Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
25 апреля 2013 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
с участием истца Гонтарёва М.В.,
представителя ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Жигулевске – Ткаченко Л.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ермолаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-689/2013 по иску Гонтарёва М.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Жигулевске о назначении ежемесячной доплаты к пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Гонтарёв М.В. обратился в суд с иском в ГУ – УПФ РФ в г. Жигулевске, требуя:
- признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фона РФ в г. Жигулевске № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 г. «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности»;
- обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- назначить ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу решения Жигулёвского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе рассмотрения дела истец требования изменил, просил:
- признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Жигулевске №. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 г. «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности»;
- обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря на шахте № (неведущая профессия );
- назначить ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец заявленные требования в измененном виде поддержал, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии. Однако, в связи с тем, что документально не было подтверждено, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был занят полный рабочий день на подземных горных работах в <данные изъяты> по добыче угля <данные изъяты>, он был вынужден обратиться в суд. Решением Жигулёвского городского суда от 17.03.2011 года данный факт был установлен. После вступления решения в законную силу он снова обратился в Пенсионный фонд, с каким заявлением, не помнит. Однако, поскольку обращение было по инициативе Пенсионного фонда (вызывали всех шахтеров), и именно в связи с вступлением в силу закона о доплатах, считает, что заявление подавал именно о назначении такой доплаты.
Представитель ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Жигулевске Ткаченко Л.С. в судебном заседании заявленные Гонтарёвым М.В. требования не признала, пояснив, что список работ и профессий, дающий право на пенсию по п.п. 11 п.1 ст.1 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991г. №481. Разъяснения от 15.07.1992г. №1 о порядке исчисления специального стажа по указанному основанию, утв. Постановлением Минтруда РФ от 15.07.1992г. №2, содержат перечни применявшихся до 1986г. наименований профессий. В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении периодов подземной работы при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
- каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Периоды работы после 01.01.1991г. для доплаты засчитываются только в организациях угольной промышленности РФ. Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному страхованию в ФЗ от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Доплата к пенсии работникам организации угольной промышленности имеет правовую природу. Это находит отражение в порядке финансирования указанной доплаты, а также механизме определения ее размера: за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ взносов, по установленному тарифу сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обеспечивается выплата дополнительного социального обеспечения (доплаты к пенсии) бывшим (неработающим) работникам угольной промышленности. С учетом изложенного в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР до 01.01.1991г.
Поскольку судебный прецедент не является источником права, Управление не может применить при вынесении решения, касающегося расходования бюджетных денежных средств, Определение Верховного Суда РФ от 1 июня 2012 г. N 6-КГ12-3.
Заявление о назначении доплаты истцом в ДД.ММ.ГГГГ не подавалось. Одновременно сообщила, что действительно перед вступлением Закона о доплатах в силу по инициативе Управления Пенсионного фонда приглашались все работники угольной промышленности, в т.в. и Гонтарёв М.В. Почему у него не было принято заявление, объяснить не может.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ФЗ № 84 от 10.05.2010г. «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Из решения об отказе в назначении (перерасчете размера) ежемесячной доплаты к пенсии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Жигулевске № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из-за отсутствия 25 лет требуемого специального стажа подземной работы, в назначении ежемесячной доплаты к пенсии отказано (л.д. 6-7).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии Гонтарёву М.В. были включены, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного кондуктора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подземные и горные открытые работы (неведущие профессии) (л.д. 6-7).
Предоставленной копией трудовой книжки Гонтарева М.В. (л.д. 11-17) подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец принят на Шахту № подземным кондуктором, ДД.ММ.ГГГГ переведен на уч. № подземным эл. слесарем. Уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
Решением Жигулёвского городского суда Самарской области от 17 марта 2011 года установлен факт, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гонтарев М. В. был занят полный рабочий день на подземных горных работах в <данные изъяты> (л.д. 24-25). Решение вступило в законную силу 01 апреля 2011 года.
Частью 2 ст. 61 ГПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в спорный период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гонтарёв М.В. выполнял работы в качестве работника угольной промышленности, что в соответствии с ФЗ от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», является основание для назначения ему ежемесячной доплаты к пенсии.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Иное решение данного вопроса приведет к ограничению конституционных прав истца на социальное обеспечение, что, в силу ст. 19 и 55 Конституции РФ, недопустимо. При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» доплата к пенсии истцу, работавшему в организации угольной промышленности, имеющему специальный стаж в качестве работника неведущей профессии более 25 лет, должна быть назначена со дня возникновения права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в ходе рассмотрения дела свидетель Телятникова О.Д. (сотрудник ГУ - УПФ РФ В г. Жигулевске) подтвердила, что в ДД.ММ.ГГГГ истец приглашался в Управление ПФ для решения вопроса о назначении доплаты к пенсии, намерен был подать такое заявление. Однако заявление у него не приняли, поскольку были разъяснения о том, что период работы за пределами РФ после 1991 года не засчитывается, а без этого периода у истца было недостаточно стажа. Одновременно истцом подавалось заявление о перерасчете пенсии. Из предоставленной в дело ответчиком копии заявления Гонтарёва М. В. о перерасчете пенсии усматривается, что оно датировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гонтарёва М. В. удовлетворить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Жигулевске:
1) включить Гонтарёву М. В. в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10 мая 2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на угольной шахте № в качестве подземного электрослесаря (неведущие профессии);
2) назначить Гонтарёву М. В. ежемесячную доплату к пенсии по указанному выше основанию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова