготы, предусмотренной ст. 17 Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 % жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Данной мерой социальной поддержки Бабаченко Т.В. пользовалась до 01.08.2016. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца выплата субсидий Бабаченко Т.В. была приостановлена с 01.08.2016 на один месяц. С 01.09.2016 принято решение о прекращении предоставления Бабаченко Т.В. мер социальной поддержки. Ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», процессуальный истец просит обязать КГКУ «УСЗН» предоставить инвалиду 2 группы Бабаченко Т.В. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в форме субсидий путем их возобновления с 01.09.2016 по 09.08.2019.
Помощник прокурора ЗАТО г. Железногорск – ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении.
В судебном заседании материальный истец Бабаченко Т.В., представитель ответчика –Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» не присутствовали, о дате, времени и месте слушания дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика – краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту – КГКУ «УСЗН») ФИО5 (полномочия по доверенности) в направленном в суд отзыве на исковое заявление указывает на то, что полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по обязательствам, возникшим до 01.10.2019 КГКУ «УСЗН» не наделено и не является правопреемником УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ, в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Наличие инвалидности не является основанием для возобновления и предоставления компенсаций. Наличие задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат. Кроме того, Бабаченко Т.В. в КЗКУ «УСЗН» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, а также просит применить срок исковой давности, поскольку полагает, что Бабаченко Т.В. могла обратиться в суд с 21.09.2016 по 21.09.2019, наличие у Бабаченко Т.В. инвалидности не препятствует для обращения ее в суд. Исковое заявление подано заместителем прокурора только 11.01.2021.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, против чего представитель истца не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления и позицию представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из представленных стороной истца письменных доказательств установлено, что Бабаченко Татьяна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> является инвалидом № группы. Инвалидность Бабаченко Т.В. установлена повторно, с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно (справка серия МСЭ-2012 №). Бабаченко Т.В. в спорный период имела право и ей была назначена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Также судом установлено, что предоставление мер социальной поддержки Бабаченко Т.В. было первоначально приостановлено Управлением социальной защиты Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с 01.08.2016 в связи с наличием задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг в жилом помещении по месту жительства истца (письмо заместителя руководителя УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО6 от 19.08.2016 № 04-01-08/449), а затем с 01.09.2016 прекращено решением того же органа (письмо от 21.09.2016 № 04-01-08/452).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; платы стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой статьи 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно подпункта "в" пункта 9 статьи 23 указанного Закона (в редакции, действовашей в спорый период) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 20.1 указанного Закона края (в редакции закона, действующей на период спорных правоотношений) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принимая во внимание, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что наличие у Бабаченко Т.В. задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца на территории Красноярского края в спорный период не могло являться основанием для прекращения предоставления ему как лицу, являющемуся инвалидом первой группы, меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Железногорск о прекращении предоставления Бабаченко Т.В. указанных мер социальной поддержки, предусмотренных положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации является незаконным, а право Бабаченко Т.В. подлежит судебной защите путем удовлетворения заявленных прокурором требований.
В своих возражениях представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В судебном заседании установлено, что материальный истец Бабаченко Т.В. узнала о нарушенных своих правах, только после проведённой проверки прокуратурой ЗАТО Железногорск.
Суд полагает, что срок не пропущен, поскольку доказательств вручения Бабаченко Т.В. решения о прекращении ей выплаты с 01.09.2016 не представлено, о причинах прекращения выплат ей стало известно только в ноябре 2020 года, прокурор с настоящим иском в интересах Бабаченко Т.В. обратился в суд 11.01.2021.
Кроме того, принимая во внимание, что иск прокурором предъявлен в защиту социальных прав инвалида, правовых оснований для применения срока исковой давности к данным правоотношениям у суда не имеется.
При этом суд не может принять во внимание возражения ответчика о том, что право прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено положениями п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п.9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804.
Так, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 53-АПГ15-24 об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
С учетом изложенного, поскольку законных оснований для прекращения предоставления меры социальной поддержки в спорный период не имелось, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019 г. № 7-2824, п. 2.4.2.14. Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения», утвержденного приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 г. № 473-ОД, данное учреждение исполняет функции и оказывает государственные услуги по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг на территории г. Железногорск с 01.10.2019 г. и на данную уполномоченную организацию возложена обязанность по возобновлению предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые были ранее прекращены.
При таких обстоятельствах, обязанность предоставить Бабаченко Т.В. - инвалиду 2 группы меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% за период с 01.09.2016 по 09.08.2019 подлежит возложению на КГКУ «Управление социальной защиты населения».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» предоставить Бабаченко Татьяне Владимировне - инвалиду 2 группы меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% за период с 01.09.2016 по 09.08.2019.
Разъяснить ответчику право в семидневный срок со дня получения копии заочного решения обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2021 года
Председательствующий Кызласова Т.В.