Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1580/2023 ~ М-1394/2023 от 07.06.2023

                                                                    Дело №2-1580/2023

УИД 73RS0013-01-2023-001933-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2023 года                        г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.В., при секретаре Манаховой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таракановой Н. А. к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, понуждении к назначению бессрочной пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

    Тараканова Н.А. обратилась в суд с указанным иском ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о понуждении к назначению бессрочной пенсии по случаю потери кормильца, в обоснование заявленных требований указала, что (ДАТА) умер ее муж, <данные изъяты>., с которым они состояли в браке с (ДАТА). Супруг являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации по выслуге лет, получал пенсию в размере 42191,22 руб., которая значительно превышала её доход. Супруг заботился о ней и содержал их семью, она жила за счет своего супруга, его доходы являлись постоянным источником средств к существованию. В настоящее время она является пенсионером по старости и <данные изъяты>. По причине отсутствия необходимого стажа размер ее пенсии минимален. Таким образом, материальная помощь мужа при его жизни являлась для истицы постоянным и основным источником средств к существованию, а размер её доходов не был достаточным для обеспечения необходимых жизненных потребностей. После его смерти её материальное положение сильно изменилось в худшую сторону. У 2 взрослых сыновей свои семьи, материальной помощи они не оказывают. Просит признать ее право на пенсию по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца.

    При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тараканов А.В., Тараканов П.В.

    Истец Тараканова Н.А., её представитель Синев П.Д., допущенный к участию в судебном заседании в качестве представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что она являлась супругой <данные изъяты>, который являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации по выслуге лет. Она находилась на его иждивении, так как пенсия супруга была значительно выше ее пенсии. С супругом до его смерти проживали вдвоем, одной семьей, он болел, и она за ним ухаживала. Дети живут в других городах, у каждого по 2 детей. Перестала работать в 2002 году, в то же время ей <данные изъяты>. Ее ежемесячных доходов после смерти супруга не хватает, в том числе, на лекарства. Помощь супруга была постоянным и основным источником средств к существованию. В военкомат с письменным заявлением о назначении ей пенсии не обращалась, поскольку в военкомате ей устно посоветовали обратиться в суд. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, из которого следует, что из находящихся в личном деле <данные изъяты> документов следует, что между <данные изъяты> и Таракановой Н.А. заключен брак (ДАТА). На момент смерти <данные изъяты> являлся пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получал пенсию за выслугу лет в размере 42191,22 руб. Тараканова Н.А. является нетрудоспособной пенсионеркой по возрасту, получает страховую пенсию по старости в размере 17484,40 руб. Сам по себе факт получения <данные изъяты> при жизни дохода, превышающего размер дохода заявительницы, не является достаточным для установления факта нахождения Таракановой Н.А. на иждивении мужа. Превышение дохода <данные изъяты> над доходом супруги не свидетельствует о наличии у умершего с учетом его собственных нужд (продукты питания, одежда и обувь, лечение и приобретение лекарственных средств, организация отдыха) возможности оказывать истице помощь, которая являлась постоянным и основным источником средств ее существования. Иных доказательств нахождения заявительницы на иждивении супруга не представлено. Кроме того, у истицы имеются совершеннолетние трудоспособные сыновья Тараканов А.В., Тараканов П.В., которые в соответствии со ст. 87 СК РФ обязаны содержать свою нетрудоспособную, нуждающуюся в помощи мать, и заботиться о ней. Просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 40-42).

Представители ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица Тараканов А.В., Тараканов П.В. в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких-либо возражений суду не представили.

Выслушав истца и его представителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Установлено, что порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1).

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Согласно ст. 29 вышеуказанного закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются, в том числе отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Согласно ст. 43 этого же Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

По смыслу названных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (пункт 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации).

Анализ семейного законодательства позволяет сделать вывод, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.

Из материалов дела следует, что Тараканова Н.А. состояла в браке с <данные изъяты>. с (ДАТА), что подтверждается копией свидетельства о заключении брака серии I-ЖА №* от (ДАТА) (л.д.14), супруги совместно проживали по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из имеющихся учетов ОРУГ (л.д. 34).

(ДАТА) <данные изъяты>, (ДАТА) года рождения, умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии II-ВА №* от (ДАТА), актовой записью о смерти №* от (ДАТА) (л.д.15,39).

            Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <данные изъяты>, (ДАТА) года рождения, являлся военнослужащим МО РФ по выслуге лет, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» №4468-1 от 12.02.1993, размер выплачиваемой пенсии на день смерти составлял 42191,22 руб. (л.д.18).

Из пояснений истца Таракановой Н.А. следует, что она после смерти супруга обратилась по месту своего жительства в военный комиссариат (г.Димитровград, Мелекесского и Новомалыклинского районов) с устным заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца. На что ей в устной форме было отказано.

Из сообщения отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 26.06.2023 усматривается, что истец на момент смерти супруга <данные изъяты> являлась получателем страховой пенсии по старости в размере 15166,53 руб., ежемесячной денежной выплаты по категории <данные изъяты> в размере 2535,98 руб., также являлась получателем мер социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов за жилое помещение» и ЛК <данные изъяты> в размере 46,33 руб. и 1608,27 руб. (л.д. 45-46).

Доход ее супруга состоял из пенсии в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» №4468-1 от 12.02.93 – 42191,22 руб. (л.д.18,43).

В судебном заседании в обоснование доводов истца был допрошена в качестве свидетеля <данные изъяты>, которая суду пояснила, что приходится племянницей <данные изъяты> знала их семью с детства. Таракановы всегда проживали совместно, до смерти <данные изъяты>. вели совместное хозяйство. После смерти супруга уровень жизни Таракановой Н.А. снизился, поскольку его пенсия была значительно больше. Взрослые дети не имеют возможности помогать матери на постоянной основе.

Сравнивая размеры доходов Таракановой Н.А. и <данные изъяты>., суд приходит к выводу о том, что Таракановы состояли в браке, проживали одной семьей, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них. Разница в доходах супругов подтверждает, что доход умершего супруга являлся для истицы основным источником средств к существованию, следовательно, истец на день смерти супруга состояла на его иждивении, в связи с чем, признает за Таракановой Н.А. право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Приняв во внимание, что истица не обращалась в письменном виде с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, в пенсионный орган о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, суд полагает, что требование о возложения обязанности к назначению и выплате пенсии по потере кормильца является преждевременным, в указанной части истцу надлежит отказать.

Таким образом, исковые требования Таракановой Н.А. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Таракановой Н. А. удовлетворить частично.

Признать за Таракановой Н. А. право на получение пенсии по случаю потери кормильца – супруга <данные изъяты>, (ДАТА) г.р., умершего (ДАТА), в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В удовлетворении требований о понуждении к назначению пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 14.07.2023.

Председательствующий судья                         С.В. Федосеева

2-1580/2023 ~ М-1394/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тараканова Н.А.
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области»
ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации
Другие
Тараканов П.В.
Тараканов А.В.
Синева Е.В.
Синев П.Д.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Федосеева С. В.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
07.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее