Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-33207/2021 от 02.09.2021

     Судья <ФИО>2                                                        Дело <№...>

                                                                                                              (<№...>)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    28 сентября 2021 года                                                               <Адрес...>

    Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

    председательствующего                          <ФИО>5

    судей                               <ФИО>6, Таран А.О.

    при секретаре                                     <ФИО>4

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО <Адрес...> к <ФИО>1. <ФИО>1 о запрете эксплуатации объектов капитального строительства,

        по апелляционной жалобе <ФИО>1 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от <Дата ...>.

        Заслушав доклад судьи <ФИО>6 об обстоятельствах дела, содержании решения суда, апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия,

    УСТАНОВИЛА:

Администрация МО <Адрес...> обратилась в Темрюкский районный суд с исковым заявлением к <ФИО>1 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства.

В обоснование требований указала, что управлением муниципального контроля администрации МО <Адрес...> с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства РФ, законодательства Краснодарского края и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402010:2, на предмет целевого использования участка и объекта недвижимости, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 1085 кв.м., с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, находится трехэтажный объект недвижимости - гостиничного типа используемый для размещения отдыхающих. По периметру земельный участок огорожен забором, на котором имеется информационная вывеска «есть свободные номера с указанием телефона».

Согласно общедоступным сведениям сети интернет, а именно информации размещенной на странице https://edem-v-gosti.ru/rus/martinika-golubitckaia.html, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, расположен Гостевой дом «Мартиника», где указана подробная информация описания местоположения гостевого дома, стоимости размещения отдыхающих, номерном фонде, с предоставлением услуг общественного питания для отдыхающих, на сайте так же размещены отзывы клиентов, отдыхавших в указанном гостевом доме. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, <ФИО>1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:30:0402010:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю от <Дата ...> <№...> за <ФИО>1 <Дата ...> зарегистрировано право собственности на объект капитального строительства - жилой дом кадастровый <№...>, этажей - 3, площадью 327,0 кв.м., по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, основание регистрации права собственности на указанный объект ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю не предоставлены. Указанные услуги оказываются ответчиком без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорными органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления.

В судебном заседании суда первой инстанции, представитель администрации муниципального образования <Адрес...>, уточнила заявленные требования и просила применить обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402010:2, площадью 1085 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства и жилого дома кадастровый <№...>, этажность - 3, площадь 327,0 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.

Запретить <ФИО>1, и иным лицам эксплуатировать трехэтажный объект капитального строения, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0402010:2 по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке (назначение объекта недвижимости «Нежилое здание», наименование объекта недвижимости «Гостевой дом») и изменения вида разрешенного использования земельного участка на гостиничное обслуживание (4.7), ссылаясь на те же обстоятельства.

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от <Дата ...>, исковые требования администрации МО <Адрес...> к <ФИО>1 о запрете эксплуатации объектов капитального строительства, удовлетворены.

Указанным решением суда запрещено <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, уроженцу <Адрес...>, и иным лицам эксплуатировать трехэтажный объект капитального строения, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0402010:2 по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке (назначение объекта недвижимости «Нежилое здание», наименование объекта недвижимости «Гостевой дом») и изменения вида разрешенного использования земельного участка на гостиничное обслуживание (4.7).

Также указанным решением применены обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402010:2, площадью 1085 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства и жилого дома кадастровый <№...>, этажность - 3, площадь 327,0 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.

    Не согласившись с указанным решением Темрюкского районного суда города Краснодарского края от <Дата ...>, <ФИО>1 обратился, с апелляционной жалобой на указанное решение в которой просит, отменить решение Темрюкского районного суда города Краснодарского края от <Дата ...>, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых администрации МО <Адрес...> к <ФИО>1 о запрете эксплуатации объектов капитального строительства, отказать.

Свои требования, заявитель апелляционной жалобы мотивирует тем, что

на момент вынесения решения суда, вид разрешенного использования земельного участка уже был «для индивидуального жилищного строительства, для объектов жилой застройки», а не «для ведения личного подсобного хозяйства» как указано судом первой инстанции.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, спорное жилое помещение используется по его целевому назначению – для проживания граждан, а также то, что в данном жилом доме ответчик проживает со своей семьей.                                                 В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО <Адрес...> указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.        В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда стороны не явились, надлежащим образом извещались о месте и времени судебного заседания, суду о причинах неявки не сообщили.                                            В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.    Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, признав причины их неявки неуважительными.                    Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия не находит основания к отмене или изменению решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <Адрес...>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Краснодарского края и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402010:2 на предмет целевого использования участка и объекта недвижимости, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 1085 кв.м., с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, находится трехэтажный объект недвижимости - гостиничного типа используемый для размещения отдыхающих. По периметру земельный участок огорожен забором, на котором имеется информационная вывеска «есть свободные номера с указанием телефона».

Согласно общедоступным сведениям сети интернет, а именно информации размещенной на странице https://edem-v-gosti.ru/rus/martinika- golubitckaia.html, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, расположен Гостевой дом «Мартиника», где указана подробная информация описания местоположения гостевого дома, стоимости размещения отдыхающих, номерном фонде, с предоставлением услуг общественного питания для отдыхающих, на сайте так же размещены отзывы клиентов, отдыхавших в указанном гостевом доме.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, <ФИО>1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:30:0402010:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю от <Дата ...> <№...> за <ФИО>1 <Дата ...> зарегистрировано право собственности на объект капитального строительства - жилой дом кадастровый <№...>, этажей - 3, площадью 327,0 кв.м., по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, основание регистрации права собственности на указанный объект ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю не предоставлены.

Указанные услуги оказываются ответчиком без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорными органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.

Соблюдение всех указанных требований возможно только на объектах капитального строительства, возведенных легально, с получением до начала строительства объекта всех необходимых разрешений и согласований, и прошедших процедуру государственной регистрации права собственности на вновь возведённый объект.

В силу положений пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора контроля за использованием земель, в том числе муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст.72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 260 ГК РФ, ст.42, п.2 ч. 1 ст.40 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ, установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции Российской Федерации.

Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законные интересов иных лиц.

Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ устанавливается правило, согласно которому граждане и юридические лица при осуществлении своих прав на земельные участки вправе руководствоваться собственным усмотрением, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Проведенными <Дата ...> и <Дата ...> рейдовыми обследованиями, управлением муниципального контроля администрации района, в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, для коммерции - под гостиничное обслуживание.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации <№...> от <Дата ...> утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1). Однако фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание.

<Дата ...> <ФИО>1 было направлено уведомление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.

Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 7 ч.1 ст. 1, ч.1 ст.65 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.

Приказом Министерства экономического развития РФ <№...> от <Дата ...> утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2). На указанном земельном участке возможно размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<Адрес...>,1 - (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур); размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание (код 4.7 - Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них).

Советом Голубицкого сельского поселения <Адрес...> принято решение от <Дата ...> <№...> «Об установлении земельного налога на территории Голубицкого сельского поселения <Адрес...>», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Исходя из чего, в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлена налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,5%.

Таким образом, неисполнение <ФИО>1 требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Голубицкого сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре.

При этом критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от <Дата ...> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В тех случаях, когда будет доказано, что объекты используются с нарушением целевого использования, уполномоченные органы в установленных законом случаях вправе требовать запрета соответствующей деятельности.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если, непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

В соответствии с п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства.

Под обеспечением иска понимается совокупности мер, гарантирующих реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Значение этого института состоит в том, что им защищаются права истца на тот случай, когда ответчик будет действовать недобросовестно или когда непринятие мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта. Одна из его основных задач связана с предотвращением потенциальных трудностей, возникающих при реализации решения суда по конкретному делу.

Принятие обеспечительных мер в виде запрета государственному регистратору производить регистрационные действия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о праве на спорное имущество соответствует разъяснениям пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Федерации N 22 от <Дата ...> "О некоторых вопросах, при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и направлено на сохранение существующего состояния между сторонами.

При этом затруднение или невозможность исполнения решения суда по делу могут быть обусловлены действиями ответчика по оформлению прав на спорный земельный участок и объект недвижимости и их продажу третьим лицам, либо невозможность исполнения решения в случае переуступки прав после вынесения решения суда.

Соответственно, в рассматриваемом случае обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом исковых требований, направлены на предотвращение отчуждения спорного земельного участка и объекта недвижимости до рассмотрения спора по существу.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования истца о запрете эксплуатации принадлежащих ответчику объектов недвижимости до изменения вила разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактическим использованием земельного участка и изменения наименования объектов капитального строительства, подлежат удовлетворению.

    Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу <ФИО>1 – без удовлетворения.

        Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

        Председательствующий                  <ФИО>5

Судьи                             <№...>

<№...>

33-33207/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
администрация МО Темрюкский район
Ответчики
Васильев Дмитрий Николаевич
Другие
Администрация Голубицкого сельского поселения
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Волошина Светлана Григорьевна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
02.09.2021Передача дела судье
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее