Дело №2-33\2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузиной И.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 о признании действий (бездействий) Отдела МВД по <адрес> незаконными в виду нарушения его прав по содержанию под стражей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением о признании действий (бездействий) Отдела МВД по <адрес> незаконными, мотивировав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался в ИВС Отдела МВД по <адрес> свыше 10 суток, установленных законом, куда был этапирован из ФКУ ИЗ 24/1 <адрес> для участия в судебном заседании Илимпийского районного суда. В связи с данным он был подвергнут нечеловеческим условиям содержания под стражей: 1) в камере ИВС находилось по 4-5 человек, отсутствовал санузел, имелось лишь одно ведро для оправления естественных нужд. Просит суд признать действия (бездействия) ОМВД по ЭР незаконными в виду нарушения его прав по содержанию в ИВС ОМВД по ЭР под стражей свыше 10 суток, установленных законом.
ФИО2 в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ОИК-36(34), был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения его искового заявления, при извещении ФИО2 было разъяснено, что он вправе довести до сведения суда свою позицию по рассматриваемому исковому заявлению путем допуска к участию в судебном заседании своего адвоката или представителя, принятия письменных обращений, а также другими, предусмотренными законом способами. Каких-либо ходатайств от ФИО2 о привлечении к участию в деле адвоката либо представителя суду не представлено.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть исковое заявление ФИО2 в его отсутствие.
Представитель ответчика Отдела МВД по <адрес> ФИО4 в судебном заседании пояснил, что условия содержания в ИВС регламентируются «Правилами внутреннего распорядка ИВС органов внутренних дел», утвержденные Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №950, Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №140-ДСП «Об утверждении Наставления по служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».
ИВС Отдела МВД России по <адрес> расположен по адресу: <адрес> д.З., как самостоятельное, обособленное и надлежащим образом оборудованное помещение не строилось. Под ИВС было оборудовано несколько комнат в приспособленном деревянном одноэтажном здании Отдела МВД, 1967 года постройки. Проектирование объектов милиции в то время регулировалось приказами МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 329 «Об утверждении инструкции по проектированию объектов милиции» МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 41 ЦП С «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органами внутренних дел». Указанные нормативные акты особенности оборудования ИВС не определяли. Требования приказа МВД РФ №140-ДСП от ДД.ММ.ГГГГ в части реконструкции распространяются только на вновь построенные или реконструированные учреждения, дата постройки ИВС - 1967 год.
В настоящее время в помещении ИВС ОВД проведен капитальный ремонт, в частности в каждой камере было установлено по 4 спальных места, для оправления естественных нужд предусмотрена специальная емкость и приватные перегородки. Во время содержания под стражей ФИО2 в 2009 года в марте месяце капитальный ремонт еще проведении не был. Считает, что ФИО2 не представлено доказательств, подтверждающих нахождение его в ИВС в нечеловеческих условиях, в действиях должностных ли и государственных органов отсутствуют признаки противоправности (нарушение законных и подзаконных актов), в удовлетворении исковых требованиях ФИО2 просит отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от ДД.ММ.ГГГГ, п.7 по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания, а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 указанного Закона наряду со следственными изоляторами, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
Согласно ст.9 указанного Закона, изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 224-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ФЗ).
В соответствии со статьями 13,14 указанного Закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда. Сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 ФЗ №103, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст.16 ФЗ №103 согласно внутреннего распорядка в местах содержания под стражей установлено материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых; проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
Согласно ст. 17 ФЗ №103 подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми, а также другие права.
Согласно ст. 24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее по тексту – Правила), которые являются основным подзаконным актом, регулирующим внутренний распорядок в ИВС органов внутренних дел (Правила); согласно п.3 Правил организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.
Пунктом 42 Правил установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом;
Согласно п. 45 Правил камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, радиоприемником для вещания общегосударственной программы, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, бачком для питьевой воды.
Как установлено в судебном заседании, согласно журнала по камерного учета лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по ЭР, ФИО2 содержался в ИВС Отдела МВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был этапирован в СИЗО-1 <адрес> (л.д.15-33).
Доводы заявителя о том, что в камере не имеется санузла для оправления естественных надобностей, суд считает несостоятельными, поскольку пунктом 45 Правил установлено, что все камеры должны быть снабжены санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. А как следует, из справки начальника ЦСУ «Хозяйственное обеспечение» в пгт. Тура нет централизованных канализационных сетей, вывоз жидких бытовых отходов осуществляется АС – машинами из емкостей для сбора и хранения ЖБО. Также их пояснений представителя ответчика следует, что в камерах для оправления естественных нужд предусмотрено специальная емкость и предусмотрены приватные перегородки. Отсутствие санузла в камере объясняется тем, что водопровод и канализация в помещении ИВС не предусмотрены и отсутствуют во всем здании ОВД, так как в <адрес> отсутствует централизованная система подачи воды и отсутствует канализация. Система отопления центральная. К зданию ИВС пристроен санитарный узел, в котором имеется два унитаза, душевая кабинка, две раковины для умывания, стиральная машинка - автомат для стирки постельного белья спецконтингента, что также следует их технического паспорта нежилого здания (л.д. 45).
Доводы же ФИО2 о том, что он содержался в ИВС более 10 суток, что нарушает его права, суд находит обоснованными, поскольку в соответствии со статьями 13,14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. А как было указано выше ФИО2 содержался в ИВС ОВД по ЭР свыше 10 суток.
Доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного, требования ФИО2 о признании действий (бездействий) Отдела МВД по <адрес> незаконными в части содержания в ИВС свыше 10 суток в месяц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в судебном заседании не установлен факт содержания заявителя в условиях, не соответствующих установленным нормам, суд приходит к выводу, что в остальной части требований заявителя представителем ответчика опровергнуты и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░.░░.░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.