№2-2555/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2020 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорошевской Е. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об учете периодов в стаж,
установил:
Хорошевская Е.В. обратилась с иском по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении пенсии ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при этом, не учтены в специальный стаж отдельные периоды работы истицы. Истица не согласна с данным решением, с учетом уточнения требований просит обязать ответчика включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы <данные изъяты> с 26.03.2008 по 12.05.2008, с 10.06,2008 по 30.07.2008, с 18.08.2008 по 07.10.2008; в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 1 месяц два дня в 2007 году в <данные изъяты>», с 09.07.1985 по 31.07.1985 в <данные изъяты>; в страховой (общий трудовой) стаж периоды обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 в <данные изъяты>, с 01.09.1988 по 10.01.1989 в <данные изъяты> с 13.01.1992 по 13.04.1992 в <данные изъяты>.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5».
В судебном заседании истица и ее представитель по ордеру Флеганов Н.А. уточненные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Каратай М.М., действующая по доверенности, в судебном заседании не участвовала, ранее в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в решении ответчика об отказе в установлении истице пенсии.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского и пенсионного дел, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что при обращениях истицы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано по причине недостаточного стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Как следует из повторного решения ответчика стаж работы истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 13 лет 06 месяцев 27 дней (при требуемом стаже – 17 лет).
В стаж работы истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), не учтены спорные периоды работы в оплачиваемых общественных работах, поскольку они в силу Правил №516 не подлежат специальному учету, а также иные спорные периоды ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих трудовую деятельность.
Между тем, судом учитывается следующее.
Согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ст.11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (Далее – Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности).
Как установлено в судебном заседании в спорные периоды с 26.03.2008 по 12.05.2008, с 10.06.2008 по 30.07.2008, с 18.08.2008 по 07.10.2008 истица была зарегистрирована в ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» и участвовала в оплачиваемых общественных работах по направлению этого органа. Истица работала в <данные изъяты> по срочным трудовым договорам, данные периоды отражены работодателем в трудовой книжке истицы.
В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Согласно чч.3, 4 ст.24 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости №1032-1) оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
Порядок организации общественных работ регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №875 (далее - Положение №875).
Согласно п.2 Положения №875 под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор (п.13).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании (п.14).
В соответствии с ст.59 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) срочный трудовой договор заключается с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. Согласно ст.314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (Законом Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Спорные периоды работы истицы подтверждаются ее трудовой книжкой, приказами по предприятию (в которых указано начисление 15 + 50% надбавок), срочными трудовыми договорами. Работа истицы осуществлялась на тех же условиях, что и работа работников предприятия (без каких-либо исключений), в режиме полного рабочего дня. Работодателем истицы в Пенсионный фонд сдавались сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истицы.
С учетом установленных обстоятельств, названых норм суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица работала по срочному трудовому договору со всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, спорные периоды не могут быть отнесены к «иным» периодам ст.12 Федерального закона №400-ФЗ, которые не являются трудовой деятельностью (работой).
Как отмечено в комментарии к Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 марта 2001 года Е.Г. Азарова, З.А. Кондратьева) не могут быть отнесены к работе и включены в трудовой стаж в полуторном размере периоды выплаты северянам пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в другую местность, названные п.«ж» ст.92 Закона 1990 г. Участие безработных в оплачиваемых общественных работах, предусмотренное этим же пунктом ст.92, является ничем иным, как работой по трудовому договору, и должно включаться в трудовой стаж с применением северных льгот.
Кроме того, согласно Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; государственные пенсии и социальные пособия также устанавливаются законом (ст.39).
По смыслу приведенных положений Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), правовое регулирование, закрепляющее как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, в том числе в рамках государственного пенсионного обеспечения, должно исходить из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности и осуществляться на основе конституционных принципов, в том числе принципа юридического равенства (статья 19, часть 1, Конституции РФ), который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Соблюдение данного принципа в сфере пенсионного обеспечения означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); что касается тех или иных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и в реализации пенсионных прав, то они не должны устанавливаться произвольно и допустимы лишь в том случае, когда они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения соответствующих целей правовые средства им соразмерны.
Таким образом, пенсионные права (в частности, на соответствующий учет периодов работы по трудовому договору, в том числе, срочному) лиц, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, находящихся в МКС, не могут быть ограничены по отношению к аналогичным правам иных лиц, претендующих на назначение досрочной страховой пенсии по ст.32 Федерального закона №400-ФЗ.
С учетом изложенного, требования истицы о соответствующем учете периодов осуществления оплачиваемых общественных работ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В период с 01.10.2006 по 01.10.2007 истица работала в <данные изъяты> Как указывает истица весь период она осуществляла трудовую деятельность, ей начислялась и выплачивалась заработная плата, что следует из представленной справки работодателя.
Между тем, работодателем истицы в Пенсионный фонд сданы сведения индивидуального (персонифицированного) учета с указанием общей продолжительности периода отпуска без сохранения заработной платы (мес., дн.) – 1 м. 2 д. за весь период 2007 года.
Формы документов по отчетности в ПФР на 2007 г. введены Постановлением ПФР от 31 июля 2006 г. №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению». Согласно п.43 инструкции работодателями в 2007 году указывалась суммарная продолжительность отпусков без сохранения заработной платы и других аналогичных периодов, за которые работнику не начислялась заработная плата, в месяцах и днях.
Таким образом, в период работы в 2007 году у истицы имелись отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 1 месяц 2 дня, которые не могут быть учтены в страховой стаж истицы (и в иные стажи), поскольку в это время истица не осуществляла трудовую деятельность. В связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
В период с 01.09.1984 по 16.07.1987 истица обучалась в <данные изъяты>. Между тем, согласно представленным документам (архивной справки ГБУ РК «Национальный архив Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ, приказу от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, лицевому счету за июль 1985) для прохождения практики она была принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> с 9-го по 31-е июля включительно. За период производственной практики (согласно приказу) ей выплачивалось 50% заработной платы, вторые 50% перечислялись на р/с училища в <данные изъяты>. Как следует из лицевого счета к заработной плате истицы начислялся районный коэффициент.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что спорный период являлся периодом работы истицы, в связи с чем, он подлежит соответствующему учету.
Между тем, требование истицы об учете в страховой (общий трудовой) стаж спорных периодов обучения в учебных заведениях не требует дополнительного разрешения, поскольку они соответствующим образом учтены истице (указаны в таблице ее страхового стажа).
При этом, необходимо учитывать, что ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в п.3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа, а в п.4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях.
Таким образом, обозначенные законоположения направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение с учетом их интересов, при этом сами по себе не устанавливают периоды работы и иной деятельности, а также иные периоды, подлежащие включению в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую (страховую) пенсию, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права истицы.
Поскольку пенсия истице не установлена, вопрос оценки ее пенсионных прав ответчиком не разрешен, между тем, ответчик указал истице на то, что спорные периоды не будут учтены при назначении ей пенсии, суд полагает необходимым указать на соответствующий учет данных периодов (включенных судом) при назначении истице досрочной страховой пенсии по старости.
В силу ст.98 ГПК РФ расходы, понесенные истицей по делу в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Хорошевской Е. В. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 26.03.2008 по 12.05.2008, с 10.06,2008 по 30.07.2008, с 18.08.2008 по 07.10.2008; в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 09.07.1985 по 31.07.1985 при назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Хорошевской Е. В. расходы по оплате государственной пошлины размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2020.