Дело № 2-210/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 января 2017 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего Тимощенко Р.И.
при секретаре Некрасовой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Калининградской области к Елисеевой Татьяне Александровне, Елисеевой Татьяне Викторовне, Елисеевой Яне Андреевне, ФИО1 о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам для проведения проверки и составления акта на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Калининградской области обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственниками <адрес> являются ФИО1 Елисеева Т.В., Елисеева Я.А., Елисеева Т.А. 11 февраля 2016 года в адрес инспекции поступило обращения жителя многоквартирного <адрес> Карачарова Е.А., в котором было указано, что в <адрес> выполнены работы по перепланировке и переоборудованию. 09 марта 2016 года руководителем инспекции были изданы приказы о проведении проверки по обращению Карачарова Е.А. Согласно почтовым уведомлениям данные приказы ответчиками не получены. 05 апреля 2016 года должностным лицом инспекции составлены акты о не предоставлении доступа в указанную квартиру для проведения проверки. 05 апреля 2016 года руководителем инспекции изданы приказы о проведении повторной проверки, которые были направлены ответчикам заказной почтой и вернулись по истечении срока хранения. 29 апреля 2016 года должностным лицом инспекции составлены акты о не предоставлении доступа в указанную квартиру для проведения проверки. Действия ответчиков по самовольной перепланировке жилого помещения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.21 КоАП РФ. Вероятно допущенные в ходе ремонтных работ нарушения конструкций жилого помещения могут привести к деформации и снижению несущей способности как отдельных конструктивных элементов жилого помещения, так и многоквартирного дома в целом, что в свою очередь может стать причиной причинения вреда не только имуществу, но жизни и здоровью граждан. Незаконные действия (бездействие) собственников <адрес> по непредставлению представителю инспекции доступа в квартиру для проведения обследования жилого помещения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке квартиры препятствуют в осуществлении инспекции возложенных на нее действующим законодательством полномочий, в том числе, законному праву Службы на проведение инспекционного обследования и проверки жилого помещения. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд обязать собственников <адрес> ФИО1 Елисееву Т.В., Елисееву Я.А., Елисееву Т.А. предоставить доступ в <адрес> должностным лицам Государственной жилищной инспекции <адрес> для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования <адрес>.
Определением суда от 13 января 2017 года производство по гражданскому делу по иску Государственной жилищной инспекции Калининградской области к ФИО1 о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам для проведения проверки и составления акта на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения прекращено, в связи со смертью последнего 12 сентября 2005 года.
Представитель истца Государственной жилищной инспекция Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заместитель руководителя инспекции ФИО7 представила суду ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Ответчики Елисеева Т.В., Елисеева Я.А., Елисеева Т.А., 3-е лицо Карачаров Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайствами об отложении дела не обращались.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что <адрес> принадлежит на праве собственности Елисеевой Т.А., Елисеевой Т.В., Елисеевой Я.А., ФИО1 (по "..." доли), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24 ноября 2016 года. (л.д. 47-48)
Согласно записи акта о смерти № от 15 сентября 2005 года, предоставленной суду Специальным отделом ЗАГС администрации ГО «Город Калининград», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "...", умер 12 сентября 2005 года. (л.д. 67)
11 февраля 2016 года Карачаров Е.А. обратился в Государственную жилищную инспекцию Калининградской области с заявлением о привлечении к ответственности Елисеевой Т.А. на основании действующего законодательства, указав, что Елисеева Т.А. самовольно произвела работы по переустройству и перепланировке жилого помещения по адресу: <адрес>, а именно: переместила ванную комнату над жилыми помещениями соседей, объединила кухню и жилую комнату с газовой плитой, демонтировала возможно несущую стену между ванной и кухней, тем самым нарушила прочность несущих конструкций. (л.д. 6)
09 марта 2016 года Государственной жилищной инспекцией Калининградской области вынесены приказы №№ 773, 774, 775, 776 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО1, Елисеевой Т.В., Елисеевой Я.А., Елисеевой Т.А., с целью проверки обращения Карачарова Е.А. по вопросу перепланировки и (или) переоборудования жилых помещений <адрес> многоквартирном <адрес>.
11 марта 2016 года указанные приказы направлены ответчикам заказной почтой, однако 16 апреля 2016 года почта возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.
Согласно актам проверки №№ 773, 774, 775, 776 от 05 апреля 2016 года доступ в <адрес> не предоставлен.
06 апреля 2016 года Государственной жилищной инспекцией Калининградской области повторно вынесены приказы №№ 1124, 1125, 1126, 1127 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО1, Елисеевой Т.В., Елисеевой Я.А., Елисеевой Т.А., с целью проверки обращения Карачарова Е.А. по вопросу перепланировки и (или) переоборудования жилых помещений <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес>.
Из актов проверки № 1124/ШЛЕ, 1125/ШЛЕ,1126/ШЛЕ, 1127/ШЛЕ от 29 апреля 2016 года следует, что доступ в <адрес> не предоставлен.
В силу положений пункта 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют, в том числе, право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28 февраля 2011 года № 143.
Оценивая изложенные выше обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Государственной жилищной инспекции Калининградской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчики злоупотребляют своими правами собственников жилого помещения, в связи с чем находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Калининградской области удовлетворить.
Обязать Елисееву Татьяну Александровну, Елисееву Татьяну Викторовну, Елисееву Яну Андреевну предоставить доступ в <адрес> должностным лицам Государственной жилищной инспекции Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2017 года.
Судья