10RS0008-01-2019-000861-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2020 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1/2020 по иску Подгорного Михаила Васильевича и Лорви Татьяны Васильевны к Чигалевской Татьяне Васильевне о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
установил:
Подгорный М.В. и Лорви Т.В. обратились в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать Подгорная Клавдия Ивановна, после смерти которой подлежали наследованию жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>. Истцы являются наследниками первой очереди по закону, обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, нотариусом Медвежьегорского нотариального округа Шукалович А.В. открыто наследственное дело № 116/2019. Истцам стало известно, что Подгорная К.И. подарила указанное имущество ответчику Чигалевской Т.В. (добрачная фамилия – Ильина). Истцы считают, что Подгорная К.И., совершая сделку дарения, не осознавала значение своих действий и не руководила ими, формирование воли умершей происходило с пороком. На момент совершения сделки Подгорной К.И. было 93 года, она нуждалась в уходе, перенесла смерть двоих детей, просила, чтобы ей перезвонили умершие, страдала повышенным давлением, частыми и сильными головными болями, забывала где и что лежит, не узнавала людей, жила прошлым, плохо видела, не понимала дозировку лекарств, жаловалась, что от неё прячут вещи, могла без причин проявлять агрессию к людям. Подгорная К.И. проходила лечение в госпитале для ветеранов войн в феврале 2019 года, в Великогубской амбулатории, состояла на учете в Республиканском онкологическом диспансере, в 2018 году перенесла операцию в Офтальмологическом центре. До марта 2019 года Подгорная К.И. проживала в г. Петрозаводске с истцом Лорви Т.В., получала медицинскую помощь в поликлинике №, ей часто вызывали скорую для оказания экстренной помощи при резком повышении давления. В конце марта 2019 ответчик Ильина Т.В. выразила намерение ухаживать за Подгорной К.И., увезла её в с. Великая Губа. Ссылаясь на данные обстоятельства, положения п. 1 ст. 177, ст. 166, ст. 167 ГК РФ истцы просят суд признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес>, заключенный между Подгорной К.И. и Ильиной Т.В., применить последствия недействительности указанной сделки.
Истец Лорви Т.В. и ей представитель по нотариальной доверенности Евстифеева Н.В., истец Подгорный М.В. в судебное заседание не явились, извещены.
Ответчик Ильина Т.В. в судебном заседании против иска возражала, пояснив, что несмотря на наличие тяжелых заболеваний, её бабушка Подгорная К.И. при совершении сделки отдавала отчет своим действиям, дарение спорного имущества являлось волей Подгорной К.И.
Третьи лица Каденко И.В., Подгорная Н.В., Мицкевич М.В., нотариус Медвежьегорского нотариального округа Шукалович А.В. не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица Ильин С.В., Аверьянова К.М., представители третьих лиц Управления Росреестра по РК, ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг РК» не явились, извещены.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истцов, представителя истца Евстифеевой Н.В., третьих лиц.
Заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Среди оспоримых сделок можно выделить сделки, совершаемые с пороками воли, недействительность которых связывается с отсутствием, неправильным формированием или несоответствием волеизъявлению внутренней воли лица, совершающего сделку в качестве стороны сделки (от своего имени или от имени другого лица в качестве представителя).
Основания недействительности этих оспоримых сделок можно условно разделить на две категории: 1) когда причины пороков воли заключены в самом лице, совершающем сделку; 2) когда эти причины были вызваны внешним воздействием (со стороны контрагента в сделке, третьих лиц, стечением тяжелых обстоятельств) на лицо, совершающее сделку.
К первой категории оспоримых сделок с пороками воли относятся сделки, совершенные лицом, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 177 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 177 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Необходимым условием оспаривания сделки является доказанность того, что в момент совершения сделки лицо находилось в таком состоянии, когда оно не было способно понимать значение своих действий или руководить ими. Причины указанного состояния могут быть различными, например болезнь.
В соответствии с п. 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследники вправе обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 177 ГК РФ, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.
Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что 11.04.2019 Управлением Росреестра по РК произведена государственная регистрация перехода права собственности на жилой дом с к.н. №, расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок с к.н. №, расположенный по тому же адресу, от прежнего собственника Подгорной К.И. к новому собственнику Ильиной Т.В.
Основанием послужил договор дарения жилого дома с земельным участком, заключенный 04.04.2019 между Подгорной К.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ильиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из информации, представленной ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия», 04.04.2019 Подгорная К.И. обратилась в данный Центр с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости к Ильиной Т.В. При приеме документов специалист Центра Ефимова А.Т. установила личность заявителя, задала вопросы относительно представленного договора, не обнаружила какие-либо действия, указывающие на невменяемость, установила, что заявитель понимает значение своих действий. Договор был подписан сторонами в присутствии специалиста Центра Ефимовой А.Т.
Подгорная К.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти, выданном на основании записи акта № от ДД.ММ.ГГГГ по ОЗАГС Медвежьегорского района.
К имуществу Подгорной К.И. нотариусом Медвежьегорского нотариального округа Шукалович А.В. 31.06.2019 заведено наследственное дело № по заявлению дочери наследодателя Лорви Т.В. и сына наследодателя Подгорного М.В., обратившихся с заявлениями о принятии наследства 31.07.2019. В числе иных наследников в указанных заявлениях указаны внуки наследодателя: Мицкевич Марина Викторовна, Подгорная Наталья Викторовна, Подгорная Ирина Викторовна, Ильин Сергей Валерьевич, Ильина Татьяна Васильевна, Аверьянова Ксения Михайловна.
Ильиной Т.В. в связи с вступлением в брак присвоена фамилия Чигалевская.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С целью установления наличия у Подгорной Клавдии Ивановны психического расстройства, заболевания или состояния, которые в момент заключения договора дарения 04.04.2019 лишали её возможности понимать значение своих действий или руководить ими, судом по ходатайству истцов была назначена комплексная посмертная судебно-психиатрическая экспертиза.
Согласно заключению комиссии экспертов СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница № 6 (стационар с диспансером)» от 04.12.2019 № 6374.2489.2, Подгорная Клавдия Ивановна в период <данные изъяты> года страдала <данные изъяты> На это указывают данные медицинской документации, материалов гражданского дела, из которых следует, что подэкспертная на протяжении многих лет страдала <данные изъяты>), по поводу чего получала лечение амбулаторно и в стационаре. <данные изъяты> Показания свидетелей по настоящему гражданскому делу разноречивы. Таким образом, объективных данных о наличии у Подгорной К.И. в юридически значимый период (подписание договора дарения 04.04.2019) какой-либо психопродуктивной симптоматики, аффективных нарушений психотического уровня, признаков слабоумия, значимых когнитивных расстройств, клинически значимой декомпенсации соматоневрологического состояния нет, имеющиеся у неё <данные изъяты> не лишало её способности понимать значение своих действий и руководить ими в момент совершения сделки: подписания 04.04.2019 г. договора дарения земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
Указанное экспертное заключение является полным и обоснованным, выполнено экспертами, имеющими специальные познания и опыт работы, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ. Экспертное заключение отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, выводы комиссии экспертов основываются на исходных объективных данных медицинской документации, представленных материалах дела.
Заключение не оспорено лицами, участвующими в деле. Доказательств, отвечающих принципам относимости, достоверности, допустимости, опровергающих выводы экспертизы, суду не представлено. Имеющаяся в заключении описка о госпитализации Подгорной К.И. в стационар в январе 2019 года на правильность выводов комиссии экспертов не влияет, поскольку экспертами в полном объеме исследована стационарная медкарта Подгорной К.И., представленная ГБУЗ РК «Госпиталь для ветеранов войн», согласно которой Подгорная К.И. находилась на стационарном лечении в данном учреждении с 12.02.2019 по 21.02.2019, что нашло свое отражение на листе 4 экспертного заключения.
Кроме того, экспертное заключение подтверждается фактическими данными, полученными из показаний свидетелей. Так, свидетель Репина О.В. показала, что будучи психологом республиканского гериатрического центра ГБУЗ РК «Госпиталь для ветеранов войн» по просьбе внучки Подгорной К.И. - Каденко И.В. дважды посещала Подгорную К.И. в период прохождения ею стационарного лечения в данном госпитале в феврале 2019 года и отмечала, что Подгорная К.И. ориентируется в личности, во времени, в месте, была настроена на позитивное общение, ей не назначались консультации психолога и психиатра, поскольку на то не было показаний.
Показаниями свидетеля Ефимовой А.Т., которая являясь специалистом ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия», выезжала 04.04.2019 в командировку в с. Великая Губа на прием граждан, где в её присутствии Подгорная К.И. и Ильина Т.В. подписали договор дарения, свидетель устанавливала личности сторон, сомнений в адекватности Подгорной К.И. не возникло, как не возникло сомнений в наличии у Подгорной К.И. волеизъявления на совершение сделки дарения.
Показаниями свидетеля Блажевича П.П. – участкового терапевта Великогубской амбулатории о том, что 2019 г.г. он наблюдал Подгорную К.И. в периоды её проживания в с. Великая Губа. Подгорная К.И. проживала в своем доме, каких-либо странностей в её поведении в юридически значимый период не отмечалось, на вопросы она отвечала адекватно, была ориентирована.
Показаниями свидетеля Ивановой В.В., согласно которым свидетель, являясь социальным работником, в течение 8 лет обслуживала Подгорную К.И. в периоды проживания последней в с. Великая Губа. В начале апреля 2019 года Подгорная К.И. была адекватна, ориентирована, настроена на общение, говорила о семье и на общественные темы, сама оплачивала социальные услуги.
Показания свидетелей Аверьянова Е.В., Подгорной Т.Ф., Лорви И.Р., Чигалевского С.А., Лорви Е.В., Чистяковой Е.М., Подгорной Н.В. выводов экспертов не опровергают, указанные свидетели являются родственниками сторон, их оценка состояния Подгорной К.И. является субъективной.
Исследованные судом медицинские карты не содержат сведений о наличии у Подгорной К.И. симптомов расстройства психики и поведения.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Подгорная К.И. в момент совершения сделки дарения 04.04.2019 была дееспособна, понимала значение своих действий и руководила ими. Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что Подгорная К.И. страдала заболеваниями, которые влияли на понимание ею волеизъявления при подписании договора дарения и подаче заявления о государственной регистрации перехода прав, суду не представлено.
При принятии документов на регистрацию специалистом ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» была выяснена действительная воля дарителя. Договор дарения соответствует установленной законом форме, прошел правовую экспертизу в органе государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
При установленных фактических обстоятельствах данного дела, оснований для признания договора дарения от 04.04.2019 недействительным не имеется.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска отказать.
При вступлении решения в законную силу отменить меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи Медвежьегорского районного суда от 07.08.2019 в виде запрета Чигалевской Татьяне Васильевне (добрачная фамилия Ильина) совершать действия, направленные на распоряжение земельным участком и жилым домом, расположенных по адресу <адрес>, и запрета регистрационных действий в отношении указанных объектов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 01 февраля 2020 года.