Судья: Тягай Н.Н. Дело № 33а-19542/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И.,
при помощнике судьи Галстян Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе <данные изъяты> Александра Васильевича на решение Химкинского городского суда Московской области от 21 мая 2019 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным постановления администрации городского округа Химки Московской области от 11 декабря 2018 г. № 1399 «О расторжении договоров социального найма» в части,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения <данные изъяты> А.В., его представителя ? Гороховой Т.В.,
у с т а н о в и л а :
<данные изъяты> А.В. оспорил в суде постановление администрации городского округа Химки Московской области от 11 декабря 2018 г. № 1399 «О расторжении договоров социального найма» об отмене постановления от 7 декабря 2011 № 1807 «О снятии статуса «служебная» и предоставления жилых помещений в г. Химки» в части снятия статуса «служебная» и предоставления ему по договору социального найма жилого помещения по адресу: Московская область, г. Химки, ул. <данные изъяты> (абзац второй пункта 1).
В обоснование своего нарушенного права ссылался на то, что длительное время осуществлял трудовую деятельность на различных должностях в администрации городского округа Химки Московской области, жилого помещения ни в собственности, ни в пользовании не имел. В 2010 году заключил с администрацией городского округа Химки Московской области договор найма служебного жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу. С жилого помещения постановлением администрации городского округа Химки от 7 декабря 2011 г. № 1807 снят статус «служебное», 13 апреля 2012 г. заключен договор социального найма № 1283. Пунктом 3 оспариваемого постановления предписано также считать утратившим силу заключенный с ним договор социального найма жилого помещения, несмотря на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований для признания договора социального найма жилого помещения утратившим силу. Административный ответчик не вправе отменять ранее изданное им постановление.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 21 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2019 г. решение Химкинского городского суда Московской области от 21 мая 2019 года отменено, принято новое решение о признании незаконным постановления администрации городского округа Химки Московской области от 11 декабря 2018 г. № 1399 «О расторжении договоров социального найма».
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2020 г. апелляционное определение отменено в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация городского округа Химки Московской области и Химкинский городской прокурор, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителей не направили. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что <данные изъяты> А.В. с 7 апреля 1988 г. был зарегистрирован и проживал совместно с супругой <данные изъяты> Г.Р. и сыном <данные изъяты> Р.А. в жилом помещении, предоставленном на основании ордера от 9 марта 1988 г. по адресу: г. Москва, <данные изъяты>. <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, две изолированные жилые комнаты площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, кухня <данные изъяты> кв. м. Данное жилое помещение передано в долевую собственность <данные изъяты> Г.Р. и <данные изъяты> Р.А. на основании договора приватизации от 23 июля 2004 г.
<данные изъяты> А.В. с 9 февраля 2007 г. осуществлял трудовую деятельность в администрации городского округа Химки Московской области. По состоянию на август 2010 года занимал должность начальника отдела по эксплуатации зданий и автотранспорта.
Администрация городского округа Химки Московской области, рассмотрев представленные жилищные документы <данные изъяты> А.В. на заселение служебного жилого помещения в г. Химки, 25 августа 2010 г. вынесла постановление № 1125 о присвоении статуса «служебная» жилому помещению, расположенному по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. <данные изъяты>. <данные изъяты>, и о предоставлении служебного жилого помещения <данные изъяты> А.В. (л.д. <данные изъяты>).
31 августа 2010 г. администрация городского округа Химки (Наймодатель) и <данные изъяты> А.В. (Наниматель) заключили договор найма служебного жилого помещения № 127 о передаче в пользование квартиры № 34 по указанному выше адресу, пунктом 9 договора определен срок его действия ? «в течение периода работы Нанимателя в администрации городского округа Химки» (л.д. <данные изъяты>).
9 сентября 2010 г. административный истец регистрируется в служебном жилом помещении (л.д. 57, 58).
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 7 декабря 2011 г. № 1807 с жилого помещения ? однокомнатной квартиры № 34, снят статус «служебная», а 13 апреля 2012 г. между администрацией городского округа Химки Московской области (Наймодатель) и <данные изъяты> А.В. (Наниматель) заключен договор социального найма указанного жилого помещения № 1283 (л.д. <данные изъяты>).
Химкинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при предоставлении жилых помещений, в том числе при смене статуса жилых помещений, в результате которой было установлено, что в нарушение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма за период с 2012?2018 годы 16 жилых помещений исключено из числа служебных, путем заключения договора социального найма без последующей приватизации, в том числе жилое помещение по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).
Администрация городского округа Химки Московской области, рассмотрев представление Химкинской городской прокуратуры от 12 июля 2018 г. об устранении нарушений жилищного законодательства в порядке самоконтроля постановлением от 11 декабря 2018 г. № 1399 отменила постановление от 7 декабря 2011 г. № 1807 в части снятия статуса «служебная» и предоставления по договору социального найма жилого помещения по адресу Московская обл., г. Химки, ул. <данные изъяты>, <данные изъяты> А.В. (абзац первый пункта 1). В пункте 3 постановления от 11 декабря 2018 г. № 1399 предписано считать утратившим силу заключенный с Кузнецовым А.В. договор социального найма жилого помещения от 13 апреля 2012 г. № 1283.
Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление является законным, поскольку администрацией при издании 7 декабря 2011 г. постановления № 1807 и при заключении договора социального найма жилого помещения с <данные изъяты> А.В. было допущено нарушение жилищного законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В письме от 21 декабря 2018 г. № 132исх-24284 административный ответчик предложил <данные изъяты> А.В. обратиться за разъяснениями по порядку дальнейшего использования спорного жилого помещения (л.д. <данные изъяты>).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и признает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, процедура его принятия не нарушена, направлено на приведение возникших правоотношений в соответствие с требованиями действующего жилищного законодательства, оснований для предоставления спорного жилого помещения <данные изъяты> А.В. в 2010 году по договору социального найма не имелось.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев (часть 1); гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (часть 3); решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований данного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).
Доказательств, что <данные изъяты> А.В. или члены его семьи состоят на учете как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат и в суд апелляционной инстанции не представлено.
Решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 15 февраля 2012 г. № 2/2 утверждено Положение о муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам в городском округе Химки, в соответствии с пунктом 12.1 которого (в редакции, действовавшей до 4 марта 2015 г.) наниматели служебных жилых помещений через пять лет после заключения договора найма служебного жилого помещения вправе приобрести его в собственность по ходатайству организации, учреждения, предоставившего служебное жилое помещение.
Таким образом, Положение о муниципальном жилищном фонде не предусматривало возможности передачи гражданину служебного жилого помещения путем заключения договора социального найма и приобретения данного помещения в собственность ранее пяти лет со дня его предоставления в качестве служебного.
Кроме того, пунктом 10 договора найма служебного жилого помещения от 31 августа 2010 г. № 127 предусмотрено, что по истечении срока действия договора либо в период его действия право Нанимателя приобрести с согласия Наймодателя в собственность занимаемое служебное жилое помещение по договору купли-продажи.
<данные изъяты> А.В., подписывая договор найма служебного жилого помещения от 31 августа 2010 г. № 127, выразил согласие с его условиями.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований сомневаться в правомерности выводов суда первой инстанции, основанных на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подробно изложенных в мотивировочной части решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Химкинского городского суда Московской области от 21 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> Александра Васильевича ? без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи