Судья Дзигарь А.Л. Дело № 33-15710/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2015 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.,
по докладу судьи Кудинова А.В.,
при секретаре Сидоренко О.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
< Ф.И.О. >5 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования <...> от <...> <...> «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях < Ф.И.О. >5».
Просила обязать администрацию МО г.горячий Ключ устранить допущенные нарушения прав заявителя и принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обжалуемым решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...> требования < Ф.И.О. >5 удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >4 просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя < Ф.И.О. >5 адвоката < Ф.И.О. >7, просившего оставить решение районного суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >5 1933 года рождения является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом о ветеранах», в том числе ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
< Ф.И.О. >5 зарегистрирована по адресу: <...>, дом №10. Жилой дом принадлежит на праве собственности < Ф.И.О. >8, свидетельство о государственной регистрации права выдано <...>. По указанному адресу зарегистрировано три человека.
Согласно сведениям БТИ и управления Росреестра по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >5 не имеет в собственности объектов недвижимого имущества.
В соответствии с техническим паспортом, а также справкой Горячеключевского отделения филиала по Краснодарскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» указанный жилой дом построен в 1973 году, имеет общую площадь 51,6 кв. м, жилую - 29,9 кв. м, в доме проживает вдова участника ВОВ, ни горячего водоснабжения, ни ванной комнаты, ни туалета в доме нет, физический износ жилого дома составляет 70%, таким образом, жилое помещение, в котором вынуждена проживать < Ф.И.О. >5 является неблагоустроенным.
Доводы представителя администрации МО <...> о том, что < Ф.И.О. >5 с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий подарила внучке в мае 2013 года жилой дом, как и доводы о том, что она, являясь членном семьи собственника проживает в жилом помещении площадь которого превышает учетную норму, установленную постановлением главы администрации МО <...> от <...> №4341, являются несостоятельными, поскольку на момент дарения Коваленко с заявлением об улучшении жилищных условий в администрацию еще не обращалась и мер к этому не предпринимала, а обратилась в орган местного самоуправления лишь в октябре 2014 года, узнав о наличии у нее права на постановку на учет по улучшению жилищных условий. Заявитель собственного жилья не имеет, ее доводы о том, что она вдова участника ВОВ в возрасте 81 года, будучи человеком преклонного возраста, задолго до обращения в администрацию подарила дом внучке и не ухудшала намеренно свои жилищные условия, являются убедительными. Тем более, состояние самого дома до дарения и после, не изменилось. Дом был и остается неблагоустроенным.
В данном случае основания к постановке на учет < Ф.И.О. >5 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий определены ст.21 Федерального закона от <...> №5-ФЗ «О ветеранах», с учетом внесенных в Федеральный закон «О ветеранах» изменений от <...> в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ п.5 ст.1, и изменений от <...> в соответствии с Федеральным законом № 327-ФЗ согласно указанным изменениям внесенным в ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ осуществляются независимо от их имущественного положения и один раз, ссылка на Жилищный кодекс РФ согласно указанным изменениям в ст.21 Федерального закона «О ветеранах» исключена.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако по смыслу данной нормы, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и соответствующих ей подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Согласно п.5 Положения о признании помещения жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> №47, жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
В п.92 положения указано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Исходя из смысла Положения, жилое помещение в обязательном порядке должно быть обеспечено горячим водоснабжением, отоплением и ванной комнатой, вне зависимости от наличия в поселениях централизованных инженерных сетей.
В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на меры социальной поддержки, а именно, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от их имущественного положения и осуществлением такой меры социальной поддержки один раз.
Вдовой Ветерана ВОВ < Ф.И.О. >5 совершены действия по отчуждению недвижимого имущества без цели создания искусственного ухудшения жилищных условий, что в свою очередь указывает на отсутствие оснований для отказа в постановке на учет с применением норм п.3 ч.1 ст.53 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, доказательств, свидетельствующих об умышленных действиях по ухудшению жилищных условий, не имеется. < Ф.И.О. >5 не обеспечена жилой площадью, напротив же жилищные условия, в которых проживает заявительница являются недопустимыми для вдовы ВОВ.
Кроме того, являются убедительными доводы представителя заявителя о пропуске срока на подачу настоящего заявления по уважительным причинам, ввиду преклонного возраста < Ф.И.О. >5, состояния её здоровья, наличия инвалидности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований < Ф.И.О. >5
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Довод о размере начисляемой платы за коммунальные услуги не может быть принят судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку не опровергает выводы судебного постановления.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи