Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1079/2012 ~ М-1172/2012 от 13.06.2012

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2012 года

Дело № 2-1079/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Козиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева Леонида Петровича к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ (в лице Отдела № 4 г.Североморск) об отмене решения, признании права на включение в список граждан на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Медведев Л.П. обратился в суд с иском к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (в лице Отдела № 4 г.Североморск) об отмене решения, признании права на включение в список граждан на получение государственного жилищного сертификата (далее по тексту – ГЖС) для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований в иске, а также в судебных заседаниях 04.07.2012 года и 23.07.2012 года указал, что проходил военную службу по контракту, перед увольнением в 71 Учебном центре г.Гаджиево. Уволен из Вооруженных Сил РФ в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе на основании приказа Командующего Северным флотом № 0190 от 07.06.1999 года. На день увольнения в запас выслуга лет в календарном исчислении составляет 27 лет 11 месяцев.

В г.Гаджиево он обеспечен жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, проживает в трехкомнатной муниципальной квартире, расположенной по адресу: ---. В указанном жилом помещении согласно договорам социального найма разделены лицевые счета по заявлению проживающих в ней лиц, он является нанимателем комнатны жилой площадью 10,2 кв.м.

При увольнении с военной службы место жительства не избирал. Перед увольнением писал рапорт в жилищно-бытовую комиссию 71 Учебного центра об избрании места жительства в г. Санкт-Петербург, но рапорт не был реализован.

Впоследствии был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по Директиве Д-27 из фонда Командующего и поставлен на учет спустя примерно 2 года (2001-2002 г.г.) после увольнения с военной службы на основании рапорта в 1971 ОМИС г. Гаджиево.

В 2010 году от командования 71 Учебного центра получил информацию о возможности обеспечения ГЖС. Для этого вновь обратился в 1971 ОМИС с документами на обеспечение ГЖС, но затем в 2011 году, после издания Указа Президента № 1422 получил разъяснения о необходимости решать вопрос об обеспечении ГЖС через ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее по тексту - ФГУ «Западрегионжилье»).

24.09.2011 года в отдел № 4 ФГУ «Западрегионжилье» подал заявление о включении в список граждан на получение ГЖС в рамках Указа Президента РФ от 24.10.2011 года № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан РФ». Дополнительно, к ранее сданным документам в ОМИС, представил требуемые документы, в том числе обязательство о сдаче жилой площади (занимаемой комнаты) в г.Гаджиево.

В отделе № 4 ФГУ «Западрегионжилье» сначала приняли решение от 07.03.2012 года о не включении его в список граждан на получение ГЖС, в связи с предоставлением неполного перечня документов для постановки на учет, указанных в п.п. «а» п.19 Постановления Правительства РФ от 23.03.2006 № 152, т.к. несмотря на то, что он просил ГЖС только на себя, от него затребовали документы и на супругу ФИО1., с которой он состоит в браке с 01.08.1975 года. По требованию отдела № 4 он сдал дополнительные документы.

Однако, после сдачи документов решением от 02.04.2012 года 4 отдел ФГУ «Западрегионжилье» отказал ему во включении в список граждан на получение ГЖС для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 24.10.2011 г. № 1422 по причине несоответствия требованиям, указанным в п.п. «а» п.1 Указа Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан РФ», т.к. у его супруги имеется в собственности на основании договора передачи квартиры в собственность от 2006 года ... доли жилого помещения по адресу: ---

Полагая данный отказ неправомерным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим его права, со ссылкой на ст.31 Жилищного кодекса РФ привел довод о том, что жилым помещением, находящимся в г.Ломоносов он не пользуется, не вселен в него в качестве члена семьи собственника, никаких соглашений между ним и его супругой относительно пользования указанным жилым помещением не имеется, он не несет никаких обязательств, связанных с пользованием квартирой. Претендует на получение ГЖС только на себя одного, без учета супруги. При таких обстоятельствах полагает, что отвечает требованиям п.п. «а» п.1 Указа Президента от 24.10.2011 г. № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан РФ» для получения ГЖС.

Уточнив исковые требования, просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 02.04.2012 года, признать за ним право на включение в список граждан на получение ГЖС для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, указав, что при подаче иска ошибочно включил требование о признании незаконным решение от 07.03.2012 года.

Кроме того, просил взыскать с Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области 200 руб. в счет возмещения расходов, связанных с уплатой госпошлины при подаче искового заявления в суд.

Ответчик ФГУ «Западрегионжилье» надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, что подтверждается распиской о вручении почтовой корреспонденции, имеющейся в материалах дела, представителя в судебное заседание не направил, в письменных возражениях на иск (л.д.33) указал, что по результатам проверки документов решением начальника 4 Отдела ФГУ «Западное региональное управления жилищного обеспечения» МО РФ от 02.04.2012 года № 08-29/275 Медведеву Л.П. отказано во включении его в список граждан на получение ГЖС в связи с имеющейся у жены ... доли собственности.

В соответствии с п.п. «а» п.1 Указа Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации" право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные до 1 января 2005 года с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставшие на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Данная правовая норма конкретизирует условия предоставления ГЖС для данной категории граждан.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в п.1 Правил предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.10.2011 года № 1422 отдельным категориям граждан Российской Федерации субсидий для приобретения жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 994 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации».

Таким образом, одним из обязательных условия для реализации права на получение ГЖС вышеуказанной категории является отсутствие собственности как у самого кандидата на получение ГЖС, так у членов его семьи.

Довод заявителя относительно того, что в соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ он не относится к членам семьи собственника, т.к. не вселен собственником в жилое помещение, является несостоятельным, поскольку в соответствии со ст.34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Учитывая изложенное, полагает, что Медведев Л.П. не может быть включен в список граждан на получение ГЖС даже при условии подписания обязательства о безвозмездной передаче имеемого жилого помещения в собственности.

Просил в иске отказать.

Соответчик – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области» в письменном мнении по иску ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Требования в части взыскания расходов по уплате госпошлины в сумме 200 руб. не признал, указав, что в силу ст.48 ГПК РФ ФГУ «Западрегионжилье», как юридическое лицо, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Отдел «Североморск» является структурным подразделением указанного юридического лица.

ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.12.2010 года. Как юридическое лицо от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, отвечает по своим обязательствам, не несет ответственности по обязательствам учредителя, других юридических лиц.

Кроме того, ни ФГУ «Западрегионжилье», ни его структурные подразделения (в т.ч. отдел «Североморск») на финансовое обеспечение в Управление финансового обеспечения не зачислялись, договоров на обслуживание с Управлением не заключали. Таким образом, Управление не осуществляет финансового обслуживание соответчика.

В связи с тем, что Управление финансового обеспечения не может нести ответственности по действиям (бездействию) других юридических лиц просил отказать истцу в требованиях к ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области».

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Медведев Л.П. проходил военную службу в должности ... г.Гаджиево, уволен из рядов ВС РФ приказом Командующего СФ № 0190 от 07.06.1999 года по ст.51 п.1 пп.«а» (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе). Имеет выслугу 27 лет 11 месяцев в календарном исчислении.

В период увольнения истца с военной службы формой жилищного обеспечения лиц, уволенных с военной службы до 01.01.2005 года, в соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», являлось принятие на учет по избранному ими месту жительства в органах местного самоуправления.

Однако, как усматривается из материалов дела, правом постановки на учет по избранному месту жительства в органах местного самоуправления в соответствии с положениями ФЗ «О статусе военнослужащий» Медведев Л.П. не воспользовался, что им не оспаривается и судом не подвергается сомнению; со слов истца он реализовал свое право на получение жилья для переселения к избранному месту жительства из так называемого фонда Командующего СФ (согласно Директиве № Д-27), примерно с 2001-2002 гг. состоял в соответствующей очереди.

Вместе с тем, так называемый фонд Командующего СФ по обеспечению жильем лиц, уволенных с военной службы, официальным статусом наделен не был и законодательством не предусмотрен. Был создан на основании Директивы Д-46 от 1992 года (затем – Директивы Д-27 от 1998 года) – как своеобразная помощь флота в обеспечении жилищных прав данной категории лиц в целях решения жилищной проблемы СФ среди нуждающихся военнослужащих в местах дислокации сил флота. При этом, лица, уволенные с военной службы, претендующие на получение жилья из фонда Командующего СФ, имели право одновременно состоять в очереди и при органах местного самоуправления по избранному месту жительства, т.е. в порядке, установленном законодательством РФ (л.д. 42-48).

В силу положений ч. 2 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (с изменениями, внесенными согласно ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года) с 01.01.2005 года на Министерство Обороны РФ возложено обеспечение жильем только лиц, уволенных с военной службы после 01.01.2005 года.

Поскольку Директива Командующего Северным Флотом № Д-27 утратила силу в связи с принятием Жилищного Кодекса РФ, внесением изменений в ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (л.д. 49), в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Архангельской и Мурманской областях, издан Указ Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации».

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455, Инструкцией Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373 полномочиями по реализации государственных программ жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в настоящее время обладает Департамент жилищного обеспечения МО РФ в лице Североморского отдела ФГУ «Западрегионжилье». В связи с чем, истец с целью реализации своих жилищных прав, обратился в установленном порядке к ответчику с заявлением о желании получить ГЖС в рамках Указа Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации».

Решением ФГУ «ЗРУЖО» Отдел № 4 г.Североморска от 02.04.2012 года Медведеву Л.П. отказано во включении в список граждан, имеющих право и изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата, так как из представленных им документов установлено, что его супруга имеет на праве собственности ... долю жилого помещения, расположенного по адресу: ---, таким образом, он, являясь членом семьи собственника жилого помещения, права на получение государственного жилищного сертификата в рамках названного Указа Президента РФ от 24.01.2011 не имеет.

Полагая данный отказ незаконным и противоречащим действующему законодательству, нарушающим его права, истец сослался на положения ст.31 Жилищного кодекса РФ.

Разрешая заявленные требования, суд находит доводы истца необоснованными ввиду следующего.

В пункте 3 статьи 6 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 1998 года закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение жилищных условий за счет средств федерального бюджета устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, пунктом 14 статьи 15 названного Федерального Закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

Обеспечение жилыми помещениями, исходя из положений ст.15 указанного Федерального закона, осуществляется, в том числе, в форме предоставления отдельным категориям граждан в случаях, соответствующих установленным законодательством условиям, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «а» п.1 Указа Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации" право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные до 1 января 2005 года с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставшие на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в п.1 Правил предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 1433 отдельным категориям граждан Российской Федерации субсидий для приобретения жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 994 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации».

Таким образом, право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое ГЖС, имеют граждане, отвечающие критериям, установленным в вышеназванном Указе.

Между тем, согласно материалам дела в период прохождения военной службы на Северном флоте истец не принимался на учет в воинских частях и организациях Северного флота и не признавался нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства; после увольнения с военной службы - 25.11.1999 года - встал на учет в муниципальном образовании по постоянному месту жительства для получения квартиры по программе переселения из ЗАТО и состоит в льготном списке, что подтверждается справками МКУ «Служба Муниципального имущества ЗАТО Александровск» от 09.09.2011 года № 65 и от 09.07.2012 года № 310.

Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения дела, супруге истца – ФИО1., с которой он состоит в браке с 01.08.1975 года на основании свидетельства о заключении брака серии ..., выданного 01.08.1975 года отделом ЗАГС Петродворцового района г.Ленинграда, принадлежит на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 27.04.2006 ... доля двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ---, государственная регистрация права произведена 20.06.2006 года за номером 78-78-05/0007/2006-127. Изложенное подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.12).

При этом принадлежащая жене Медведева Л.П. часть квартиры в виде ... доли применительно к положениям ст.ст.15, 16 Жилищного кодекса РФ является недвижимым имуществом и относится к жилым помещением.

Доводы истца со ссылкой на нормы ст.31 Жилищного кодекса РФ о том, что он не относится к членам семьи собственника, поскольку в жилом помещении, принадлежащем супруге, не зарегистрирован, не несет расходов по его содержанию, зарегистрирован по адресу: --- в жилом помещении, которое обязуется сдать при получении ГЖС, в данном случае правового значения не имеют, как и то обстоятельство проживают супруги совместно или раздельно, исходя из статуса супругов, определяемого семейным законодательством (ч. 1 ст. 31 Семейного кодекса РФ).

По смыслу Указа Президента правовое значение имеет наличие жилой площади в собственности как у самого гражданина, претендующего на получение субсидии для приобретения жилого помещения, так и у членов его семьи, независимо от факта вселения, использования жилого помещения, находящегося в собственности у гражданина либо членов его семьи, и совместного проживания.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец не отвечает критериям, установленным в Указе Президента РФ от 24.10.2011 № 1422, дающим право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом.

Таким образом, полагать, что права истца нарушены действиями ответчика у суда оснований не имеется. В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении иска за необоснованностью.

При этом, истец имеет возможность реализовать свои жилищные права иным способом, поскольку до настоящего времени состоит в льготном списке на переселение из ЗАТО при администрации ЗАТО Александровск.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ (░ ░░░░ ░░░░░░ № 4 ░.░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

2-1079/2012 ~ М-1172/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Медведев Леонид Петрович
Ответчики
Управление финансового обеспечения МО РФ
отдел № 4 "Западнрегионжилье"
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Роговая Т.В.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
13.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2012Передача материалов судье
18.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2012Судебное заседание
23.07.2012Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее