Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1215/2019 ~ М-1118/2019 от 05.06.2019

Дело № 2-1215/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

при секретаре Гребеньковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску Крючкова А.Н. к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение и о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения,

УСТАНОВИЛ:

Крючков А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение и о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения.

В обоснование исковых требований указал, что он являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов созыва ДД.ММ.ГГ. В период с ДД.ММ.ГГ осуществлял депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.

В настоящее время является депутатом Орловского областного Совета народных депутатов созыва ДД.ММ.ГГ и работает на постоянной профессиональной основе с 10 октября 2016 года по настоящее время.

<данные изъяты>.

По достижении пенсионного возраста истцу была установлена пожизненная доплата к пенсии - дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.

25 декабря 2015 года истцом получено уведомление о приостановлении выплаты дополнительного материального обеспечения в виде денежной выплаты.

Считает приостановление выплат дополнительного материального обеспечения незаконным, нарушающим его право на получение законно установленных выплат.

Указывает, что на момент назначения дополнительного материального обеспечения он соответствовал установленным ч. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ требованиям.

Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-ОЗ внесены изменения с целью его приведения в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», однако в тексте указанного федерального закона также не содержится указания о придании ему обратной силы.

Просит суд признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона Орловской области «О статусе депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» от 08.01.1997 года № 21-ОЗ, обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить выплату дополнительного материального обеспечения с 25 декабря 2015 года.

В судебное заседание истец Крючков А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину невки суду не сообщил.

Представитель истца по доверенности Савин И.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности Мельник О.М. в судебном заседании не возражала что у истца возникло право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, полагала возможным удовлетворения требований о выплате дополнительного материального обеспечения с 25 декабря 2015 года по 10 октября 2016 года включительно.

Представитель третьего лица Департамента финансов по Орловской области по доверенности Морозова Ю.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в представленных письменных возражениях просила отказать в удовлетворении исковых требованиях.

Представитель третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов по доверенности Брижак С.Н. при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Также и абзацем 2 статьи 2 вышеназванного Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).

Статьей 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ (ред. от 23.08.2007) «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.

Закон Орловской области № 21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Согласно части 7 статьи 21 Закона № 21-03 (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов был установлен в Положении о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденном постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 20.05.2005 № 40-849-ОС.

В судебном заседании установлено, что Крючков А.Н. замещал должность депутата Орловского областного Совета народных депутатов, являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2007-2011 годов.

В период с 2011 год по 2016 год осуществлял депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.

В настоящее время является депутатом Орловского областного Совета народных депутатов созыва ДД.ММ.ГГ годов и работает на постоянной профессиональной основе с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.

Как следует из решений №*** от ДД.ММ.ГГ и №*** от ДД.ММ.ГГ, Управлением социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Крючкову А.Н. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ пожизненно установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 были внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».

Согласно внесенным изменениям, право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.

Уведомлением департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ выплата истцу назначенного дополнительного материального обеспечения приостановлена с 01 декабря 2015 года в связи с представлением прокурора Орловской области об устранении нарушений федерального законодательства. Для возобновления выплат предложено представить сведения о размере среднемесячного заработка, получаемого за счет средств областного бюджета в период замещения должности депутата в Орловском областном Совете народных депутатов на дату сложения полномочий.

При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание, что на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета Крючков А.Н. соответствовал критериям, предъявляемым к ней законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона № 184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.

При этом, Закон Орловской области от 08.02.2016 № 1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного акта в законную силу.

С учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 08.02.2016 № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.

В связи с тем, что правоотношения по назначению истцу дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты возникли до вступления в силу указанных изменений, ответчиком неправомерно принято решение о приостановлении и последующем прекращении выплат дополнительного материального обеспечения.

В связи с изложенным исковые требования Крючкова А.Н. об обязании департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить с 25 декабря 2015 года выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению.

Крючков А.Н. являлся депутатом областного Совета созывов ДД.ММ.ГГ на непостоянной основе.

Вместе с тем суд учитывает, что Крючков А.Н. с ДД.ММ.ГГ года является депутатом Орловского областного Совета народных депутатов, работает на постоянной профессиональной основе.

В соответствии с п. 15.16 положения о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 31.03.2017 № 140, выплата ежемесячной денежной выплаты приостанавливается на период прохождения государственной службы РФ, при замещении государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемых на профессиональной постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием РФ, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами РФ осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

Выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается с даты назначения на одну из указанных должностей.

В связи с указанными правовыми нормами суд полагает возобновить выплату дополнительного материального обеспечения Крючкову А.Н. с 25 декабря 2015 года по 10 октября 2016 года включительно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Крючкова А.Н. к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение и о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения удовлетворить.

Признать за Крючковым А.Н. право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» от 08.01.1997 года № 21-ОЗ.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить Крючкову А.Н. выплату дополнительного материального обеспечения с 25 декабря 2015 года по 10 октября 2016 года включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд города Орла в течение месяца с момента его вынесения.

Судья                                    О.И. Короткова

2-1215/2019 ~ М-1118/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крючков Анатолий Николаевич
Ответчики
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
Другие
Савин Игорь Валерьевич ЦФ ООКА
Орловский областной Совет народных депутатов
Департамент финансов Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
05.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2019Подготовка дела (собеседование)
18.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.06.2019Предварительное судебное заседание
23.07.2019Судебное заседание
23.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2019Дело оформлено
11.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее