РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2018 года с. Красный Яр Самарской области
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
судьи Челаевой Ю.А.,
при секретаре Шишкановой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1378/18 по административному исковому заявлению Вашеняка Александра Николаевича к Главе администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области об обязании принять незамедлительные меры по ремонту участка дороги
У С Т А Н О В И Л:
В Красноярский районный суд Самарской области обратился с административным исковым заявлением Вашеняк Александр Николаевич к Главе сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области об обязании принять незамедлительные меры по ремонту дороги в <адрес> ссылаясь на следующее.
На территории Жареный бугор Самарской области нарушаются требования безопасности дорожного движения, а именно на участке <адрес> отсутствует дорожное полотно, данный факт несет реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу проживающих на <адрес> семей, так как создается угроза неприбытия вовремя бригад скорой поморщи для оказания медицинской помощи, нарядов полиции для пресечения противоправных действий, а также пожарных, в случае возгорания. Тем не менее, ни органами местного самоуправления, ни органами ГИБДД не предпринимается никаких мер по исправлению данной ситуации, дорога продолжает находиться в не удовлетворительном состоянии. Административный истец неоднократно в течение 2016-2017 года направлял письма в ОМВД России по Красноярскому району Самарской области, главе Светлопольской волости Красноярского района Самарской области, главе муниципального района Красноярский Самарской области, прокурору Самарской области, председателю Самарской губернской думы, генеральному прокурору РФ. На сегодняшний день никаких мер принято не было. В связи с чем, административный истец обратился с указанными требованиями.
Административный истец дважды обращался с уточненными требованиями:
21.08.2018 - обязать главу Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области Старкова И.А. и Администрацию сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский произвести ремонт дороги в <адрес> от дома № до дома № протяженностью 700 метров,
И 29.08.2018 года - обязать главу Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области Старкова И.А. и Администрацию сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский, и Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области произвести строительство дороги в <адрес> от дома № до дома № протяженностью 700 метров.
В судебном заседании административный истец Вашеняк А.Н. уточненное административное исковое заявление поддержал в полном объеме, настаивал на строительстве дороги в <адрес> от дома № до дома № протяженностью 700 метров.
Представитель административного ответчика Главы сельского поселения и администрации Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области адвокат Завершинский Д.М. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дал пояснения согласно письменных возражений, указал на наличие Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры согласованной между Администрацией сельского поселения Светлое Поле и ООО «СамараЭСКО»в 2016 году на территории сп Светлое Поле на 2016-2033 год согласно которой запланировано реконструкция (капитальный ремонт) автомобильных дорог местного значения в том числе и на <адрес>, - протяженностью 1.9 км. на 2020 год. Выполнить требования административного истца и реконструировать спорную дорогу администрация не имеет возможности, поскольку в первую очередь реконструируют улицы сельского поселения, на которых имеются социальные объекты и густонаселенные, при этом первоочередность реконструкции дорог разрешалась с учетом мнения населения, выраженного на сходе граждан поселения.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области Держаев Н.А. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дал пояснения согласно письменных возражений.
Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.227 КАС суд признав решением (действия(бездействия) не соответствующими нормативно правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Установлено, что административный истец Вашеняк А.Н. имеет в собственности с 25.08.2016 года жилой дом по адресу: <адрес>, где зарегистрирован также с 2016 года и постоянно проживает.
В своих требованиях указывает, что на улице <адрес> должна быть построена дорога отвечающая требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиПу ( 2.05.02-85) Автодороги. ВСН ( 24-88) Технические правила по ремонту и содержанию автодорог, «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП2.07.01-89) (л.д.65,66), а именно должна иметь в ширину 3 метра, шириной пешеходной части тротуара 1 м, иметь покрытие из асфальтобетона, щебня, песка. Толщиной каждого слоя в зависимости от модуля упругости грунтового основания (л.д.76). Полагает, что строительство дороги, отвечающее требованиям, согласно приведенным нормам входит в обязанность ответчиков и данную дорогу необходимо построить до конца 2018 года, т.е. фактически в течение четырех месяцев.
Судом установлено, что по <адрес> муниципального района Красноярский входящего в состав поселения Светлое поле имеется грунтовая дорога.
Согласно сведений предоставленных администрацией сельского поселения Светлое Поле на улице <адрес> расположен 21 земельный участок, на которых построено 11 жилых домов, зарегистрировано на улице 7 человек. Дорога грунтовая, осуществляется грейдирование по мере необходимости.
В Правилах дорожного движения закреплено понятие "дорога", включающее в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения. Понятием "дорога" охватываются не только специально построенные, но также приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На основании пунктов 3, 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов населения относится к вопросам местного значения поселения (пункты 5 и 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом и Законом об автомобильных дорогах (часть 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно положений ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Положениями ст. 53 того же Федерального закона предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1).
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 2).
Частью 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вмешательство в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства, кроме как проверка на соответствие нормативного правового акта органа местного самоуправления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отнесение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к вопросам местного значения сельского поселения не является основанием для возникновения у администрации сельского поселения Светлое Поле обязанности по проектированию и строительству автомобильной асфальтированной дороги к дому истца.
Довод иска о том, что нарушение прав истца состоит в том, что проезд к его дому ограничен, не убедителен, поскольку грунтовая дорога по <адрес> доступна для проезда. Доводы ответчика, что спорную грунтовую дорогу размывает в осенне- весенний период и в зимнее время чистят лишь через 2,3 день после неоднократных жалоб административного истца, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных им требований по строительству асфальтированной дороги и в данном случае истец вправе иным способом защитить свои нарушенные права.
Таким образом, возложение на ответчиков в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ гражданско-правовой обязанности по совершению действий, направленных на проектирование и строительство автомобильной асфальтированной дороги, не может быть признано законным и обоснованным, поскольку по делу не представлено доказательств нарушения прав истца и виновное бездействие ответчиков. Кроме того, это является вмешательством в деятельность муниципального образования.
Требуя от администрации сельского поселения обеспечить строительство дороги в течение 2018 года, административным истцом не учтено, что дорога на <адрес> населенными пунктами (грунтовая) уже существует, не приведено доказательств того, что на день рассмотрения настоящего дела она не отвечает требованиям СНиП 3.06.03-85 и ГОСТ Р 50597-93, не уточнено, с какими техническими характеристиками, в каком месте (на месте старой грунтовой дороги, или ином), на основе какой проектно-сметной документации, какую именно дорогу следует построить, и каким именно образом строительство должно быть обеспечено административными ответчиками.
При этом суд, оказывая в иске, принимает во внимание, что органом местного самоуправления принята вышеназванная Программа согласно которой будет осуществлено строительство автодорог в <адрес> в том числе и по <адрес> в 2020 году. Доводы стороны истца, что наблюдается дискриминация в отношении приезжего населения, из-за того, что асфальтированные дороги имеются только в исторической части села несостоятельны, поскольку планирование территории осуществляется с наиболее густонаселенной части населенных пунктов и на дорогах с высокой пропускной способностью.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения уточненных исковых требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении уточненных исковых требований Вашеняка Александра Николаевича отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок, со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 31.08.2018 года.
Судья: Челаева Ю.А.