РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» августа 2018 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Дроздовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1432/18 по административному исковому заявлению С.У. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
С.У. обратилась в суд к Департаменту градостроительства г.о. Самара с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением от <дата>. № № Департамент градостроительства <адрес>, предварительно согласовал ей предоставление в собственность земельного участка 1725 кв.м, под огородничество, по <адрес>, утвердил схему расположения земельного участка, изготовил межевой план земельного участка. <дата>., на основании которых земельный участок поставлен на кадастровый учет под №, без каких либо обременений. <дата>., в соответствии с п.5 ст.39.17 Земельного Кодекса РФ, административным истцом подано заявление № № в департамент градостроительства <адрес> о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка б/н, по <адрес>, в чем ей департаментом было отказано, с указанием на принадлежность части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования. Однако, никаких проездов и проходов утвержденной схемой земельного участка не предусмотрено. Каких-либо доказательств, подтверждающих выводы департамента, не предоставлено. Распоряжение департаментом градостроительства <адрес> № № от <дата>., а также утвержденная схема земельного участка - не отменены. Выписка из ЕГРН не содержит каких-либо сведений о принадлежности части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, полагает отказ департамента градостроительства <адрес> не соответствующим закону, в связи с чем, просит суд признать незаконным отказ департамента градостроительства <адрес>, в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Ветерану ВОВ, обязать департамент градостроительства г.о.Самара устранить допущенные нарушения и предоставить в собственность административного истца испрашиваемый земельный участок.
Административный истец - С.У., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика – Департамента градостроительства г.о. Самара – Н.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставила письменные объяснения, в которых просила в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что оспариваемое распоряжение вынесено на законных основаниях, поскольку согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования в границах красных линий проезда.
Представитель административного соответчика – Администрации г.о. Самара, в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц и их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 28 Устава городского округа Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 Постановления Администрации г.о. Самара «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара.
Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно, для огородничества.
Распоряжением Департамента от <дата> № административному истцу предварительно согласовано предоставление в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1725 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок был поставлен на государственный учет с кадастровым номером №
<дата> административный истец обратился в Департамент с заявлением № № о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
<дата> административным ответчиком было принято распоряжение № № «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов».
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения Департамента послужили пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, подпункт 18 пункта 2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановление Администрации городского округа Самара от <дата> №.
Подпунктом "ж" пункта 2 части 3 статьи <адрес> от <дата> N 94-ГД "О земле" предусмотрено предоставление инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков, в том числе, с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения не менее 100 тысяч человек.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
Согласно подп. 1, 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее — ИСОГД), испрашиваемый С.У. земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и земелепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от <дата> №, часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования в границах красных линий проезда. Схема расположения земельного участка, утвержденная в процессе предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка, выполнена без учета утвержденных документов территориального планирования, которыми предусмотрено размещение на испрашиваемом земельном участке проезда, являющегося территорией общего пользования и не подлежащего в связи с этим передаче в частную собственность, в связи с чем не могла быть утверждена.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится в границах зон градостроительных ограничений, у департамента имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, предусмотренные пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, подпунктом 18 пункта 2.14 Административного регламента.
Суд также полагает заслуживающими внимания доводы представителя Департамента градостроительства г.о. Самара о том, что отсутствие красных линий (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), обозначающих существующие (планируемые) границы территорий общего пользования, не может исключать существующего правового режима земельного участка, относящегося к территории общего пользования, понятие о котором закреплено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку факт наложения указанного земельного участка на проход/проезд общего пользования, обозначенный на топографической съемке подтверждается материалами дела. Существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями. Предоставление земельного участка, занятого, в том числе проездом общего пользования конкретному лицу, не должна противоречить или ограничивать права неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения у суда не имеется, суд полагает, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении заявленных требований С.У. надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления С.У. к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Администр о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2018
Судья: О.А.Мельникова