К делу № 12-121/2013
РЕШЕНИЕ
«20» мая 2013 года г. Сочи
Судья Адлерского районного суда города Сочи Шепилов С.В., при секретаре Моисеевой Д.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО., рассмотрев жалобу ФИО на постановление о назначении административного наказания от 3 апреля 2013 года, вынесенное административной комиссией администрации Адлерского района города Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии администрации Адлерского района г. Сочи от 3 апреля 2013 года, ФИО был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
8 мая 2013 года в Адлерский районный суд г. Сочи поступила жалоба ФИО в которой он просит отменить постановление административной комиссии администрации Адлерского района г. Сочи от 3 апреля 2013 года.
В обоснование своей жалобе ФИО указал, что в постановлении суда от 26.03.2013 года специалистами администрации Нижнешиловского сельского округа администрации Администрация Адлерского района города Сочи было установлено, что он допустил нарушение п. 13.1.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования территории города Сочи от 29.12.2009 года № 202, а именно: не привел к единому архитектурному облику фасад и кровлю здания, расположенного по <адрес>, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.1 закона Краснодарского края от 23.07.2003 года№608-КЗ «Об административных правонарушениях».
По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, который впоследствии был передан на заседание административной комиссии от 3.04.2013 года.
Считает постановление от 3 апреля 2013 года административной комиссии администрации Адлерского района города Сочи незаконным и подлежащее отмене по следующим основаниям.
Так, ему на праве собственности принадлежит земельный участок по <адрес>, на котором им было возведено трехэтажное строение - жилой дом.
Администрация Адлерского района города Сочи в мае 2012 года обратилась в Адлерский районный суд города Сочи с иском о сносе указанного строения.
В целях обеспечения иска суд по ходатайству администрации Адлерского района города Сочи запретил осуществлять какие-либо действия в отношении возведенного им 3-х этажного строения.
Решением Адлерского районного суда от 27.09.2012 года было отказано администрации Адлерского района города Сочи в удовлетворении иска о сносе данного строения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4.12.2012 года решение Адлерского районного суда города Сочи было оставлено без изменения.
24 декабря 2012 года он был приглашен в администрацию Нижнешиловского сельского округа, где ему было устно рекомендовано привести возведенное строение к единому архитектурному облику.
Ранее, еще в период рассмотрения Адлерским районным судом города Сочи гражданского дела по иску администрации города Сочи о сносе самовольного строения, его также приглашали на заседание комиссии под председательством заместителя Главы администрации Адлерского района города Сочи Моторного Д.Я.
Однако в связи с тем, что решался вопрос о сносе строения в судебном порядке, рассмотрение вопроса о приведения строения к единому архитектурному облику было отложено.
После устных рекомендаций администрации Нижнешиловского сельского округа о приведении строения к единому архитектурному облику он не мог приступить к выполнению соответствующих работ по независящим от него причинам, так как ему было запрещено совершать какие-либо действия в отношении данного строения.
Таким образом, администрация Адлерского района города Сочи с одной стороны просит запретить ему совершать какие-либо действия в отношении спорного объекта, с другой стороны обязывает привести строение к единому архитектурному облику, при этом признавая его виновным в том, что он не исполняет ее требований.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель Адлерского РОСП ФИО 24.12.2012 года вынес в отношении него постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа от 12.11.2012 года.
В феврале 2013 года он обратился в Адлерский районный суд города Сочи с заявлением об отмене обеспечительных мер. Определением Адлерского районного суда города Сочи от 1.03.2013 года были отменены обеспечительные меры. 19 марта 2013 года определение вступило в законную силу. С этого периода времени он стал заниматься вопросами приведения строения к единому архитектурному облику.
Специалисты Нижнешиловской сельской администрации с декабря 2012 года на его участок больше не выезжали, никаких съемок и обследований участка и жилого дома не производили, протокол об административном правонарушении от 26.03.2013 года был составлен в его отсутствие, в связи с чем, в нем отсутствуют объяснения с его стороны чем указано в обжалуемом постановлении административной комиссии администрацией Адлерского района города Сочи.
Таким образом, на заседание административной комиссии был представлен протокол сведения которого не соответствуют действительности.
Поскольку он не был надлежаще извещен о дате и времени проведения заседания административной комиссии, то на нем не присутствовал и, соответственно, не мог представить свои возражения.
Считает, что административная комиссия вынесла преждевременное необоснованнее постановление в его отсутствие, которое подлежит отмене.
Постановление о привлечении его к административной ответственности было получено им 30.04.2013 года по почте, то есть значительно позже состоявшегося 3.04.2013 года заседания административной комиссии, о чем свидетельствует штемпель на конверте.
В связи, с чем считает, что им не пропущен десятидневный срок для обжалования данного постановления.
Просит отменить постановление о назначении административного наказания от 3 апреля 2013 года, вынесенное административной комиссией администрации Адлерского района города Сочи.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации Адлерского района города Сочи в судебное заседание не явился, согласно представленного ходатайства, просит рассмотреть жалобу без его участия.
Суд, изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО считает, что постановление Административной комиссии Администрации Адлерского района города Сочи о назначении административного наказания от 3.04.2013 года в отношении ФИО по ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Согласно ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» административным правонарушением признается невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки, в том числе к проектированию и строительству объектов, а также к озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм.
Согласно протокола № 3527 об административном правонарушении от 26 марта 2013 года следует, что 26.03.2013 года специалистами администрации Адлерского района города Сочи было установлено, что ФИО допустил нарушение правил землепользования и застройки, не привел к единому архитектурному облику фасад и кровлю здания, расположенного по <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе № 3527 об административном правонарушении от 26 марта 2013 года в отношении ФИО отсутствует время составления протокола, подпись лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Такие сведения в материалах дела отсутствуют.
Постановлением Административной комиссии Администрации Адлерского района города Сочи о назначении административного наказания от 3 апреля 2013 года ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерацией об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Постановление Административной комиссии Администрации Адлерского района города Сочи о назначении административного наказания от 3 апреля 2013 года не содержит сведений об учете обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО доказательств, подтверждающих его извещение о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 26 марта 2013 года, в материалах дела не имелось.
Административной комиссией администрации Адлерского района города-курорта Сочи не были предприняты необходимые меры по надлежащему уведомлению Романова В.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Принятое административной комиссией администрации Адлерского района г. Сочи по делу об административном правонарушении постановление о назначении административного наказания от 3 апреля 2013 года в отношении ФИО указанным требованиям не отвечает.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела указанный порядок был нарушен, поскольку на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в результате чего было нарушено право ФИО на защиту.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность пользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ.
Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав - не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии составления протокола.
Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства.
Согласно пункту 10 постановления Пленума нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что ФИО был лишен возможности возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, а также воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ, в связи, с чем административной комиссией администрации Адлерского района г. Сочи допущено существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности при составлении протокола об административном правонарушении.
Административная комиссия администрации Адлерского района города Сочи посчитала, что в материалах дела достаточно доказательств, подтверждающих совершение административного правонарушения ФИО не исследовав все значимые для дела обстоятельства.
В соответствии с п.п. 14, 14.3, 14.4, 14.5 ст. 14 Федерального закона от 1.12.2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации города Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Корпорацией в порядке, установленном для утверждения правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи (п. 14). Лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до 1 января 2013 года, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до 1 января 2013 года (п. 14.3). Лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и (или) лица, являющиеся правообладателями расположенных на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить работы по благоустройству этих земельных участков в соответствии с проектной документацией и (или) правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи до 1 января 2014 года (п. 14.4). Орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи вправе предъявлять к лицам, указанным в части 14.3 статьи 14 Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ, требования к исполнению ими обязанностей по завершению строительства, реконструкции расположенных в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории объектов капитального строительства и иных объектов и (или) приведению их внешнего архитектурного облика в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов (п. 14.5)
Согласно п. 3.2.11 Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденных решением Городского собрания Сочи от 26.11.2009 года № 161 юридические и физические лица обязаны по требованию администрации города Сочи или уполномоченного ею органа в установленный срок приводить в соответствии с настоящими правилами фасады (внешний облик) зданий, строений, сооружений, ограждений, иных элементов благоустройства и малых архитектурных форм, земельных участков, находящихся в границах территорий, прилегающих к олимпийским объектам, и (или) зонах международного гостеприимства в период организации и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года.
В соответствии с п. 22.11 Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденных решением Городского собрания Сочи от 26.11.2009 года № 161 при благоустройстве зданий, строений, сооружений, ограждений, земельных участков или иных элементов благоустройства учитывать следующие требования:
1) обеспечение архитектурно-выразительного, эстетического и функционально обоснованного объемно-пространственного решения объекта капитального строительства на основании заключения управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи;
2) применение архитектурных решений соразмерно открытому пространству окружающей среды на основании заключения управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи;
формирование ансамблевой застройки;
применение технологических решений по вертикальному озеленению;
оформление фасада объектов:
- цокольная часть - на высоту согласно пропорции здания от 0,2 м. до 1,5 - 2,0 м. Необходимо выполнять отделку из современных облицовочных материалов, композитных материалов либо из натурального камня (гранит, мрамор, песчаник), либо из керамогранита (цветовая гамма: светло-песочная, коричневая, "шоколад", бордовая, серая);
- кровля объекта - керамическая черепица (колер красно-коричневый), гибкая черепица (колер от красного до коричневого);
- стены фасада - отделку выполнять в бежевых и белых тонах. В горном кластере с использованием традиционных натуральных отделочных материалов (дерево, камень, керамическая черепица). Материал отделки - от декоративной штукатурки до вентилируемого фасада (композитные материалы, керамогранит, натуральный камень);
- ночной фасад здания включает в себя обязательную подсветку входных групп, наружное освещение территории объекта (зон отдыха, детских площадок, путей подхода к объекту).
Как следует из п. 22.13 Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденных решением Городского собрания Сочи от 26.11.2009 года № 161 юридические и физические лица в границах Зон обязаны: выполнять в срок, установленный администрацией города Сочи или органом, ею уполномоченным, требования о приведении архитектурного облика зданий, строений, сооружений, ограждений, иных элементов благоустройства, в том числе земельных участков в соответствие с настоящими правилами. Порядок внесения требований о приведении архитектурного облика зданий, строений, сооружений, ограждений, иных элементов благоустройства, в том числе земельных участков, в соответствие с настоящими Правилами определяются правовым актом администрации города Сочи.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как установлено в зале судебного заседания необходимость приведении архитектурного облика объекта, расположенного по ул. Ворошиловградская, уч. 8 в Адлерском районе города Сочи в соответствие с п. 22.11 Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденных решением Городского собрания Сочи от 26.11.2009 года № 161 была разъяснена в устном порядке, предписаний, требований с установлением срока для устранения выявленного нарушения не выдавалось, акт обследования земельного участка с находящимся на нем домовладением не составлялся, распоряжение о проведении проверки при осуществлении муниципального контроля не предъявлялось и не вручалось. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство основывается на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Градостроительный кодекс РФ не содержит никаких правил по принудительной реконструкции и благоустройству уже существующих частных строений.
Федеральный закон от 01.12.2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит особые правила осуществления градостроительной деятельности в Сочи (ст.14), однако и они не предусматривают права органов местного самоуправления принуждать собственников жилых домов (уже законченных строительством) приводить их внешний вид к «единому архитектурному облику». Согласно данной статье собственники обязаны за счет собственных и (или) привлеченных средств завершить работы по благоустройству земельных участков в соответствии с проектной документацией и (или) правилам и землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи до 1 января 2014 года.
Единые архитектурно-ландшафтные требования к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения ХХП Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи», утвержденные распоряжением администрации города Сочи от 01.06.2010 № 306-р, применяются к случаям размещения или реконструкции объектов капитального строительства.
Судом учитывается, что закон обратной силы не имеет и может распространяться только на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, если иное не установлено самим законом.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Администрации Адлерского района города Сочи о назначении административного наказания от 3.04.2013 года в отношении ФИО и привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО на постановление административной комиссии администрации Адлерского района г. Сочи от 3.04.2013 года – удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Администрации Адлерского района города Сочи о назначении административного наказания от 3.04.2013 года в отношении ФИО и привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» к административному штрафу в размере 1000 рублей – отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в деянии ФИО состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд в течение 10 дней.
Судья: подпись