Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2019г. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Петрухиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №а-№ по административному исковому заявлению Семагина Александра Васильевича к Администрации городского округа Самара об оспаривании распоряжения об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Семагин А.В. обратился в <адрес> районный суд <адрес> к Администрации городского округа Самара с требованием об оспаривании распоряжения об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обосновании своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ. по распоряжению № первого заместителя главы г.о.Самара он исключен из списка инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара, в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9квм на человека. Административному истцу принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, жилая площадь квартиры составляет 28,2 кв.м., ? доли, приходящаяся на истца, составляет всего 7,05 кв.м., что не соответствует обеспеченности жилой площадью более 9 кв.м. на человека, указанной в письме администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №. Просил суд обязать Администрацию городского округа Самара восстановить допущенное нарушение его прав и восстановить его в списках инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о.Самара.
В ходе судебного разбирательства административный истец Семагин А.В. изменил исковые требования и с учетом изменений просил признать незаконным Распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списках граждан - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о.Самара.
В судебном заседании административный истец Семагин А.В. измененное административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара по доверенности Филатова И.С. в судебном заседании предоставила письменный отзыв на иск, согласно которому просила в иске отказать, поскольку имеются доказательства того, административный истец один зарегистрирован и проживает в жилом помещении, в связи с чем, на него приходится жилой площади более учетной нормы. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Баева В.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по аналогичным основаниям.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Семагин Александр Васильевич зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире, площадью 51,20 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 46).
Семагин А.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру, сособственниками являются Хранин А.В., Хранина Л.В., Хранина Е.В. (л.д. 6).
Административный истец в обоснование своих требований, ссылается на то, что 08.01.1985г. решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с целью улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом г.о. Самара в адрес административного истца направил уведомление о том, что согласно распоряжению первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. Семагин А.В. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченностью заявителя и членов семьи заявителя жилой площадью жилого помещения более 9,0 кв. м на человека).
По мнению административного истца, снятие его с учета и исключения из очереди на получение жилья как малоимущего и нуждающегося в жилье, а также как инвалида 2 группы, незаконно.
Суд, рассматривая по существу требования истца, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 28 - 31 ЖК РСФСР 1983 года, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законом.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
На основании ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Аналогичное правило содержится в пп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В силу п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных постановлением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов N 530 от ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров (учетная норма).
При этом трудовым коллективам организаций в порядке исключения было предоставлено право, рассматривать просьбы рабочих и служащих, длительное время добросовестно проработавших на одном предприятии, в организации, а также новаторов и передовиков производства, добившихся высоких показателей в труде и активной участвующих в общественной жизни, о принятии на учет при обеспечении жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров, а проживающих в коммунальных квартирах - независимо от размера занимаемых жилых помещений, но с последующим утверждением такого решения исполкомами местных Советов народных депутатов.
б) проживающие в жилом помещении (доме) государственного, общественного жилищного фонда независимо от его размера, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, определенным исполкомами городским (в городах), районных (в сельской местности) Советов народных депутатов.
Граждане, проживающие в жилом доме (части дома), принадлежащем им на праве личной собственности, не пригодном для постоянного проживания, и не имеющие возможности своими силами и средствами его отремонтировать, могут быть приняты на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой жилой площади.
в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
д) проживающие в коммунальных квартирах: в одной комнате или смежно-проходных комнатах по две и более семьи, независимо от их родственных отношений, или в одной комнате - лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (проживание двух и более разнополых граждан старше 9 лет в изолированных квартирах, в том числе со смежно-проходными комнатами, которые обеспечены жилой площадью более 7 квадратных метров на человека, не является основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий);
е) проживающие в служебных жилых помещениях, независимо от их размера;
ж) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
з) проживающие на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади, как в данном населенном пункте, так и за его пределами.
С 22.07.2006г. решением Думы г.о. Самара от 19.07.2006г. № "О внесении изменений в постановление Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 171 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.о. Самара" учетная норма была увеличена до 11 кв. м на человека для проживающих в отдельных квартирах, что также ниже уровня обеспеченности семьи истца.
Затем, 27.10.2015г. постановлением Самарской городской Думы № "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.о. Самара" учетная норма установлена в размере 8 кв. м. площади на человека.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № Семагин А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с целью улучшения жилищных условий, в составе семьи своей матери Семагиной О.С. (всего 4 человека) с ДД.ММ.ГГГГ., как члены одной семьи, проживающие по адресу: <адрес>.
Затем, с 05.06.2000г. Семагин А.В. был включен в список инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
Судом установлено, что в настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрирован всего один человек, а именно Семагин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 24.01.2019г. РЭУ № АО «ПЖРТ <адрес>» (л.д. 46).
Более того, из дела следует, что Семагин А.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на изолированную, благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, право собственности на указанную квартиру возникло на основании договора приватизации, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14).
<адрес> квартиры по адресу: <адрес>, составляет 51,20 кв.м., жилая площадь – 28,20 кв.м.
Таким образом, в 2004г. имело место улучшение жилищных условий истца, обеспеченность жилой площадью составила 28,2 кв.м. на человека, что превысило существовавшую учетную норму.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ установлено, что инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в получении жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Согласно <адрес> 87-ГД обеспечение жильем указанных категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Порядок предоставления социальных выплат определен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
В соответствии с Порядком предоставление социальных выплат осуществляется органом местного самоуправления по спискам граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Номер Семагина А.В. в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был - 293 (распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и Приложение № к распоряжению).
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Семагин А.В. был исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на обеспечение жилым помещением (в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9,0 кв.м. на человека).
В соответствии с ч.2 ст. № ФЗ, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно статье 56. Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи);
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до ДД.ММ.ГГГГ могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1,3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Суд полагает, что Семагин А.В. правомерно исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, поскольку согласно справке с места жительства он обеспечен жилой площадью более 9,0 кв.м. на человека (данная норма установлена Постановлением исполнительного <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>»).
То обстоятельство, что Семагин А.В. является собственником лишь ? части в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, не свидетельствует о том, что Семагин А.В. обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, поскольку он является единственным пользователем данной квартиры, иные лица в данной квартире не зарегистрированы.
В силу ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ. № 21-ФЗ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление ( п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.З ч.9 ст.226 КАС РФ); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу в отказе удовлетворений требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Семагина Александра Васильевича к Администрации городского округа Самара об оспаривании распоряжения об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его вынесения.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: подпись Н.Ю.Бадьева
Копия верна.
Судья Н.Ю.Бадьева
Секретарь