РЕШЕНИЕ
Судья Пашнин Д.А. Дело № 12-372/2017
Судья Верховного Суда Республики Коми Кондратюк А.В., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 сентября 2017 года жалобу Зорина Д.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2017 года, которым
Зорина Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на ... суток с исчислением срока ареста, начиная с <Дата обезличена> с 15 часов 45 минут,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2017 года Зорин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на ... суток с исчислением срока ареста, начиная с 15 часов 45 минут <Дата обезличена>.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Зорин Д.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, оспаривая наличие в его действиях состава административного правонарушения. Настаивает на том, что неповиновения должностным лицам не оказывал. Считает назначенное наказание чрезмерно суровым, указывает на неверное исчисление судом срока ареста.
Заслушав Зорина Д.В., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> в 19 часов 45 минут Зорин Д.В. после доставления в ... оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции: отказался самостоятельно выдать находящиеся при нем личные вещи, а также пройти в камеру административных задержанных, размахивал руками, убегал. На неоднократные требования прекратить противоправные действия не реагировал, в результате чего к Зорину Д.В. были применены боевой прием и принудительное препровождение в камеру.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. При этом привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования сотрудника полиции являлись законными.
Права и обязанности сотрудников полиции определены нормами главы 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В силу пункта 11 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В соответствии со статьей 14 названного Закона полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.
На основании части 6 указанной статьи задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудников полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Из обстоятельств дела следует, что необходимость осуществления досмотра вещей Зорина Д.В., от чего последний отказался, возникла при задержании его по подозрению в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом при осуществлении названной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении Зорин Д.В. препятствовал его препровождению в камеру административных задержанных, размахивал руками.
Согласно статье 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях под административным задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел.
По правилам статьи 27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях задержанные лица содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 данного Кодекса.
В данном случае у сотрудников полиции имелись достаточные основания для задержания Зорина Д.В. и как следствие - осуществления досмотра личных вещей задержанного и его препровождения в камеру.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что действия должностных лиц полиции являлись законными и обоснованными. Воспрепятствование Зориным Д.В. исполнению указанными сотрудниками служебных обязанностей образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, выводы судьи городского суда о наличии в действиях Зорина Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о виновности в совершении этого правонарушения, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена>; рапортом ... от <Дата обезличена>; протоколом об административном задержании от <Дата обезличена>; протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленным <Дата обезличена> в отношении Зорина Д.В.
Приведенные в жалобе доводы Зорина Д.В. о том, что он не оказывал неповиновения законным требованиям сотрудников полиции, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном акте. Оснований для несогласия с данной оценкой не имеется.
Доводы жалобы о суровости назначенного наказания, являются несостоятельными.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания Зорину Д.В. требования названных положений закона соблюдены.
Административное наказание в виде административного ареста на срок ... суток назначено Зорину Д.В. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.9 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 19.3 названного Кодекса, с учетом характера совершенного Зориным Д.В. административного правонарушения, личности последнего, который ранее уже привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Действия Зорина Д.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения Зорина Д.В. к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, при исчислении срока административного ареста судом неверно установлено начало его исчисления.
Согласно части 4 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 названного Кодекса.
Частью 3 статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Как усматривается из материалов дела, <Дата обезличена> к Зорину Д.В. была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления и задержания.
Из протокола об административном задержании лица, совершившего административное правонарушение, следует, что <Дата обезличена> в 19 часов 30 минут Зорин Д.В. был доставлен в ... в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Следовательно, в срок административного ареста подлежит включению период административного задержания Зорина Д.В.
При этом с учетом разночтений во времени задержания, отраженном в названном протоколе, и времени, указанном в протоколе об административном правонарушении, на основании положений статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в силу которой все сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, период административного задержания подлежит включению в срок административного ареста с 19 часов 30 минут <Дата обезличена>.
Таким образом, срок назначенного Зорину Д.В. административного наказания в виде административного ареста необходимо исчислять не с 15 часов 45 минут <Дата обезличена>, как указано в резолютивной части обжалуемого постановления, а с 19 часов 30 минут <Дата обезличена>.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, вынесенное в отношении Зорина Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем указания на исчисление срока административного ареста с учетом периода административного задержания Зорина Д.В. с 19 часов 30 минут <Дата обезличена>
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Зорина Д.В. удовлетворить частично.
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2017 года, вынесенное в отношении Зорина Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить: указать, что срок назначенного Зорину Д.В. административного наказания в виде административного ареста следует исчислять с 19 часов 30 минут <Дата обезличена>.
В остальной части постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2017 года оставить без изменения.
Судья - Кондратюк А.В.
Копия верна: судья - Кондратюк А.В.