Дело №10RS0011-01-2019-008820-14 (2а-7026/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2019 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Лукашенко Дмитрию Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик, имея статус оценщика, не уплатил в установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, в связи, с чем образовалась задолженность. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей и пени в сумме 33,93 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей и пени в сумме 6,66 рублей.
Представитель административного истца – Веретенникова Е.Н., действующая на основании доверенности, доводы административного иска поддержала.
Административный ответчик в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Кампурев В.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, поддержал доводы письменных возражений.
Заслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой..
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве оценщика с 18.10.2013 по 12.07.2018.
За 2017 год Лукашенко Д.В. обязан был уплатить страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей (7500 руб.*26%*12 мес.) и на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей (7500 руб.*5,1%*12 мес.).
Данные взносы административным ответчиком не уплачены, доказательств иного суду не представлено.
Относительно доводов административного ответчика суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом согласно статье 14 Федерального закона N 135-ФЗ оценщики вправе добровольно приостанавливать право осуществления оценочной деятельности по личному заявлению, направленному в саморегулируемую организацию оценщиков, в порядке, который установлен внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 83, пункта 2 статьи 84 и пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, не позднее 10-го числа каждого месяца.
Таким образом, информация о приостановлении осуществления оценочной деятельности конкретным оценщиком в налоговый орган не передается.
Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, временно приостановивших оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика (т.е. в данном конкретном случае с 18.10.2013) и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.
При таких обстоятельствах доводы административного истца суд считает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, и отклоняются судом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с предусмотренным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствие с чч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным чч. 1, 2, 8 ст. 16 Закона сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов по процентной ставке, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Поскольку административный ответчик своевременно не исполнил свою обязанность по уплате страховых взносов административным истцом в его адрес было направлено требование №20869 от 06.02.2018 об уплате в срок до 17.09.2018 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей и пени 33,93 рублей, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей и пени 6,66 рублей.
Расчет административным ответчиком не оспаривается.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Вынесенный по заявлению налогового органа 11.03.2019 мировым судьей судебного участка №3 г. Петрозаводска судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика 10.04.2019. Настоящий иск подан в суд 17.09.2019 в установленный законом срок.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании сумм пени в установленном судом размере.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску удовлетворить.
Взыскать с Лукашенко Дмитрия Владимировича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета задолженность по страховым взносам за 2017 год всего в размере 28030 руб. 59 коп., а именно:
- на обязательное пенсионное страхование 23400 руб., пени 33,93 руб.;
- на обязательное медицинское страхование 4590,00 руб., пени 6,66 руб.
Взыскать с Лукашенко Дмитрия Владимировича в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 1041 руб.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2019.