Решение по делу № 2-2431/2019 ~ М-2417/2019 от 30.09.2019

Дело №2-2431/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2019 года     город Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе: председательствующего по делу - судьи Гараниной С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново гражданское дело по иску Петрова Андрея Владимировича к ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России о признании незаконным решения единой жилищной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Петров А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивировав его тем, что Петров Андрей Владимирович является бывшим сотрудником института-филиала ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, майором внутренней службы в отставке. Петров Андрей Владимирович состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 8 мая 2014 года составом семьи три человека (он, супруга - Петрова Галина Васильевна и сын - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р.). 19.10.2016г. Петровым А.В. был подан рапорт и документы о внесении изменений в его учетное дело на предоставление ЕСВ в связи с увеличением состава семьи, поскольку 04.09.2015г. у него родился сын - ФИО5. На заседании единой жилищной комиссии по учету сотрудников ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства от 22 июня 2016 года были проверены представленные документы и принято решение о внести изменения в учетное дело майора внутренней службы Петрова А.В., считать его составом семьи 4 (четыре) человека и потребность в жилой площади 30,4 кв.м. На заседании единой жилищной комиссии по учету сотрудников ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 14 июня 2019 г. была проведена проверка учетного дела Петрова А.В. Комиссия приняла решение снять 14 июня 2019г. с учета для получения ЕСВ Петрова А.В. с составом семьи 4 человека на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369, в связи в выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), а так же п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

В протоколе заседания Комиссии указано, что сотрудником в нарушение п.п. «з» п.5 Правил при подаче заявления о принятии на учет не были представлены выписки из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов с места жительства Петровой Г.В. за период с 08.05.2009г. до 13.12.2012 г. по адресу: <адрес>. Однако Правила допускают предоставление не только выписки из домовой книги, но и замещающих ее документов. Поскольку выписка из домовой книги выдается только на тех граждан, которые зарегистрированы в жилом помещении на момент ее в выдачи, то данные выписки не могли быть представлены Петровой Г.В. на жилое помещение, в которых она снята с регистрационного учета. Вместо выписок из домовой книги Петрова предоставила справку о том, что с 17.08.1995 года по 13 декабря 2012 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.

Кроме того, в решении Комиссии указано, что непредставление выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета на супругу - Петрову Г.В. не позволяет установить не были ли совершены ей действия повлекшие ухудшение жилищных условий. Данный вывод Комиссии является незаконным и необоснованным. Во-первых, Петровым были предоставлены документы подтверждающие регистрацию по месту жительства его супруги по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Во-вторых, само по себе сомнение в том были или нет, совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий, не может являться основанием к не постановке или снятия с учета нуждающихся. Таким основанием мог являться только бесспорно установленный факт намеренного ухудшения жилищных условий, которого в данном случае не было.

В решении Комиссии указано, что поскольку Петрову А.В. было предоставлено жилое помещение в период службы, то у него отсутствовало право постановки на учет для получения ЕСВ. Данный вывод Комиссии является не обоснованным и противоречащим действующему законодательству. Поскольку ни один нормативный акт, регулирующий порядок и основания получения ЕСВ, не содержит такого основания к отказу в постановке на учет или выдаче ЕСВ или снятия с учета, как получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Петрову А.В. ранее ЕСВ не предоставлялась. Петров А.В. полностью соответствует предусмотренным указанной статьей условиям. Он имеет выслугу более 10 лет (25 лет 1 месяц и 15 дней). Петров А.В. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Общая площадь занимаемой его семьей квартиры по адресу: <адрес> составляет 41,6 кв.м., в квартире зарегистрированы по месту жительства Петров Андрей Владимирович, его супруга - Петрова Галина Васильевна, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Таким образом на каждого человека приходится 41,6:4 = 10,4 кв.м. Действий по ухудшению жилищных условий Петровым и членами его семьи не совершалось. В решении Комиссии не указано, какие именно не соответствующие действительности сведения были предоставлены Петровым А.В. при принятии его на учет, а так же в чем выразилось неправомерность действий должностных лиц при решении вопроса о принятии Петрова А.В. на учет. Следовательно, данный вывод Комиссии является не обоснованным. Данный вывод Комиссии является не законным и необоснованным.

На основании изложенного, истец просил суд, признать незаконным решение единой жилищной комиссии по учету сотрудников ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 14 июня 2019 года о снятии с учета для получения единой социальной выплаты Петрова Андрея Владимировича ДД.ММ.ГГГГ г.р., с составом семьи 4 (четыре) человека (он, супруга - Петрова Галина Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369, в связи в выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), а также п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ; возложить обязанность на ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России устранить допущенные нарушения и принять решение о восстановлении на учете для получения единой социальной выплаты Петрова Андрея Владимировича ДД.ММ.ГГГГ г.р., с составом семьи 4 (четыре) человека (он, супруга - Петрова Галина Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

В судебном заседании истец Петров А.В. и его представитель Львова И.В. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Третье лицо Петрова Г.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Петрова В.А., Петрова Д.А., в судебное заседании не явилась, извещена в установленном порядке, представила письменные пояснения, в которых поддержала заявленные исковые требования, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представители ответчика ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Силантьев И.А., Налетова И.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в которых указали, что на заседании единой жилищной комиссии по учету сотрудников ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и «оставлению им жилых помещений (социальных выплат) 14.06.2019 в ходе проверки учетного тела Петрова Андрея Владимировича, состоящего на учете для предоставления ЕСВ, установлено, что Петров А.В. и его супруга в период прохождения службы в МЧС России были обеспечены за счет средств федерального бюджета жилым помещением. Решением ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 29.02.2012 №3 как сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на семью из двух человек (он и супруга Петрова Г.В.) по договору социального найма от имени Российской Федерации была предоставлена находящаяся в государственной собственности 1 комнатная квартира, общей площадью 41,6 кв.м, по адресу: <адрес>. Впоследствии данная квартира была приватизирована на супругу – Петрову Галину Васильевну (доля в праве 2/3) и сына - ФИО4 (доля в праве 1/3). Петров А.В. от участия в приватизации отказался, но остался проживать в данном жилом помещении. Предоставив истцу жилое помещение по договору социального найма, государство исполнило перед ним свои обязательства по жилищному обеспечению. При этом, исходя из смысла норм действующего законодательства, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий.

На основании изложенного жилищная комиссия академии пришла к выводу, что поскольку Петров А.В. в период службы в системе МЧС России уже воспользовался своим правом на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в виде предоставления ему жилого помещения на условиях договора социального найма, с последующей передачей этого жилого помещения в собственность, то у него отсутствовало право постановки на учет для получения ЕCB. В свою очередь, последующее изменение жилищных условий Петрова А.В. в связи с увеличением количества членов семьи не означает того, что государство должно предоставить государственному служащему возможность повторно за счет средств федерального бюджета улучшить свои жилищные условия. Таким образом, постановка Петрова А.В. и членов его семьи на учет для получения ЕСВ была произведена комиссией Главного управления МЧС России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья неправомерно, т.е. без учета того, что условия, предусмотренные ст.4 283-ФЗ, как необходимые для постановки сотрудника на учет, отсутствовали.

Кроме того, при проверке учетного дела Петрова А.В. на комплектность документов, предусмотренных Правилами, комиссия академии установила, что сотрудником не были предоставлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства Петровой Г.В. за период с 08.05.2009 до 13.12.2012 по адресу: <адрес>, либо заменяющие их документы, также сотрудником не представлены документы, подтверждающие невозможность их получения. Отсутствие вышеуказанных документов не позволяет комиссии определить наличие оснований, дающих право Петрову А.В. с вышеуказанным составом семьи состоять на учете для получения ЕСВ, в том числе, установить, не были ли совершены его супругой – Петровой Г.В. действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Петров А.В., проходивший службу в ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, в составе 3 членов семьи (он, супруга Петрова Г.В., сын ФИО4, 10.11.2012г.р.) был принят 11.07.2014г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Воронежской области.

В 2016г. истец обратился в единую комиссию ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с просьбой внести изменения в учетное дело в связи с увеличением состава семьи ( рождением второго ребенка ФИО5, 2015 г.р.). Решением комиссии от 22.06.2016г. внесены изменения в учетное дело Петрова А.В. по составу семьи: 4 человека и потребностью в жилой площади 30,4 кв.м.

Решением Единой жилищной комиссии от 14.06.2019г. истец составом семьи 4 человека снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. «г» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), а также п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.

Комиссией установлено, что Петров А.В. и его супруга в период прохождения службы в МЧС России были обеспечены за счет средств федерального бюджета жилым помещением. Решением ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 29.02.2012 №3 как сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на семью из двух человек (он и супруга Петрова Г.В.) по договору социального найма от 09.04.2012г. от имени Российской Федерации была предоставлена находящаяся в государственной собственности 1-комнатная квартира, общей площадью 41,6 кв.м, по адресу: <адрес>. Впоследствии данная квартира была приватизирована на супругу – Петрову Галину Васильевну (доля в праве 2/3) и сына - ФИО4 (доля в праве 1/3) на основании договора на передачу квартиры в собственность от 14.03.2013г. № 28-14-18. Петров А.В. от участия в приватизации отказался, но остался проживать в данном жилом помещении. В связи с чем жилищная комиссия академии пришла к выводу, что поскольку Петров А.В. в период службы в системе МЧС России уже воспользовался своим правом на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в виде предоставления ему жилого помещения на условиях договора социального найма, с последующей передачей этого жилого помещения в собственность, то у него отсутствовало право постановки на учет для получения ЕCB.

Не согласившись с решением комиссии, истец обратился в суд. Проанализировав доводы истца, суд приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку они основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Предоставив истцу жилое помещение по договору социального найма, государство исполнило перед ним свои обязательства по жилищному обеспечению. Право на повторное предоставление мер социальной поддержки в целях улучшения жилищных условий за счёт средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено. При этом предоставление жилых помещений по договору социального с правом их дальнейшей приватизации, государственных жилищных сертификатов, единовременных социальных выплат являются различными формами государственной поддержки сотрудников федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию ими права на жилище. Все эти формы государственной поддержки предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Петров А.В., обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий, то есть получил квартиру по договору социального найма, с последующей приватизацией указанного жилого помещения. При этом, исходя из смысла норм действующего законодательства, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий. Таким образом, истец, проходя службу в государственном органе, уже реализовал свое право однократно улучшить жилищные условия с использованием мер государственной поддержки путем получения жилого помещения по договору социального найма с последующей приватизацией. В связи с чем не вправе рассчитывать на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. Суд полагает решение жилищной комиссии в данной части правильным и обоснованным.

Кроме того, при проверке учетного дела Петрова А.В. на комплектность документов, предусмотренных Правилами, жилищная комиссия академии также установила, что сотрудником не были предоставлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства Петровой Г.В. за период с 08.05.2009 до 13.12.2012 по адресу: <адрес>, либо заменяющие их документы. Отсутствие вышеуказанных документов не позволило комиссии определить наличие оснований, дающих право Петрову А.В. с вышеуказанным составом семьи состоять на учете для получения ЕСВ, в том числе, установить, не были ли совершены его супругой – Петровой Г.В. действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Из материалов дела следует, что супруга истца Петрова Г.В. 13.12.2012г. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Данный жилой дом общей площадью 93,1 кв.м принадлежит на праве собственности ее отцу Терехову В.П.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для признания соответствующих лиц, названных в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению, с учетом вышеуказанных правовых норм, являются следующие обстоятельства: была ли супруга истца зарегистрирована в жилом доме своих родителей в качестве члена семьи собственника жилого помещения, заключалось ли между ними какое-либо соглашение, определяющее их права на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, и приобрел ли истец и члены его семьи в результате этих действий (снятие с регистрационного учета) статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.

Супруга истца Петрова Г.В. в период с 1975г. по 13.12.2012г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> жилом доме, общей площадью 93,1 кв. м, принадлежащем на праве собственности ее отцу Терехову В.П. Из пояснений истца и третьего лица Петровой Г.В. следует, что она была вселена и проживала в данном жилом доме как член семьи собственника – ее отца. Какое-либо соглашение, определяющее ее право на это жилое помещение иначе, между ней и собственником данного жилого помещения не заключалось. Таким образом, она приобрела право пользования данным жилым помещением и не была признана утратившей этого права. 13.12.2012г. она добровольно снялась с регистрационного учета в данном жилом доме.

В результате указанных действий обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека семьи Петрова составила менее 15 кв.м. Поскольку в вышеуказанном жилом доме было зарегистрировано на момент снятия Петровой Г.В. с регистрационного учета 4 человека, что подтверждается справкой Администрации Боевского сельского поселения, на долю Петровой Г.В. приходилось 23,27 кв.м общей площади жилого помещения. Истцу Петрову А.В. на тот период времени было предоставлено жилое помещение общей площадью 41,6 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи ( Петров А.В., Петрова Г.В., ФИО4) приходилось 21,62 (64,87:3) кв.м. После снятия с регистрационного учета Петровой Г.В. в вышеуказанном жилом доме, она зарегистрировалась по месту жительства в квартире по адресу: общей площадью 41,6 кв.м. При этом на каждого члена семьи после этого приходилось уже 13,86 кв.м (41,6:3), что ниже учетной нормы.

Таким образом, указанные действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором Петрова Г.В. как член семьи собственника была обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также ее добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением, в результате чего обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее 15 кв. м, свидетельствуют о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии снять сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты (пп. «г» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной) в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Кроме того, согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).

Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом комиссии не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет либо снятия его с учета.

Из материалов учетного дела следует, что истцом при постановке его на учет не были представлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства его супруги за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Справки о регистрации супруги истца по месту жительства не могут являться заменяющими документами, поскольку из данных справок невозможно определить полный перечень лиц, зарегистрированных в жилом помещении, и, соответственно, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи.

При таких обстоятельствах исковые требования Петрова А.В. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ :

исковые требования Петрова Андрея Владимировича к ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России о признании незаконным решения единой жилищной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:     С.А.Гаранина

Решение суда в окончательной форме принято 09.12.2019г.

2-2431/2019 ~ М-2417/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Андрей Владимирович
Ответчики
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Другие
Львова И.В.
Петрова Г.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Петрова В.А., Петрова Д.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Гаранина Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
30.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2019Передача материалов судье
03.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2019Судебное заседание
07.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее