Решение по делу № 2-2317/2018 ~ М-1603/2018 от 09.04.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Кушеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вшивцевой В. А. к МУ "Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>" МБУ Комбинат по благоустройству <адрес> о возмещении материального ущерба причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Вшивцева В.А. просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму ущерба в размере 113 910 руб., расходы на проведение экспертизы в размере 6000 руб., расходы за запрос информации в размере 146,90 руб., а также оплаченную госпошлину в размере 3601,14 руб.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП на улице <адрес> с участием автотранспортного средства (государственный регистрационный номер ), принадлежащего Вшивцевой В. А.. Сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> было выявлено, что Вшивцева В. А., двигаясь по <адрес> при перестроении с полосы в полосу, ее автомобиль занесло из-за скользкого участка дороги и произошло столкновение с металлическим ограждением. В результате дорожно-транспортного происшествия пострадавших нет. ДД.ММ.ГГГГ Сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> было вынесено Постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> на месте дорожно-транспортного происшествия ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. Данный акт передан в адрес ответственной организации МУ «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>» для приведения указанного участка автомобильной дороги в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации. Согласно ответу на запрос с Бурятского ЦГСМ-филиал ФГБУ «Забайкальское УГМС», в городе за последние три часа до срока наблюдения (в 23 часа), отмечался слабый снег. Высота снежного покрова на метеоплощадке на 6 декабря составила 15 см.

В результате ДТП автомобиль получил механические повреждения. Нарушений Правил дорожного движения в действиях Истицы не установлено, в момент ДТП она двигалась с допустимой скоростью, учитывая метеорологические условия, и не могла предполагать, что участок дороги, где произошло ДТП, не обработан соответствующими материалами. Непосредственной причиной повреждения автомобиля явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия.

В судебное заседание истец Вшивцева В.А. не явилась, извещена надлежаще.

В судебном заседании представитель истца Ласая Л.И. исковые требования поддержала, изложив их так, как они указаны в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика Комитета городского хозяйства Администрации <адрес> по доверенности Булытова И.В. с иском не согласилась. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика МБУ «Комбинат по благоустройству <адрес>» Шаглаева Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства ( серия и номер ), Вшивцева В.А. является собственницей автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак К

В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП на <адрес> с участием автотранспортного средства (государственный регистрационный номер ), принадлежащего Вшивцевой В. А.. Сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> было выявлено, что Вшивцева В. А., двигаясь по <адрес> при перестроении с полосы в полосу, ее автомобиль занесло из-за скользкого участка дороги и произошло столкновение с металлическим ограждением. В результате дорожно-транспортного происшествия пострадавших нет.

В результате ДТП автомобиль получил механические повреждения. Нарушений Правил дорожного движения в действиях Истицы не установлено, в момент ДТП она двигалась с допустимой скоростью, учитывая метеорологические условия, и не могла предполагать, что участок дороги, где произошло ДТП, не обработан соответствующими материалами. Непосредственной причиной повреждения автомобиля явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия.

Согласно отчету об оценке, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа запасных частей составила 113 910 руб. Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства сторонами не оспорена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В целях реализации данного положения закона в соответствии с Уставом муниципального образования городского округа «<адрес>», Положением об Администрации <адрес>, утвержденном Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 292-28, Положением о Комитете городского хозяйства Администрации <адрес>, утвержденном решением от ДД.ММ.ГГГГ Улан-Удэнского городского совета депутатов «Об утверждении положения о Комитете городского хозяйства Администрации <адрес>» (далее - Положение), создано муниципальное казенное учреждение Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>.

Одной из функций Комитета является организация работы по содержанию автомобильных дорог, необходимые для поддержания их в чистоте, в том числе содержание в зимний период остановочных пунктов, по замене и поддержанию в чистоте дорожных ограждений, переданных в оперативное управление МБУ "Комбинат по благоустройству <адрес>", (п. 3.3.1 Положения)

В соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Комитет действует не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления - орган публичной власти, через который население осуществляет свою власть и решает вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что, несмотря на наличие у органов публичной власти статуса юридического лица, они, в первую очередь, исполняют функции организационно-распорядительные, управленческие, а не функции хозяйствующего субъекта.

Следовательно, орган публичной власти не наделен полномочиями и статусом лица, осуществляющим хозяйственную деятельность по содержанию автомобильных дорог, что исключает возможность предъявлять требования о возмещении вреда вследствие недостатков проезжей части к органу местного самоуправления - Комитету городского хозяйства.

В соответствии с п.4.1 Положения Комитет имеет право для реализации своих полномочий в рамках компетенции, установленной Положением, подписывать и заключать от своего лица договоры.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществлению муниципальных закупок (статья 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

Частью 9 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ орган местного самоуправления, исполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, формирует и утверждает муниципальные задания либо выступает муниципальным заказчиком для осуществления муниципальных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанное обстоятельство подтверждается также муниципальным заданием от 30.12.2016г для МБУ «Комбинат по благоустройству <адрес>» на выполнение работ по текущему содержанию объектов благоустройства в 2017 году, согласно которого именно данное юридическое лицо обязано осуществлять содержание дороги в надлежащем состоянии на территории <адрес> и соглашением «О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на выполнение работ» для финансового обеспечения выполнения этого задания.

В разделе данного муниципального задания предусмотрена механизированная посыпка дорожных покрытий, которая должна осуществляться регулярно в течение года согласно графику.

Согласно маршрутному листу по посыпке магистральных дорог по <адрес> в зимний период ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному руководителем Комитета городского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ посыпка по <адрес> предусмотрена на пешеходных переходах, перекрестках и автобусных остановках.

Пунктом 4.1.2. Правил благоустройства территории городского округа <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( действующих на момент ДТП) (далее Правила) установлена уборка городских территорий, в том числе проезжей части по всей ширине автомобильных дорог местного значения, мостов, путепроводов, площадей, улиц, проездов, тротуаров, прилегающих к магистральным улицам, осуществляется специализированными организациями, выполняющими муниципальное задание или заказ по уборке городских территорий, за исключением территорий, определенных в пунктах 1.4, 1.5 настоящих Правил.

Из перечисленных документов следует, что обязанность по содержанию участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, принадлежащем истцу, возлагалась на Комбинат.

Кроме этого, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно договору «Безвозмездного пользования муниципальным имуществом» без номера от ДД.ММ.ГГГГ МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> передал МБУ «Комбинату по благоустройству <адрес>» в безвозмездное пользование муниципальное имущество согласно перечню имущества.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом без номера от ДД.ММ.ГГГГ МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> передал МБУ «Комбинату по благоустройству <адрес>» в безвозмездное пользование муниципальное имущество согласно перечню имущества, в том числе проезд по <адрес>

В соответствии со ст. 689 ч. 2 Гражданского кодекса РФ к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 621 настоящего Кодекса.

В силу ст. 621 п. 2 Гражданского Кодекса, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Следовательно, договор «Безвозмездного пользования муниципальным имуществом» без номера от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время является действующим никем не оспорен и не обжалован. Кроме этого, необходимо также учесть погодные условия в период совершенного ДТП.

Так, по данным Гидрометеорологии с 1-ДД.ММ.ГГГГг. на территории <адрес> выпало 28 мм осадков, что составляет 2,5 нормы или 275 % от месячной нормы, с 01 по ДД.ММ.ГГГГ выпало снега свыше четырехмесячной нормы (43 мм). Среднемесячная норма для декабря в нашем регионе составляет 10 мм осадков. Всего за ДД.ММ.ГГГГ. выпала пятимесячная норма снега.

В связи с обильными осадками, решением ГО и ЧС Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был введен режим «Повышенная готовность» на территории <адрес>.

Ежедневно на снегоуборочных работах на улицах города работало в среднем 46 единиц специализированной техники МБУ «КБУ <адрес>» (трактора-щетки, автогрейдера, пескоразбрасыватели, самосвалы, погрузчики, бобкеты). Привлечена 41 единица техники от сторонних организаций (самосвалы, погрузчики, бобкеты, автогрейдера).

Уборка снега и снежных накатов с проезжих частей автодорог производится практически круглосуточно, днем, с 06.00 до 18.00 час, ручным и механизированным способом, и в ночное время, с 20-00 час до 07-00 час, с использованием большегрузной и снегоуборочной техники.

Для оперативного реагирования в период снегопада, на спусках и подъемах тротуаров улиц установлено 94 ящика с песком.

Так, с 1 по 20 декабря рассыпано 9000 тонн песка, вывезено 27 тыс. м3 снега.

Распоряжением Администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ о выделении финансовых средств из резервного фонда непредвиденных расходов выделены финансовые средства в размере 1 000 000 руб. на возмещение затрат по ликвидации последствий снегопада.

Таким образом, Комитетом были проведены все организационные работы по содержанию

дорог.

Согласно ч. 3 ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

К исковому заявлению истцом приобщен ответ на запрос Бурятского ЦГМС, где в примечаниях указано, что в <адрес> за последние три часа до срока наблюдения (23 часа) отмечался слабый снег. Высота снежного покрова на метеоплощадке составила 15 см.

В пункте 4.3.9. Правил говорится, что с началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными материалами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц: крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного транспорта. По окончании обработки наиболее опасных для движения транспорта мест выполняется сплошная обработка проезжей части в соответствии с маршрутными листами.

Обработка проезжей части улиц, остановок общественного транспорта противогололедным4 материалом при снегопаде начиная с наиболее опасных для движения участков должна быть сразу с началом снегопада в течение 6 часов, при длительном, интенсивном снегопаде - каждые 6 часов.

Следовательно, срок для обработки проезжей части противогололедным материалом не был нарушен, так как в начала снегопада прошло 3 часа.

Из пункта ДД.ММ.ГГГГ. Правил следует, что срок ликвидации зимней скользкости на дорогах не должен превышать шести часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

По <адрес> проводилась механизированная посыпка дорожных покрытий противогололедным материалом, что подтверждается путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению истца именно гололед явился причиной ДТП, однако данных о наличии гололеда по <адрес> в не поступало.

Все виды снежно-ледяных отложений, образующиеся на дороге, являются атмосферными явлениями, образование которых не зависит от воли или желания сторон, осуществляющих содержание дороги. В связи с этим в обязанности дорожных служб входит приведение дороги в состояние, обеспечивающие безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а не предупреждение гололеда.

Наличие гололеда на дороге, как единственного обстоятельства, вне привязки к конкретной дорожной ситуации, не может быть причиной ДТП.

Зимняя скользкость на поверхности дорожного покрытия в период совершенного ДТП сама по себе, без учета положений ГОСТ Р-50597-93"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 221 (далее - ГОСТ), не свидетельствует о ненадлежащем содержании данного дорожного покрытия.

Согласно п. 3.1.4 указанного ГОСТа коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора. Значения коэффициента сцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ 7ДД.ММ.ГГГГ-83).

Таким образом, только несоответствие находящегося в зоне ответственности обслуживающей организации дорожного полотна вышеизложенным нормам ГОСТа свидетельствует о ненадлежащем исполнении указанной службой своих обязанностей по содержанию дороги.

При составления Акта сотрудником ГИБДД применяется метод визуального осмотра, при этом какие- либо количественные характеристики не приводятся, но дается оценка наличию снежного покрова, как недостатка в эксплуатационном состоянии дороги.

Между тем, согласно п. 5.1 ГИСТ Р 50597-93 сцепление и ровность покрытия также следует оценивать приборами ПКРС, ППК-МАДИ-ВНИИБД, 3-метровой рейкой с клином в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации.

Согласно п.5.2 данного ГОСТа контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Визуально же может осуществляться контроль других параметров, не имеющих количественной оценки.

Поскольку снежный накат, снежный вал, коэффициент сцепления покрытия - имеют количественную оценку, контроль их параметров не может быть осуществлен визуально, а только путем инструментальных замеров.

Фактические размеры указанных снежных отложений, необходимые для сравнения с нормативными не приведены в представленных истцом доказательствах. Из материалов дела следует, что замеры коэффициентов сцепления после ДТП не производилось.

Таким образом, суд, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вшивцевой В. А. к МУ "Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>" МБУ Комбинат по благоустройству <адрес> о возмещении материального ущерба причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Цыденова Н.М.

2-2317/2018 ~ М-1603/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вшивцева Вероника Александровна
Ответчики
МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ"
МБУ Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Цыденова Н.М.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
09.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2018Передача материалов судье
12.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2018Предварительное судебное заседание
11.05.2018Судебное заседание
24.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
13.06.2018Судебное заседание
19.06.2018Судебное заседание
22.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019Дело оформлено
01.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее