РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания Масюк М.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости
установил:
ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- с кадастровым номером 23:43:0422002:1341, площадью 8 469,1 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, Карасунский внутригородской округ, <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...>
<...>
<...>
<...> площадью 6 382,4 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ, <...>, в размере рыночной стоимости, равной 107 870 000 рублей;
- с кадастровым номером 23:<...>, площадью 4 827,1 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, корпус 1, в размере рыночной стоимости, равной 73660 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>
<...>
<...>, площадью 2 251,1 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, автодорога "Москва-Новороссийск" км. 1384+470 слева, участок N1, стр. N1, в размере рыночной стоимости, равной 24330 000 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчета о рыночной стоимости объектов недвижимости от <...> <...>, выполненного ООО «НЭО Эксперт» рыночная стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>, составляет 24 330000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая объектов недвижимости:
-с кадастровым номером <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>, составляет 44 095290,24 рублей.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, являются неверными и нарушают его права.
ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО», является собственником объектов недвижимости, в отношении которых заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
До начала судебного заседания в суд поступило ходатайство, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, согласно экспертному заключению, подготовленному ООО «Оценка и Право-Юг».
Суд рассмотрев данное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению.
Участвующие в деле лица, в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), производства, поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» является собственником объектов недвижимости:
- с кадастровым номером <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>708, площадью 98,5 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, автодорога "Москва-Новороссийск" км. 1384+470 слева, участок N2, стр. N3;
- с кадастровым номером <...>
Права административного истца на данные объекты недвижимости, подтверждаются выписками из ЕГРН.
В соответствии с п.1 ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии со ст. 1.1 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно, данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости:
-с кадастровым номером <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>, составляет 44 095290,24 рублей.
В силу п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
В силу положений ст.24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемых объектов недвижимости, является <...>, для объекта недвижимости с кадастровым номером 23:41:1004001:723 является <...>.
В силу ст. 24.18 Федеральный закон от <...> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административным истцом при обращении в суд, представлен отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости от <...> <...> выполненный ООО «НЭО Эксперт», согласно которого рыночная стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>, составляет 24 330000 рублей.
В рамках настоящего дела проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на <...> и <...>. В связи с наличием сомнений в обоснованности и достоверности выводов судебного эксперта у представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края и его ходатайством о назначении повторной экспертизы, по делу была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценка и Право-Юг».
Согласно заключения повторной судебной оценочной экспертизы <...> от <...>, выполненного ООО «Оценка и Право-Юг», рыночная стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>, составляет 24 381000 рублей.
Также согласно вышеуказанного заключения, Отчет <...> от <...> «об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства», подготовленный ООО «НЭО ЭКСПЕРТ» не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости установленная отчетом <...> от <...> выполненным ООО «НЭО ЭКСПЕРТ» не может быть признана достоверной.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от <...> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от <...> №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим административным иском в суд <...>, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать, <...>.
В соответствии с абзацем 4 части 15 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от <...> № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после <...> (в том числе по искам/заявлениям, поданным до <...>), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, установленная судом кадастровая стоимость недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости подлежит применению с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости, находящихся в собственности у истца, следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости недвижимого имущества и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером 23:<...> площадью 8 469,1 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, Карасунский внутригородской округ, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 173118000 (сто семьдесят три миллиона сто восемнадцать тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...> площадью 4 780,7 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, Карасунский внутригородской округ, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 76307000 (семьдесят шесть миллионов триста семь тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>, площадью 801,3 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 15382000 (пятнадцать миллионов триста восемьдесят две тысячи) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>, площадью 6 382,4 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 103497000 (сто три миллиона четыреста девяносто семь тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером 23:47:<...>, площадью 4 827,1 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, корпус 1, равной его рыночной стоимости в размере 91373000 (девяносто один миллион триста семьдесят три тысячи) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>, площадью 4667,6 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, автодорога "Москва-Новороссийск" км. 1384+470 слева, участок N2, стр. N4, равной его рыночной стоимости в размере 46317000 (сорок шесть миллионов триста семнадцать тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>, площадью 98,5 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, автодорога "Москва-Новороссийск" км. 1384+470 слева, участок N2, стр. N3, равной его рыночной стоимости в размере 1087000 (один миллион восемьдесят семь тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>, площадью 2 251,1 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, автодорога "Москва-Новороссийск" км. 1384+470 слева, участок N1, стр. N1, равной его рыночной стоимости в размере 24381000 (двадцать четыре миллиона триста восемьдесят одна тысяча) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать <...>.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости объектов <...> <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай