УИД: 66RS0004-01-2021-001871-76
дело № 72-1349/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2021 года жалобу защитника Баутина Е.И. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 февраля 2021 года № 03-01-08/3-2021 и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 августа 2021 года № 12-516/2021, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» (далее - ОАО «ОТСК») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
обжалуемым постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ОАО «ОТСК» за порчу земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе защитник Баутин Е.И. просит об отмене состоявшихся решений, указывая на отсутствие в действиях ОАО «ОТСК» состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Баутина Е.И., поддержавшего доводы жалобы, специалиста-эксперта Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( / / )2, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Частью 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «ОТСК» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом постановлении должностного лица выводы о том, что 15 сентября 2020 года ОАО «ОТСК» допущена порча земель в результате нарушения правил эксплуатации емкостей резервного топлива (комплекс неработающей котельной с мазутом), допущен разлив мазута (нефтепродуктов) непосредственно на почвенном покрове земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, а также на почвенном покрове территории, расположенной между названными земельными участками (Свердловская область, г. Кировград, п. Левиха),
Вместе с тем, как следует из представленных материалов, постановлением дознавателя ОД МОтд МВД России «Кировградское» от 8 октября 2020 года возбуждено уголовное дело № 12001650118000355 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из постановления о возбуждении уголовного дела усматривается, что в период с июля 2020 года по август 2020 года неустановленное лицо, находясь по адресу: Свердловская область, г. Кировград, п. Левиха, район бывшей котельной, осуществило загрязнение почвы вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении (нефтепродуктами), повлекшее причинение вреда окружающей среде.
Поводом к возбуждению уголовного дела послужило постановление прокурора от 8 сентября 2020 года о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, согласно которому в ходе проверки, проведенной с 27 июля 2020 года по 8 сентября 2020 года, установлен факт сброса отходов и двух разливов на почве загрязняющего вещества (нефтепродуктов), в том числе на земельном участке с кадастровым номером <№>.
Таким образом, при квалификации действий ОАО «ОТСК» по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывались одни и те же фактические обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое возбуждено в отношении неустановленного лица.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 февраля 2021 года № 03-01-08/3-2021 и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 августа 2021 года № 12-516/2021, вынесенные в отношении ОАО «ОТСК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев