Мотивированное решение изготовлено 25 января 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2017 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Комбаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рвачева Ю. И. к администрации г.Екатеринбурга, Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга и Управлению Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации о признании права на постановку на учет и понуждении поставить на учет и предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Рвачев Ю.И. обратился в суд с иском к администрации г.Екатеринбурга, Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга и Управлению Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации (правопреемник Управления Уральского регионального командования внутренних войск России) о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <данные изъяты> понуждении Администрации г.Екатеринбурга поставить истца на учет и предоставить жилое помещение, с учетом принятия на учет с <данные изъяты> <данные изъяты> с возмещением судебных расходов.
В обоснование заявленного иска указано, что истец, <данные изъяты> проходил военную службу в органах МВД СССР с <данные изъяты> <данные изъяты> С <данные изъяты> истец служил в органах МВД в респ.Узбекистан, где ему было выделено служебное жилое помещение. Данным жилым помещением истец и члены его семьи пользовались до <данные изъяты>. В <данные изъяты> после получения справки о сдаче служебного жилья, Рвачев Ю.И. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако в принятии на учет истцу было отказано. С <данные изъяты> истец проживает в <адрес> и с указанного времени до <данные изъяты> он предпринимал действия по постановке на учет в Администрации <данные изъяты> районов г.Екатеринбурга. Также истец обращался в Администрацию г.Екатеринбурга, однако до настоящего времени жилым помещением Рвачев Ю.И. не обеспечен, на учет не принят, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
В ходе производства по настоящему гражданскому делу в качестве третьего лица была привлечена Администрация <данные изъяты> района г.Екатеринбурга.
В судебном заседании истец Рвачев Ю.И. на иске настаивал, дополнительно указав, что в <данные изъяты> после увольнения из органов МВД он приехал в <адрес> и обратился в Администрацию <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, однако в принятии заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ему было отказано по причине предстоящих изменений в законодательство. Такие обращения имели неоднократный характер, однако при всех обращениях, заявления не принимались и не рассматривались. Истец с <данные изъяты> года по настоящее время обращался во многие государственные и муниципальные органы о нарушении жилищных прав, однако до сих пор жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании представитель Управления Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом не доказан факт обращения в уполномоченный орган в <данные изъяты> с заявлением о принятии на учет. В трудовых отношениях с ответчиком Рвачев Ю.И. не состоит, с заявлением о включении в списки нуждающихся в жилом помещении ранее не обращался.
В судебное заседание не явились представители Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, Администрации г.Екатеринбурга, Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснения истца и представителя Управления Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно требованиям ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ отнесено, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Обосновывая заявленные требования, истец указал на неоднократное обращение в органы местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В то же время, данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно представленным суду доказательствам Рвачев Ю.И. проходил военную службу в системе МВД СССР с <данные изъяты> С <данные изъяты> истец был обеспечен служебным жильем.
С <данные изъяты> года Рвачев Ю.И. проходил службу в <данные изъяты> с <данные изъяты> уволен в запас. С <данные изъяты> истец проходил службу в <данные изъяты>
С <данные изъяты> Рвачев Ю.И. проживал в <адрес>, а затем в <адрес>
В настоящее время истец проживает в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности Харловой А.А., с которой истец состоит в зарегистрированном браке.
В судебном заседании Рвачев Ю.И. указал, что в <данные изъяты> он несколько раз обращался в Администрацию <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, однако его заявления о принятии на учет приняты к рассмотрению не были.
В материалах дела имеется заявление от <данные изъяты> от Рвачева Ю.И. в адрес Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения.
Распоряжением главы Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга от <данные изъяты> Рвачеву Ю.И. составом семьи два человека отказано в принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 указанного кодекса документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как не представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данный акт Рвачевым Ю.И. не оспаривается, более того, истцом выбран способ судебной защиты о признании права состоять на учете и принятии на учет с 1998 года, однако согласно вышеприведенным требованиям закона для удовлетворения таких требований следует установить факт совершения гражданином юридически значимых действий, свидетельствующих о наличии соответствующего волеизъявления. В то же время, факт обращения в орган местного самоуправления подтвержден по состоянию на <данные изъяты>
Согласно ст.ст. 28, 30. 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений <данные изъяты> граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Как следует из ответа Администрации г.Екатеринбурга, до <данные изъяты> заявление от Рвачева Ю.И. об обеспечении жилым помещении, принятии на учет не поступало.
Аналогичные сведения поступили из Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга и администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга.
Какие-либо требования к Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга Рвачевым Ю.И. не предъявлены. Доводы истца о неоднократном обращении в данный орган местного самоуправления никакими доказательствами не подтверждены.
Разрешая требования к Управлению Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации суд исходит из того, что ранее истец в органы МВД России с соответствующим заявлением о принятии на учет не обращался. Согласно ответу Главного командования внутренних войск МВД России Рвачев Ю.И. на учете не состоит, военную службу не проходит. В списках очередников на получение жилых помещений для постоянного проживания в управлении или воинских частях регионального командования истец не состоит. Как таковые требования к указанному ответчику не предъявлены.
Как пояснил представитель данного ответчика, Рвачев Ю.И. ранее к ответчику не обращался, заявление о принятии на учет не подавал.
Суду представлена переписка Рвачева Ю.И., в частности в органы МВД России, за <данные изъяты>. При этом предметом обращений являлось предоставление жилого помещения, а не принятие на учет.
В силу требований ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет <данные изъяты> лет и более.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
В материалах настоящего гражданского дела отсутствуют доказательства обращения Рвачева Ю.И. в <данные изъяты> с заявлением о принятии на учет по основаниям Федерального закона «О статусе военнослужащих». Более того, как пояснил в судебном заседании истец, он несколько раз обращался в Администрацию <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, но его заявление принято и рассмотрено не было.
Бездействие Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга истцом не оспаривается.
Вопрос о наличии права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с <данные изъяты> судом разрешен быть не может, поскольку для определения данного факта следует установить, имелось ли соответствующее волеизъявление гражданина, обращенное в уполномоченный орган и в предусмотренном законом порядке, однако такие сведения у суда отсутствуют. Документы, представленные от ответчиков опровергают доводы Рвачева Ю.И.
Относительно требований о предоставлении жилого помещения исходя из даты постановки на учет с <данные изъяты>, суд исходит из вышеприведенных требований закона, регламентирующих порядок предоставления жилых помещений лицам, которые в установленном законом порядке признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения. В то же время в настоящее время, как и ранее, Рвачев Ю.И. на такой учет принят не был, соответственно основания для удовлетворения данного требования отсутствуют.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении иска, в соответствии с требованиями ст.ст. 94, 98. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понесенные истцом судебные расходы возмещению истцу не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья: