Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1551/2017 ~ М-1319/2017 от 15.06.2017

Дело <номер>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре – Панькине Е.И.,

при участии истцов Саакянц К.М., Саакянца С.Э.,

- представителя администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края – Королева В.В.,

- представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края – Фурмановой В.В.,

- представителя Правительства Ставропольского края – Порохонько Е.С.,

- представителя Министерства финансов Ставропольского края – Искандеровой Е.А.,

- представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю – Сельгеевой Е.В.,

- третьего лица – Аветисянца К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению Саакянца С.Э., Саакянц К.М. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки нуждающихся в оказании материальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края об установлении юридического факта их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района селе Левокумка; признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района селе Левокумка; обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе селе Левокумка в мае 2017 года.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Аветисянц К.П., Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

В обоснование исковых требований истцы сослались на то, что Аветисянц К.П. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. В жилом доме по указанному адресу они (мать и сын) проживают постоянно, при этом сам Аветисянц К.П. проживает по другому адресу: <адрес>, совместно с ними он никогда не проживал, и вещей его в этом доме нет. С 10 час. 00 мин. 24.05.2017 на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края введен режим «Чрезвычайная ситуация». Согласно акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в селе Левокумка Минераловодского района в мае 2017 года от 28.05.2017, составленному в отношении домовладения по адресу: : <адрес>, в указанном доме полностью полностью утрачено следующее имущество первой необходимости: диван, шкаф для одежды, кресло, стол, холодильник, стиральная машинка, газовая плита, кроме того имеются повреждения самого дома: фундамента (трещины), сыпется саман, провалились полы. В конце мая 2017 года истцы обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе селе Левокумка в мае 2017 года, однако им в этом было отказано, ввиду отсутствия у них регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, одновременно им было предложено обратиться в суд для защиты своих прав. Факт их проживания подтвержден актом о проживании, составленным соседями, которые также могут дать свидетельские показания в суде, засвидетельствованным участковым полиции и руководителем Левокумского территориального отдела по работе с населением, справками из учебного заведения на Саакянц С.Э., протоколом об административном правонарушении, приговором суда в отношении Саакянца С.Э. Поскольку они постоянно проживают в жилом доме, подвергшемуся затоплению в результате чрезвычайной ситуации, а само по себе отсутствие регистрации в нем по месту жительства не может являться безусловным основанием для отказа в признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района села Левокумка и во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года, установление юридического факта проживания их в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка, повлечет для них правовые последствия в виде получения единовременной материальной и финансовой помощи.

От ответчика администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края письменного отзыва на исковое заявление не поступило.

В отзыве на исковое заявление ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края сослалось на нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок включения граждан в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а также правовые основания для получения такими гражданами единовременной материальной и финансовой помощи, просило учесть их при вынесении решения и дать оценку доказательствам, которыми может быть подтвержден факт проживания граждан в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Третьи лица Правительство Ставропольского края и Министерство финансов Ставропольского края в отзыве на исковое заявление просят в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что истцы не зарегистрированы по месту жительства в пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении, а представленные ими доказательства не являются достаточными для установления факта проживания в нем.

В судебном заседании истец Саакянц С.Э. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил также, что в жилом доме по адресу: <адрес>, они с материю Саакянц К.М. проживают с 2007 года. Ранее проживали по месту их регистрации по адресу: <адрес>, однако с места регистрации были сняты по решению суда в 2014 году, о чем им стало известно только после чрезвычайной ситуации, имевшей место в Минераловодском районе в селе Левокумка в мае 2017 года. По месту проживания <адрес>, они с матерью не регистрировались, так как полагали, что зарегистрированы по адресу: <адрес>, о решении суда, в соответствии с которым они были сняты с регистрационного учета, им не было известно.

В судебном заседании истец Саакянц К.М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дала пояснения, аналогичные пояснениям истца Саакянца С.Э., дополнительно пояснила суду, что на земельном участке на момент его приобретения и на настоящий момент находится саманный дом, который в период проживания в нем был реконструирован ими своими силами для обеспечения возможности проживания в нем. По месту проживания <адрес>, они с сыном не регистрировались, так как полагали, что зарегистрированы по адресу: <адрес>, о решении суда, в соответствии с которым они с сыном были сняты с регистрационного учета, им не было известно.

Представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края – Королев В.В. оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края – Фурманова В.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку дом, в котором истцы просят установить факт проживания, в 2003 году исключен из жилого фонда на основании постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20.02.2003 № 327, а новое строительство после получения разрешения на строительство в 2016 году на земельном участке не велось и доказательств его окончания не имеется.

Представители третьих лиц Правительства Ставропольского края – Порохонько Е.С. и Министерства финансов Ставропольского края – Искандерова Е.А. просили отказать в удовлетворении исковых требований по тем же основаниям.

Представитель ГУ МВД России по Ставропольскому краю – Сельгеева Е.В. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Третье лицо Аветисянц К.П. просил удовлетворить исковые требования истцов по изложенным ими в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснил суду, что на земельном участке на данный момент находится саманный дом, который имелся и в момент приобретения им земельного участка у Саакянц К.М., в период их проживания была произведена реконструкция данного дома. Новое строительство на земельном участке начато в 2016 году, залит фундамент дома, но оно на данный момент не окончено. Жилой дом, в котором истцы проживают, пригоден для проживания, на него имеются все правоустанавливающие документы.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю и ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,
а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

В настоящее время действуют Методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Методические рекомендации). Согласно главе 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.

Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470 (далее - Порядок № 470), согласно п. 7 которого на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и № 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 № 1216 с 10 час. 00 мин.
24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа.

Законом Ставропольского края от 28.05.2015 № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и село Левокумка.

Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.07.2017 № 1867 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в который вошло и домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, за Аветисянцем К.П. зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, кол-во этажей 1, по адресу<адрес> (кадастровый <номер>), что подтверждается выписка из ЕГРН от 12.12.2016, и право собственности на земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый <номер>), что подтверждается свидетельством о регистрации права от 24.12.2011.

Согласно представленному в материалы дела договору купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>, от 14.12.2011, Аветисянц К.П. (покупатель) приобрел указанный земельный участок у Саакянц К.М. (продавец).

В материалах дела также имеются кадастровые паспорта на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <иные данные> кв.м, правообладателем в котором указана Саакянц К.М. на основании свидетельства о праве собственности от 04.07.2007, и на жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, кол-во этажей 1, материал стен (бетонные), кадастровый <номер>, расположенные по адресу: <адрес>.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11.04.2016 по гражданскому делу <номер> по исковому заявлению Аветисянца К.П. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного паспорта и разрешения на строительство, возложении обязанности выдать градостроительный паспорт и разрешение на строительство, признаны незаконными: отказ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа К.Г.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 11.02.2016 <номер>; отказ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа К.Г.В. в выдаче разрешения на строительство, жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 11.02.2016 <номер>. Суд обязал администрацию Минераловодского городского округа выдать Аветисянц К.П. градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, и разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке. Решение суда вступило в законную силу 18.05.2016.

Постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 21.06.2016 <номер> утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>; градостроительный план указанного земельного участка под проектируемый объект – индивидуальный жилой дом представлен в материалы дела.

03.08.2016 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края Аветисянцу К.П. выдано разрешение на строительство от <номер> на основании решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11.04.2016 по делу <номер>.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 14.11.2016 <номер> аннулированы адреса вышеуказанных земельного участка и жилого дома - <адрес> с присвоением указанным объектам этих же адресов.

В обоснование факта повреждения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, истцами в материалы дела представлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 в Минераловодском городскому округе в селе Левокумка, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий Аветисянцу К.П., является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, членами семьи собственника указаны Саакянц К.М. и Саакянц С.Э., дом саманный, поврежден фундамент, имеются трещины, сыплется саман, в доме вода 50 см, провалились полы, в перечне пострадавшего имущества указаны: мебель (диван, шкаф, кресла, стол), холодильник, стиральная машинка, газовая плита, степень повреждения имущества – полная. Акт утвержден начальником Управления общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа 28.05.2017 К.Ш.Н. и главой Минераловодского городского округа Перцевым С.Ю., подписан председателем комиссии и членами комиссии в составе двух человек и собственником пострадавшего имущества Аветисянц К.П. При этом истцами Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. как пострадавшими гражданами – собственниками имущества первой необходимости данный акт не подписан.

Истцы Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края за включением в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года, однако 02.06.2017 им в этом было отказано, ввиду отсутствия у них регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, одновременно им было предложено обратиться в суд для защиты своих прав.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2 ст. 3 указанного Закона).

Согласно абз. 4 ст. 2 названного Закона, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Согласно абз. 8 ст. 2 данного Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Под местом пребывания понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

При этом согласно ст. 3 указанного Закон в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 6 данного Закона (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания (пункт 9).

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, а в случае, предусмотренном абзацами пятым и шестым пункта 9 настоящих Правил, не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания (пункт 12).

Абзацем 9 статьи 2 Закона о предусмотрено, что фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Согласно сведениям ОМВД России по Минераловодскому городскому округу от 28.06.2017 <номер> Саакянц С.Э. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> и снят с регистрации по указанному адресу по решению суда 28.03.2014. Саакянц К.М. также была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> и снята с регистрации по указанному адресу по решению суда 28.03.2014.

Истцы Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. не зарегистрированы и не были никогда зарегистрированы по адресу: <адрес> ни по месту жительства, ни по месту пребывания, не смотря на то, что с 28.03.2014 они сняты с регистрационного учета по месту регистрации по адресу: <адрес> с 28.03.2014.

При этом суду не приведено обоснованных доводов, препятствующих регистрации истцов столь длительное время, как они указывают, с 2007 года, по адресу: <адрес>, либо по месту жительства, либо по месту пребывания.

При этом ссылки истцов Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. на то, что им не было известно о снятии их с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, судом не принимаются, поскольку вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.02.2014 по делу <номер> по иску А.Л.Г., А.Г.Р. к Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. о признании их прекратившими право пользования жилым помещением по указанному адресу, которым исковые требования истцов удовлетворены, установлено, что ответчики Саакянц К.М. и Саакянц С.Э., были извещены судом о месте и времени слушания дела, по известному месту их жительства. Согласно имеющемуся в деле акту от 13.01.2014, ответчица Саакянц К.М. 13.01.2014 в 10 час. 35 мин. явилась в Минераловодский городской суд Ставропольского края в каб. № 26, и сообщила секретарю судебного заседания, что получила по почте исковое заявление и судебное извещение, но не понимает, зачем ее родственники подали этот иск в суд. Секретарь судебного заседания разъяснила Саакянц К.М., что собеседование по данному делу назначено на 15.01.2014 на 15 час. 30 мин., вручив ответчице судебную повестку. Однако, от подписи в получении повестки, Саакянц К.М. отказалась. Также, в материалах дела имеется уведомление о вручении судебного извещения на 15.01.2014 ответчику Саакянц С.Э., полученное им 03.01.2014. Однако, ответчики Саакянц К.М., Саакянц С.Э. 15.01.2014 в Минераловодский городской суд Ставропольского края не явились. Судебное заседание было назначено на 11.02.2024 на 10 час. 00 мин., однако, судебные извещения, направленные ответчикам по почте с уведомлением возвратились в адрес суда с отметкой о невозможности вручения уведомлений лично по причине отсутствия ответчиков дома, оставлении извещений о явке на почту, и об истечении срока хранения на почтовом отделении связи. По телефону 11.02.2014 ответчица Саакянц К.М. сообщила секретарю судебного заседания, что явится в суд не может, так как работает, и просила перенести слушание дела на 13.02.2014. Судебное заседание было назначено на 13.02.2014 на 14 час. 00 мин., о чем ответчице было сообщено по телефону, она пояснила, что указанное время ее устраивает, и она придет в суд (телефонограмма от 11.02.2014 приобщена к материалам дела). По поручению суда, 12.02.2014 судебный пристав исполнитель А.А.Л. выезжал по месту жительства ответчиков, однако, вручить судебные повестки не смог, так как двери никто не открыл, во дворе злая собака, на доме висела вывеска о том, что дом продается. 13.02.2014 ответчики Саакянц К.М., Саакянц С.Э. повторно не явились в судебное заседание, об уважительности своей неявки суду не сообщили. По телефону 13.02.2014 ответчик Саакянц К.М. сообщила секретарю судебного заседания, что явиться в суд не смогла, причину не пояснила, и так как никаких уведомлений лично ей не вручали, в суд ходить не будет. Копия решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.02.2014 по делу <номер> направлена Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. судом 21.02.2013 по адресу: <адрес>, что следует из материалов гражданского дела, которые обозрены судом в судебном заседании.

Суд также учитывает, что истцы Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. не являются членами семьи Аветисянца К.П.

Частью 1 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Аветисянц К.П. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> Как указывают истцы, по адресу<адрес> он никогда не проживал, совместное хозяйство с ним они не ведут.

Следовательно, оснований считать, что данные лица вселены им в дом по адресу<адрес> как члены его семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство, у суда не имеется.

При этом суд также учитывает, что акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 в Минераловодском городскому округе в селе Левокумка, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий Аветисянцу К.П., является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а членами семьи собственника указаны Саакянц К.М. и Саакянц С.Э., в нарушение Методических рекомендаций истцами Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. как пострадавшими гражданами – собственниками имущества первой необходимости данный акт не подписан. В качестве собственника пострадавшего имущества по адресу: <адрес>, указан Аветисянц К.П.

В обоснование факта проживания в жилом доме по адресу: <адрес>, истцами в материалы дела представлены следующие документы:

- домовая книга на жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, кол-во этажей 1, по адресу: <адрес> с отсутствие сведений о прописке кого-либо по данному адресу;

- свидетельство о рождении Саакянца С.Э. от <дата>, согласно которому он является сыном Саакянц К.М.;

- копия протокола об административном правонарушении <номер> от 03.06.2017 по <иные данные> КоАП РФ в отношении Саакянца С.Э.;

- копия решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.02.2014 по делу <номер>, которым истцы Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и которым установлено, что они проживают с 16.11.2002 по адресу: <адрес>;

- приговор Минераловодского городского суда Ставропольского края от <дата> в отношении Саакянц С.Э. о признании его виновным в совершении преступления, предусмотренного <иные данные> УК РФ, во вводной части которого указан как фактический адрес проживания Саакянца С.Э. - <адрес>;

- паспорта Саакянц С.Э. и Саакянц К.М., в паспорте Саакянц К.М. указан адрес места регистрации <адрес> с 16.11.2002, в паспорте Саакянц С.Э. отметка о регистрации по месту жительства отсутствует;

- личная медицинская книжка Саакянца С.Э., выданная Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с отметкой о его домашнем адресе: <адрес>;

- военный билет Саакянц С.Э.;

- акт о проживании б/н и б/д, составленный Г.Н.Ю., проживающей в <адрес>, Ш.Л.В., проживающей в <адрес>, согласно которому Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. проживают по адресу: <адрес> с 2007 года по настоящее время, и удостоверенный руководителем Левокумского территориального отдела по работе с населением Управления по делам территории администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края;

- акт о непроживании б/н и б/д, составленный Аветисянцем К.П., проживающим по адресу: <адрес> и П.В.Б., проживающим по адресу: <адрес>, согласно которому истцы Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. по адресу: <адрес>, не проживают с 2013 года.

- справка МБО СОШ <номер> села Левокумка о том, что Саакянц С.Э. обучался в указанной школе с <дата> по <дата> и проживает по адресу: <адрес>;

- акт об установлении приборов учета, составленный 25.03.2017 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на абонента Аветисянц К.П.;

- платежные документы об оплате коммунальных услуг по жилому дому по адресу: <адрес>;

- справки амбулатории МБУЗ Центральная районная больница (амбулатория) села Левокумка от 28.06.2017 на Саакянц К.М. о том, что она наблюдается в амбулатории и проживает по адресу: <адрес> с 01.04.2016 и по настоящее время, и на Саакянц С.Э. том, что он наблюдается в амбулатории и проживает по адресу: <адрес> с 16.05.2016;

- справки Левокумского территориального отдела по работе с населением <номер> и <номер> от 02.06.2017 на имя Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. о том, что домовладение по адресу: <адрес>, находится в зоне чрезвычайной ситуации (затопления);

- трудовая книжка на имя Саакянц К.Э.;

- амбулаторные карты.

По запросу суда также получены сведения из ФКУ УИИ в лице Минераловодского межмуниципального филиала от 03.07.2017 <номер> о том, что Саакянц С.Э. по исполнению приговора Минераловодского городского суда Ставропольского края от <дата> состоял на учете в УИИ с <дата> и был снят с учета <дата>. Надзор на условно-осужденным осуществлялся по адресу: <адрес>.

Согласно полученным судом сведениям из Военного комиссариата городов Минеральные Воды, Железноводск и Минераловодского района Ставропольского края Саакянц С.Э., проживающий по адресу: <адрес>, был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате города Минеральные Воды и Минераловодского района <дата> и был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

По запросу суда от начальника ОМВД России по Минераловодскому городскому округу получены сведения от 10.07.2017 <номер> о том, что согласно опроса граждан, проживающих по соседству с истцами, участковым уполномоченным ОМВД России по Минераловодскому городскому округу проверены сведения о месте проживания Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. и на основании опроса проживающих с ними по соседству граждан установлено, что Саакянц С.Э. и Саакянц К.М. с 2007 года проживают по адресу: <адрес>. По адресу: <адрес>, данные лица проживали до 2007 года.

Судом также по ходатайству истцов допрошены свидетели.

Свидетель М.Д.А., зарегистрированный по адресу: <адрес>, и проживающий по данному адресу с его слов три года, пояснил, что является соседом истцов, Саакянца С.Э. знает около 10 лет, Саакянц К.М. - около трех, они проживают в <адрес> около 10 лет, на момент наводнения они также проживали по указанному адресу.

Свидетель Г.Н.Ю., зарегистрированная по адресу: <адрес>, и проживающая по данному адресу с ее слов, с момента рождения, пояснила, что истцы поселились в селе Левокумка по <адрес> примерно в 2007 году, и с указанного времени проживают по указанному адресу по настоящее время.

Свидетель Ш.Л.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, и проживающая с ее слов по данному адресу с 1971 года, пояснила, что знает истцов с 2006-2007 года, на момент наводнения они проживали в селе Левокумка по <адрес>.

Согласно сведениям, полученным из Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 26.07.2017 <номер>, по представленному 02.06.2017 списку граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильный ливневый дождь, произошедшей 23-24 мая 2017 года, на получение единовременной материальной помощи, в размере по 10,00 тыс. руб., по адресу: <адрес> в него включен Аветисянц К.П., который является получателем выплаты. Единовременная материальная помощь в размере 10,00 тыс. руб. перечислена за счет средств краевого бюджета 03.06.2017 на его банковский счет, открытый в ПАО Сбербанк (платежное поручение <номер>), за счет средств федерального бюджета - в размере 10,00 тыс. руб. перечислена 16.06.2017 года (платежное поручение <номер>). Согласно представленному 02.07.2017 списку граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильный ливневый дождь, произошедшей 23-24 мая 2017 года, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100,00 тыс. руб. по вышеуказанному адресу в него включен Аветисянц К.П., который является получателем выплаты. Финансовая помощь в размере 100,00 тыс. руб. перечислена за счет средств краевого бюджета 04.07.2017 (платежное поручение <номер>), за счет средств федерального бюджета - в размере 100,00 тыс. руб. перечислена 05.07.2017 года на его банковский счет, открытый в ПАО Сбербанк (платежное поручение <номер>). Согласно представленному 30.05.2017 списку граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильный ливневый дождь, произошедшей 23-24 мая 2017 года, на получение единовременной материальной помощи, в размере по 10,00 тыс. руб., по адресу: <адрес>, в него включены: А.Л.Г., Г.Г.П., Г.Р.К., Г.М.М., А.Е.А., Г.Д.Г., Г.М.Д., А.Р.Г., Г.А.Д.. Получателем выплат на всех граждан по указанному адресу является А.Л.Г.; единовременная материальная помощь в размере 90,00 тыс. руб. перечислена за счет средств краевого бюджета 31.05.2017 на ее банковский счет, открытый в ПАО Сбербанк (платежное поручение <номер>), за счет средств федерального бюджета - в размере 90,00 тыс. руб. перечислена 16.06.2017 (платежное поручение <номер>). Согласно представленному 15.06.2017 списку граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильный ливневый дождь, произошедшей 23-24 мая 2017 года, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100,00 тыс. руб. по вышеуказанному адресу в него включены: А.Л.Г., Г.Г.П., Г.Р.К., Г.М.М., А.Е.А., Г.Д.Г., Г.М.Д., А.Р.Г., Г.А.Д. Получателем выплат на всех граждан по указанному адресу является А.Л.Г.; финансовая помощь в размере 900,00 тыс. руб. перечислена за счет средств федерального бюджета 17.06.2017 на ее банковский счет, открытый в ПАО Сбербанк (платежное поручение <номер>), за счет средств краевого бюджета - в размере 900,00 тыс. руб. перечислена 20.06.2017 года (платежное поручение <номер>). Согласно представленным за период с 31.05.2017 по 25.07.2017 спискам граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильный ливневый дождь, произошедшей 23-24 мая 2017 года, на получение единовременной материальной помощи, в размере по 10,00 тыс. руб., финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50,00 тыс. руб. и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости в размере 100,00 тыс. руб. Саакянц С.Э., Саакянц К.М., а также лица, зарегистрированные либо фактически проживающие по адресу: <адрес>, не значатся.

Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имуществом первой необходимости является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

При рассмотрении дела судом установлено, что согласно сведениям из ЕГРН, жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, кол-во этажей – 1, кадастровый <номер> и земельный участок площадью <иные данные> кв.м из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, кадастровый <номер>, расположенные по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Аветисянцу К.П. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ним 24.12.2011 на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного между ним и Саакянц К.М. от 14.12.2011.

На основании постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20.02.2003 № 327 «Об исключении из жилого фонда жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, разрушившихся в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года», жилой дом по адресу: <адрес>, вошел в сводный реестр жилых домов, исключенных из жилого фонда г. Минеральные Воды и Минераловодского района, являющегося Приложением к указанному постановлению. В соответствии с данным постановлением запрещено владельцам разрушившихся жилых домов, указанных в приложении, их восстановление, реконструкция или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подвергшихся затоплениям и повадкам.

Как следует из постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 10.05.2003 № 1082 в список граждан, имеющих право на получение безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья, утвержденный главой города Минеральные Воды и Минераловодского района, вошла С.Е.Ф., проживающая по адресу: <адрес>, которой получен жилищный сертификат.

Согласно полученным по запросу суда сведениям из ГУП СК «Ставрополькрайимущество» - «БКИ» от 10.07.2017 <номер>, на земельном участке по адресу: <адрес>, находится саманный дом, который на основании постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20.02.2003 № 327 «Об исключении из жилого фонда жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, разрушившихся в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года» был исключен из жилого фонда и собственник данного дома получил жилищный сертификат. Нахождение на земельном участке саманного дома, исключенного из жилого фонда, установлено при выезде специалиста данного предприятия в целях обследования данного дома по обращению 02.06.2017 собственника Аветисянц К.П. о подготовке технического паспорта на указанный жилой дом, которое впоследствии заявителем было отозвано, а также на основании исследования абриса, приобщенного к архивному делу на этот дом.

Как следует из материалов правоустанавливающего дела на объект недвижимости - жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, кол-во этажей – 1, кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по запросу суда, право собственности на жилой дом было зарегистрировано за Аветисянцем К.П. на основании его заявления как собственника земельного участка и разрешения на строительство от 03.08.2016 <номер>, выданного администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края на основании решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11.04.2016 по делу <номер> Аветисянцу К.П.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11.04.2016 по гражданскому делу <номер> по исковому заявлению Аветисянца К.П. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного паспорта и разрешения на строительство, возложении обязанности выдать градостроительный паспорт и разрешение на строительство, признаны незаконными: отказ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа К.Г.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 11.02.2016 <номер>; отказ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа К.Г.В. в выдаче разрешения на строительство, жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 11.02.2016 <номер>. Суд обязал администрацию Минераловодского городского округа выдать Аветисянц К.П. градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, и разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке. Решение суда вступило в законную силу 18.05.2016.

В ходе судебного разбирательства истцы Саакянц К.М., Саакянц С.Э. и третье лицо Аветисянц К.П. пояснили суду, что на земельном участке по адресу: <адрес> находится саманный дом, ранее находившийся на земельном участке с момента приобретения Саакянц К.М. у С.В.Ф. земельного участка, частично он был реконструирован, новое строительство на земельном участке после получении разрешения на строительство в 2016 году начато путем закладки фундамента жилого дома, но на настоящий момент строительство нового жилого дома не завершено.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что в 2016 году Аветисянц К.П. зарегистрировано на собой право собственности на объект недвижимости – жилой дом по адресу: <адрес>, исключенный из жилого фонда в 2003 году на основании разрешения на строительство, выданного в 2016 году в отсутствие фактического строительства объекта недвижимости (жилого дома), для строительства которого оно выдано.

В ЕГРН зарегистрировано право на несуществующий объект недвижимости - жилой дом по адресу: <адрес>, фактически исключенный из жилого фонда.

Сведения о жилом доме, содержащиеся в реестре, не соответствуют фактически имеющемуся имуществу, так как на указанном земельном участке жилой дом отсутствует, имеющийся на нем дом исключен из жилого фонда в установленном законом порядке.

Законодательством РФ определено, что является жилым помещением, а также порядок оформления регистрации по месту жительства должностными лицами, ответственными за регистрацию.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в жилом помещении.

Следовательно, и установление в судебном порядке факта постоянного проживания возможно только в жилом помещении.

В ходе судебного заседания не установлено наличие жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, в котором истцы просят установить их факт постоянного проживания, не смотря на наличие в ЕГРН сведений о регистрации за Аветисянцем К.П. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> фактически указанный как жилой дом и таковым не являющийся в связи с его исключением из жилого фонда.

Наличие у Аветисянца К.П. зарегистрированного за ним в установленном законом порядке права собственности на фактически несуществующий объект недвижимого имущества – жилой дом, якобы расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, является препятствием для установления судом факта постоянного проживания истцов в указанном доме, при том, что проживание истцов в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, является юридически значимым для рассмотрения настоящего спора обстоятельством.

В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Сам факт обращения Аветисянца К.П. в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на жилой дом, фактически исключенный из жилого фонда, и представление им в регистрирующий орган разрешения на строительство, на основании которого строительство жилого дома до стадии его завершения не осуществлялось, в целях регистрации права собственности на исключенный из жилого фонда жилой дом, содержит признаки злоупотребления своими правами. Сам факт существования зарегистрированного права собственности на несуществующий объект недвижимости – жилой дом, исключенный из жилого фонда, противоречит действующему законодательству.

При этом суд учитывает, что истцы Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. не могли не знать о том, что дом, который находится на земельном участке по адресу: <адрес>, исключен из жилого фонда, поскольку Саакянц К.М. приобретен у С.В.Ф. в 2007 году только земельный участок по указанному адресу, который ею впоследствии и продан Аветисянцу К.П. При этом сведения об исключении дома по указанному адресу из жилого фонда имеются в материалах инвентарного дела. Жилой дом на земельном участке, как объект гражданских прав, отсутствовал до постановки его на кадастровый учет в 2016 году (20.10.2016) и регистрации за Аветисянцем К.П. права собственности на этот объект на основании разрешения на строительства, выданного ему 03.08.2016.

В этой связи, действия истцов по обращению в суд за установлением факта постоянной регистрации в жилом доме, фактически таковым не являющимся, ввиду его исключения из жилого фонда, что должно было быть известно им, нельзя признать добросовестным осуществлением гражданских прав.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, представленные истцами в обоснование заявленных требований документы об их фактическом проживании по адресу: <адрес>, а также документы о том, что указанный дом как жилой дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года, правового значения для разрешение настоящего спора не имеют, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено само наличие поврежденного жилого дома, в котором истцы просят установить факт проживания.

Кроме того, при оценке представленных истцами документов об их фактическом проживании по адресу: <адрес>, суд усматривает противоречия в представленных документах и их недостаточность для установления факта постоянного проживания истцов по указанному адресу.

Так, истцы указывают о том, что проживают по адресу: <адрес> с 2007 года. Аналогичные сведения сообщены суду допрошенными по их ходатайству свидетелями и участковым уполномоченным ОМВД России по Минераловодскому городскому округу, по результатам опроса соседей.

Вместе с тем, в акте о непроживании б/н и б/д указано, что по месту регистрации: <адрес>, истцы не проживают с 2013 года, то есть до 2013 года они проживали по данному адресу.

В справке МБОУ СОШ <номер> села Левокумка указано, что обучающийся до <дата> в данной школе Саакянц С.Э., проживал по адресу: <адрес>, то есть до 2007 года.

Личная медицинская книжка, выданная Саакянцу С.Э. 14.12.2015 филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске», в качестве домашнего адреса содержит указание на адрес: <адрес>.

Акт о проживании б/н и б/д о том, что истцы проживают с 2007 года по адресу: <адрес> по настоящее время, в связи с тем, что не содержит даты его составления, не позволяет установить полный период проживания истцов по указанному адресу и их проживание по указанному адресу именно в момент чрезвычайной ситуации.

При этом акт о непроживании б/н и б/д, согласно которому истцы Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. по адресу: <адрес>, не проживают с 2013 года, противоречит акту о проживании б/н и б/д.

Представленные суду ГБУЗ СК «Минераловодская РБ» Левокумская амбулатория амбулаторные карты на истцов, в которых указан адрес их проживания: <адрес>, суд оценивает критически, поскольку они выполнены на тетрадях, изготовленных типографией в декабре 2016 году, в то время как содержат записи в карте Саакянц С.Э. с 16.05.2014, а в карте Саакянц К.М. с 01.04.2016.

При этом, как пояснил заместитель главного врача по АПР ГБУЗ СК «Минераловодская районная больница» в письме от 24.07.2017 исх. <номер> данные карты были оформлены по новому образцу, в связи с переименованием ГБУЗ СК «Минераловодская ЦРБ» в ГБУЗ СК «Минераловодская РБ» в 2016 году и в обеих картах все подписи и записи выполнены одним врачом участковым П.М.А.

Вместе с тем, ранее имевшиеся амбулаторные карты суду не представлены, как и не сообщено, по каким причинам они не могут быть представлены либо о том, что они уничтожены.

При этом в судебном заседании истец Саакянц С.Э. пояснил, что не обращался за медицинской помощью в Левокумскую амбулаторию ГБУЗ СК «Минераловодская РБ», а относительно наличия на его имя амбулаторной карты в указанном медицинском учреждении не смог дать суду каких-либо пояснений, указав, что обстоятельства обращения за медицинской помощью он не помнит.

Истец Саакянц К.М. также не смогла пояснить суду, в каком именно году она обращалась в Левокумскую амбулаторию ГБУЗ СК «Минераловодская РБ», в 2015 или в 2016 году.

Сами по себе показания свидетелей и граждан, по соседству проживающих по указанному истцами адресу: <адрес>, опрошенные участковым уполномоченным ОМВД России по Минераловодскому городскому округу, не могут быть признаны достаточными для установления судом факта постоянного проживания истцов по данному адресу с 2007 года и на момент возникновения чрезвычайной ситуации в мае 2017 года в Минераловодском районе в селе Левокумка.

Иные представленные в материалы дела документы в обоснование факта постоянного проживания истцов по указанному им адресу: <адрес>, в своей совокупности и каждое в отдельности бесспорно не подтверждают факт постоянного проживания истцов в период с 2007 года и на момент возникновения чрезвычайной ситуации в мае 2017 года в Минераловодском районе в селе Левокумка.

Домовая книга на жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, кол-во этажей 1, по адресу: <адрес>, не содержит сведений о прописке кого-либо по данному адресу.

Протокол об административном правонарушении <номер> от 03.06.2017 по <иные данные> КоАП РФ в отношении Саакянца С.Э. составлен уже после объявления в Минераловодском районе в селе Левокумка в мае 2017 года чрезвычайной ситуации.

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.02.2014 по делу <номер>, которым истцы Саакянц К.М. и Саакянц С.Э. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и которым установлено, что они проживают с 16.11.2002 по адресу: <адрес>, а также приговор Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.07.2014 в отношении Саакянц С.Э. о признании его виновным в совершении преступления, предусмотренного <иные данные> УК РФ, во вводной части которого указан как фактический адрес проживания Саакянца С.Э. - <адрес>, свидетельствуют лишь о факте проживания истцов по указанному на момент их вынесения.

Военный билет Саакянца С.Э., трудовая книжка на имя Саакянц К.Э., акт об установлении приборов учета, составленный 25.03.2017 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на абонента Аветисянц К.П., платежные документы об оплате коммунальных услуг по жилому дому по адресу: <адрес>, также не содержат сведений о каком-либо месте проживания истцов.

Сведения из ФКУ УИИ в лице Минераловодского межмуниципального филиала от 03.07.2017 <номер> о том, что Саакянц С.Э. по исполнению приговора Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.07.2014 состоял на учете в УИИ с <дата> и был снят с учета <дата>, а надзор за условно-осужденным осуществлялся по адресу: <адрес>, свидетельствуют лишь о факте проживания Саакянца С.Э. на даты 22.09.2016.

Полученные судом сведения из Военного комиссариата городов Минеральные Воды, Железноводск и Минераловодского района Ставропольского края о том, что Саакянц С.Э., проживающий по адресу: <адрес>, был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате города Минеральные Воды и Минераловодского района <дата> и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, также не могут подтверждать факт постоянного его проживания по адресу: <адрес>

Установленные обстоятельства в их взаимосвязи свидетельствуют о недоказанности истцами факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и утраты ими имущества первой необходимости (полной утраты), находившегося в данном помещении, как условий, необходимых для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации), как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Вследствие недоказанности факта постоянного проживания истцов на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, и утраты ими имущества первой необходимости (полной утраты) у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района, поселка Первомайский, а также возложении на администрацию Минераловодского городского округа обязанности включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Саакянца С.Э., Саакянц К.М. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:

- об установлении юридического факта постоянного проживания Саакянц К.М., <дата> года рождения, и Саакянца С.Э., <дата> года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района селе Левокумка;

- признании пострадавшими Саакянц К.М., <дата> года рождения, и Саакянца С.Э., <дата> года рождения, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района селе Левокумка;

- обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить Саакянц К.М., <дата> года рождения, и Саакянца С.Э., <дата> года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе селе Левокумка в мае 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 28.07.2017.

Председательствующий Т.В. Чернышова

2-1551/2017 ~ М-1319/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Саакянц Карине Михайловна
Саакянц Себастьян Эдуардович
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Чернышова Тамара Владимировна
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
15.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2017Передача материалов судье
16.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2017Подготовка дела (собеседование)
29.06.2017Подготовка дела (собеседование)
29.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2017Подготовка дела (собеседование)
07.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2017Подготовка дела (собеседование)
18.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2017Дело оформлено
20.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее