Судья Альянова Е.Л. Дело № 33а-1217/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Циркуновой О.М., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2-1-124/2021 по административному исковому заявлению З.В.В. к Ливенскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о снятии ареста и возврате денежных средств,
по апелляционной жалобе З.В.В. на решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 февраля 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 15 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав возражения представителя УФССП по Орловкой области Я.И.В., судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области К.М.А., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - З.В.В. обратилась в суд с административным иском к Ливенскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - Ливенский РОСП УФССП России по Орловской области) о снятии ареста и возврате денежных средств.
В обоснование заявленных требований указывала на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области было обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на ее счете № в ПАО «Сбербанк», с которого 20.11.2020 в счет погашения задолженности по исполнительному производству были списаны денежные средства в размере 234 423,70 руб., что подтверждается выпиской по счету от 27.11.2020.
Вместе с тем, списанные денежные средства были предоставлены ей для покупки комнаты в общежитии по адресу: <адрес> кредитным потребительским кооперативом <...> (далее – <...>), перечислившим по договору займа, обеспеченного ипотекой № от 20.11.2020 на ее счет в ПАО «Сбербанк» денежные средства в сумме 599 628 руб.
Какого-либо другого жилья административный истец на праве собственности не имеет, сумму займа должна была погашать за счет средств материнского капитала.
В этой связи, административный истец указала, что 27.11.2020 ею был заключен предварительный договор купли-продажи комнаты в общежитии по адресу: <адрес> продавцом, однако в связи со списанием денежных средств со счета, она не может произвести расчет по договору, а также использовать заемные денежные средства по их целевому назначению – для покупки жилья.
По изложенным основаниям, окончательно З.В.В. просила суд снять арест с ее счета № в ПАО «Сбербанк»; возвратить на ее счет № в ПАО «Сбербанк» денежные средства в размере 79 673,64 руб., списанные судебным приставом-исполнителем Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе З.В.В. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
Приводит довод о том, что списанные с ее счета № в ПАО «Сбербанк» для погашения задолженности по исполнительным производствам денежные средства в сумме 234423,70 руб. были предоставлены КПК <...> на целевой основе – для покупки жилья, по договору займа, заключенному 20.11.2020 на срок 2 месяца.
В связи с обращением взыскания на ее денежные средства, перечисленные КПК <...>, нарушаются права ее несовершеннолетних детей, поскольку погашение займа, выданного на покупку жилья, должно было производиться за счет средств материнского капитала на сумму 616617 руб., иного жилья и денежных средств у нее не имеется.
Отмечает, что взыскатель по исполнительному производству ФИО9 в судебном заседании суда первой инстанции не возражала против удовлетворения иска.
Административный истец З.В.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представила, о причинах неявки не сообщила.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 11 статьи 226 КАС РФ указывает на то, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковоезаявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, обязательными условиями для удовлетворения административного иска являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в числе прочего, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу частей 1, 2 статьи 68 названного Федерального закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Исходя из пункта 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения включают в себя обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентирован статьей 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме (часть 9 статьи 70 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; 15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; 16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; 17) социальное пособие на погребение; 18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; 19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Как установлено судом и следует из материалов дела, на исполнении в Ливенском РОСП УФССП России по Орловской области находятся следующие исполнительные производства в отношении должника З.В.В.:
- №-ИП от 08.11.2018, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка №<адрес> № от 12.09.2018, о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 30550 руб. в пользу взыскателя ИП ФИО12 рамках исполнительского производства вынесен исполнительский сбор 2138,50 руб. Остаток по исполнительному производству составляет 1067,11 руб.;
-№-ИП от 06.02.2019, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка №<адрес> № от 01.03.2018 о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 45639, 50 руб. в пользу взыскателя ФИО9 В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 3194,77 руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 21369,64 руб.;
- №-ИП от 14.08.2019, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка №<адрес> № от 03.11.2018 о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 20 958.25руб. в пользу взыскателя: ООО <...>. В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 1467,08 руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 11 679,77 руб.;
-№ от 30.10.2019, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка <адрес> № от 19.08.2019, о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 19411,14 руб. в пользу взыскателя: ООО <...>. В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 1358,78руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 13 402,84 руб.
-№-ИП от 28.04.2020, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка <адрес> № от 27.03.2020 о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 23 793.60руб. в пользу взыскателя АО <...>. В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 1 547,40руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 19 649,59 руб.
-№-ИП от 16.06.2020, возбужденное на основании исполнительного документа Ливенский РОСП № от 16.10.2018, о взыскании исполнительского сбора в сумме 1143,83 руб. в пользу взыскателя УФК по Орловской области (УФССП России по Орловской области);
-№-ИП от 16.07.2020, возбужденное на основании исполнительного документа Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области № от 11.04.2019, о взыскании исполнительского сбора в сумме 1654,33руб. в пользу взыскателя: УФК по Орловской области (УФССП России по Орловской области).
06.12.2018 указанные исполнительные производства объеденены в сводное на сумму 140 352, 49 руб. с присвоением номера №-СД.
20.11.2020 с расчетного счета №, открытого в ПАО «Сбербанк» на имя З.В.В., в счет погашения задолженности по исполнительным производствам были списаны денежные средства в размере 234 123,70 руб. (л.д. 8, 64-74).
Проверяя доводы административного истца З.В.В., ссылавшейся на то, что с ее расчетного счета в банке в счет погашения задолженности по исполнительным производствам незаконно были списаны целевые денежные средства, полученные по договору займа на покупку жилья, судом установлены следующие обстоятельства.
19.02.2020, 15.07.2020 в рамках сводного исполнительного производства№-СД с целью установления имущественного положения должника З.В.В. были сделаны запросы в банки и регистрирующие органы.
Установлено, что недвижимого имущества и транспортных средств за должником З.В.В. не зарегистрировано.
06.06.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области обращено взыскание на заработную плату должника, из которой в счет погашения задолженности по исполнительным производствам удержано 69311, 44 руб. (л.д.43).
20.18.2020, 19.08.2019, 20.01.2020 в рамках сводного исполнительного производства постановлениями судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области обращены взыскания на денежные средства должника З.В.В., находящиеся на расчетных счетах, открытых на имя административного истца в ПАО «Сбербанк», <...>
Как следует из постановлений от 19.08.2019 и 20.01.2020 об обращении взыскания на денежные средства должника З.В.В., находящиеся в ПАО «Сбербанк», на общую сумму 165 589,7 руб., указанные постановления направлялись судебным приставом-исполнителем в ПАО «Сбербанк» с разъяснением положений статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (п.2) (л.д.44-47).
Судом установлено, что 20.11.2020 между З.В.В. и КПК <...> был заключен договор займа, обеспеченный ипотекой №, в соответствии с которым административному истцу был предоставлен целевой заем на покупку комнаты, общей площадью №, по адресу: <адрес>. в сумме 599628 руб. сроком на 2 месяца под 17 процентов годовых.
20.11.2020 во исполнение договора займа СПК <...> перечислил денежные средства в сумме 599628 руб. на счет №, открытый на имя З.В.В. в ПАО Сбербанк».
В тот же день с указанного счета на депозитный счет УФССП России по Орловской области для погашения задолженности по исполнительным производствам было списано 234 123,70 руб. Остальные денежные средства З.В.В. со счета сняла.
Согласно объяснениям административного истца в суде первой инстанции, после списания со счета 234 123,70 руб., она обратилась в Ливенский РОСП УФССП России по Орловской области и сообщила о незаконности действий судебного пристава-исполнителя, поскольку денежные средства были получены ею по договору целевого займа на покупку жилья, погашение которого должно было осуществляться с использованием средств материнского капитала.
В этой связи, представитель административного ответчика указывал на то, что после обращения административного истца в Ливенский РОСП УФССП России по Орловской области, распределение списанных со счета № в ПАО «Сбербанк» денежных средств было приостановлено до момента вынесения судом решения, при этом обращение взыскания на данные денежные средства соответствует требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве, поскольку они являются заемными и не относятся к видам доходов, на которые статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что административным ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о законности списания денежных средств со счета №, открытого на имя должника по исполнительным производствам З.В.В. в ПАО «Сбербанк», которые не относятся к средствам материнского капитала, действия судебного пристава - исполнителя по вынесению постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке относятся к мерам принудительного взыскания, направленным на исполнение требований исполнительных документов и соответствуют положениям статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», права и законные интересы административного истца не нарушены.
То обстоятельство, что административный истец намеревалась погасить долг по договору займа, заключенному с КПК <...> 20.11.2020, средствами материнского капитала, не свидетельствует о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и сделаны с учетом всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности, установленных обстоятельств настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 февраля 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.В.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Альянова Е.Л. Дело № 33а-1217/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Циркуновой О.М., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2-1-124/2021 по административному исковому заявлению З.В.В. к Ливенскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о снятии ареста и возврате денежных средств,
по апелляционной жалобе З.В.В. на решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 февраля 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 15 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав возражения представителя УФССП по Орловкой области Я.И.В., судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области К.М.А., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - З.В.В. обратилась в суд с административным иском к Ливенскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - Ливенский РОСП УФССП России по Орловской области) о снятии ареста и возврате денежных средств.
В обоснование заявленных требований указывала на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области было обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на ее счете № в ПАО «Сбербанк», с которого 20.11.2020 в счет погашения задолженности по исполнительному производству были списаны денежные средства в размере 234 423,70 руб., что подтверждается выпиской по счету от 27.11.2020.
Вместе с тем, списанные денежные средства были предоставлены ей для покупки комнаты в общежитии по адресу: <адрес> кредитным потребительским кооперативом <...> (далее – <...>), перечислившим по договору займа, обеспеченного ипотекой № от 20.11.2020 на ее счет в ПАО «Сбербанк» денежные средства в сумме 599 628 руб.
Какого-либо другого жилья административный истец на праве собственности не имеет, сумму займа должна была погашать за счет средств материнского капитала.
В этой связи, административный истец указала, что 27.11.2020 ею был заключен предварительный договор купли-продажи комнаты в общежитии по адресу: <адрес> продавцом, однако в связи со списанием денежных средств со счета, она не может произвести расчет по договору, а также использовать заемные денежные средства по их целевому назначению – для покупки жилья.
По изложенным основаниям, окончательно З.В.В. просила суд снять арест с ее счета № в ПАО «Сбербанк»; возвратить на ее счет № в ПАО «Сбербанк» денежные средства в размере 79 673,64 руб., списанные судебным приставом-исполнителем Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе З.В.В. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
Приводит довод о том, что списанные с ее счета № в ПАО «Сбербанк» для погашения задолженности по исполнительным производствам денежные средства в сумме 234423,70 руб. были предоставлены КПК <...> на целевой основе – для покупки жилья, по договору займа, заключенному 20.11.2020 на срок 2 месяца.
В связи с обращением взыскания на ее денежные средства, перечисленные КПК <...>, нарушаются права ее несовершеннолетних детей, поскольку погашение займа, выданного на покупку жилья, должно было производиться за счет средств материнского капитала на сумму 616617 руб., иного жилья и денежных средств у нее не имеется.
Отмечает, что взыскатель по исполнительному производству ФИО9 в судебном заседании суда первой инстанции не возражала против удовлетворения иска.
Административный истец З.В.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представила, о причинах неявки не сообщила.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 11 статьи 226 КАС РФ указывает на то, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковоезаявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, обязательными условиями для удовлетворения административного иска являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в числе прочего, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу частей 1, 2 статьи 68 названного Федерального закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Исходя из пункта 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения включают в себя обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентирован статьей 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме (часть 9 статьи 70 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; 15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; 16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; 17) социальное пособие на погребение; 18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; 19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Как установлено судом и следует из материалов дела, на исполнении в Ливенском РОСП УФССП России по Орловской области находятся следующие исполнительные производства в отношении должника З.В.В.:
- №-ИП от 08.11.2018, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка №<адрес> № от 12.09.2018, о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 30550 руб. в пользу взыскателя ИП ФИО12 рамках исполнительского производства вынесен исполнительский сбор 2138,50 руб. Остаток по исполнительному производству составляет 1067,11 руб.;
-№-ИП от 06.02.2019, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка №<адрес> № от 01.03.2018 о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 45639, 50 руб. в пользу взыскателя ФИО9 В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 3194,77 руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 21369,64 руб.;
- №-ИП от 14.08.2019, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка №<адрес> № от 03.11.2018 о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 20 958.25руб. в пользу взыскателя: ООО <...>. В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 1467,08 руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 11 679,77 руб.;
-№ от 30.10.2019, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка <адрес> № от 19.08.2019, о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 19411,14 руб. в пользу взыскателя: ООО <...>. В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 1358,78руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 13 402,84 руб.
-№-ИП от 28.04.2020, возбужденное на основании исполнительного документа судебного участка <адрес> № от 27.03.2020 о взыскании задолженности по кредитным платежам в сумме 23 793.60руб. в пользу взыскателя АО <...>. В рамках исполнительного производства вынесен исполнительский сбор в сумме 1 547,40руб. Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 19 649,59 руб.
-№-ИП от 16.06.2020, возбужденное на основании исполнительного документа Ливенский РОСП № от 16.10.2018, о взыскании исполнительского сбора в сумме 1143,83 руб. в пользу взыскателя УФК по Орловской области (УФССП России по Орловской области);
-№-ИП от 16.07.2020, возбужденное на основании исполнительного документа Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области № от 11.04.2019, о взыскании исполнительского сбора в сумме 1654,33руб. в пользу взыскателя: УФК по Орловской области (УФССП России по Орловской области).
06.12.2018 указанные исполнительные производства объеденены в сводное на сумму 140 352, 49 руб. с присвоением номера №-СД.
20.11.2020 с расчетного счета №, открытого в ПАО «Сбербанк» на имя З.В.В., в счет погашения задолженности по исполнительным производствам были списаны денежные средства в размере 234 123,70 руб. (л.д. 8, 64-74).
Проверяя доводы административного истца З.В.В., ссылавшейся на то, что с ее расчетного счета в банке в счет погашения задолженности по исполнительным производствам незаконно были списаны целевые денежные средства, полученные по договору займа на покупку жилья, судом установлены следующие обстоятельства.
19.02.2020, 15.07.2020 в рамках сводного исполнительного производства№-СД с целью установления имущественного положения должника З.В.В. были сделаны запросы в банки и регистрирующие органы.
Установлено, что недвижимого имущества и транспортных средств за должником З.В.В. не зарегистрировано.
06.06.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области обращено взыскание на заработную плату должника, из которой в счет погашения задолженности по исполнительным производствам удержано 69311, 44 руб. (л.д.43).
20.18.2020, 19.08.2019, 20.01.2020 в рамках сводного исполнительного производства постановлениями судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП УФССП России по Орловской области обращены взыскания на денежные средства должника З.В.В., находящиеся на расчетных счетах, открытых на имя административного истца в ПАО «Сбербанк», <...>
Как следует из постановлений от 19.08.2019 и 20.01.2020 об обращении взыскания на денежные средства должника З.В.В., находящиеся в ПАО «Сбербанк», на общую сумму 165 589,7 руб., указанные постановления направлялись судебным приставом-исполнителем в ПАО «Сбербанк» с разъяснением положений статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (п.2) (л.д.44-47).
Судом установлено, что 20.11.2020 между З.В.В. и КПК <...> был заключен договор займа, обеспеченный ипотекой №, в соответствии с которым административному истцу был предоставлен целевой заем на покупку комнаты, общей площадью №, по адресу: <адрес>. в сумме 599628 руб. сроком на 2 месяца под 17 процентов годовых.
20.11.2020 во исполнение договора займа СПК <...> перечислил денежные средства в сумме 599628 руб. на счет №, открытый на имя З.В.В. в ПАО Сбербанк».
В тот же день с указанного счета на депозитный счет УФССП России по Орловской области для погашения задолженности по исполнительным производствам было списано 234 123,70 руб. Остальные денежные средства З.В.В. со счета сняла.
Согласно объяснениям административного истца в суде первой инстанции, после списания со счета 234 123,70 руб., она обратилась в Ливенский РОСП УФССП России по Орловской области и сообщила о незаконности действий судебного пристава-исполнителя, поскольку денежные средства были получены ею по договору целевого займа на покупку жилья, погашение которого должно было осуществляться с использованием средств материнского капитала.
В этой связи, представитель административного ответчика указывал на то, что после обращения административного истца в Ливенский РОСП УФССП России по Орловской области, распределение списанных со счета № в ПАО «Сбербанк» денежных средств было приостановлено до момента вынесения судом решения, при этом обращение взыскания на данные денежные средства соответствует требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве, поскольку они являются заемными и не относятся к видам доходов, на которые статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что административным ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о законности списания денежных средств со счета №, открытого на имя должника по исполнительным производствам З.В.В. в ПАО «Сбербанк», которые не относятся к средствам материнского капитала, действия судебного пристава - исполнителя по вынесению постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке относятся к мерам принудительного взыскания, направленным на исполнение требований исполнительных документов и соответствуют положениям статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», права и законные интересы административного истца не нарушены.
То обстоятельство, что административный истец намеревалась погасить долг по договору займа, заключенному с КПК <...> 20.11.2020, средствами материнского капитала, не свидетельствует о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и сделаны с учетом всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности, установленных обстоятельств настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 февраля 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.В.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи