К делу №2-402/16г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2016 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
с участием прокурора Сидоренко И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора г.Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Геленджик-Оптика» о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Геленджика в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Геленджик-Оптика» о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой г.Геленджика с привлечением специалистов Управления социальной защиты населения в городе-курорте Геленджике проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ООО «Геленджик-Оптика» при эксплуатации магазина «Оптика», расположенного по ул.<адрес> в г.Геленджике. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.5.1.2, п.4.1.15 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", лестница на входе не оборудована поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см, а также дублирующий лестницу пандус не оборудован поручнями вдоль обеих сторон на высоте 90 см и 70 см. Кроме того, в нарушение требований п.4.1.14, п.5.1.3 СП 59.13330.2012 уклон пандуса более 1/20 (5%), размер входной площадки менее 2,2 х 2,2м.
Прокурор полагает, что неисполнение ООО «Геленджик-Оптика» требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой необоснованное ограничение и нарушение прав и законных интересов маломобильных групп населения, в связи с чем просит суд обязать ООО «Геленджик-Оптика» устранить выявленные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в здании магазина «Оптика», расположенном по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>, а именно: оборудовать лестницу на входе в магазин поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см, оборудовать дублирующий лестницу пандус на входе поручнями вдоль обеих сторон на высоте 90 см и 70 см, привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 уклон пандуса (менее 1/20 (5%), привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 размеры входной площадки (более 2,2 х 2,2м).
В судебном заседании пом.прокурора г.Геленджика Сидоренко И.А. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, и суд в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения в городе-курорте Геленджике Кобзев А.А. полагал исковые требования обоснованными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч.1 ст.2).
В соответствии с частью 1 статьи 15 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5 ст.15).
Требования по приспособлению объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для доступа к ним инвалидов на территории Краснодарского края определены Законом Краснодарского края от 27.04.2007г. N1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", в силу которого к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся объекты и учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, а также объекты торговли.
Таким образом, из вышеприведенных положений Федерального закона и Закона Краснодарского края следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе объекты здравоохранения и торговли, к которым относится и здание магазина «Оптика», расположенное по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>; вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. N 73, своде правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденном приказом Министерства регионального развития России от 27.12.2011г. N605 и введенном с 1 января 2013 года, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
Согласно п.1.2 указанного свода правил, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. (п.4.1.14).
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. (п.4.1.15).
Согласно пункту 5.1.2, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Пунктом 5.1.3 свода правил предусмотрено, что размеры входной площадки с пандусом при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 2,2 x 2,2 м.
Из материалов дела следует, что видами уставной деятельности ООО «Геленджик-Оптика» являются закупка, хранение, изготовление, ремонт, контроль качества очковой оптики; реализация очковой оптики.
Для осуществления указанной деятельности на основании договоров аренды от 31.12.2013г, от 31.12.2015г, заключенных с ИП С., Общество использует под магазин «Оптика» нежилое помещение литер А11, в том числе торговый зал общей площадью 16,2 кв.м, расположенное на первом этаже в здании, находящемся по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>.
Арендатор (ООО «Геленджик-Оптика») (п.2.2.1) обязан использовать объект исключительно по его прямому назначению в соответствии с п.1.2 Договора (для использования под магазин «Оптика», с организацией услуг по обеспечению населения средствами коррекции зрения, мастерскую для ремонта и сборке очков, кабинет врача); поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт; нести расходы по содержанию имущества.
Как следует из материалов дела, 02.12.2015г. прокуратурой г.Геленджика с привлечением специалистов Управления социальной защиты населения в городе-курорте Геленджик проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ООО «Геленджик-Оптика» при эксплуатации магазина «Оптика», расположенного по ул.<адрес> в г.Геленджике. В ходе проверки прокуратурой г.Геленджика установлено, что в нарушение требований п.п.5.1.2, 4.1.14, 5.1.15, 5.1.3 и 5.1.4 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" вход в здание магазина «Оптика» не оборудован соответствующим образом для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и доказательств иного, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Поскольку помещение, в котором размещен магазин «Оптика», передано для использования в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, им должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в магазин.
При этом суд исходит из того, что именно ответчик определяет цель деятельности, для достижения которой арендует помещение, используя его как объект социальной инфраструктуры, в связи с чем обязан нести расходы по приспособлению помещения для осуществления цели деятельности, так как по договору аренды на него возложена обязанность соблюдать требования отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого объекта.
Принимая во внимание, что в силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, и учитывая, что по договору аренды обязанность по соблюдению отраслевых норм и правил, действующих в отношении арендуемого объекта, возложена именно на арендатора, при этом доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности приспособить магазин для нужд инвалидов в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2012 стороной ответчика не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Геленджика в интересах неопределенного круга лиц.
Частью 1 статьи 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.
Поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, подлежащей взысканию с ответчика, составляет 300 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, суд взыскивает с ООО «Геленджик-Оптика» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ░░.<░░░░░>, ░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 90 ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 90 ░░ ░ 70 ░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2012 ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ 1/20 (5%), ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2012 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 2,2 ░ 2,2░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░