Дело № 2-632/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2018 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
при секретаре Знак Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батищевой Ларисы Сергеевны к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Батищева Л.С. обратилась в суд с требованиями к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с мая по декабрь 2017 года в размере 12414 рублей 17 копеек. Требования мотивируя тем, что работает в МКДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» в должности <...>. За период с мая по декабрь 2017 года её заработная плата составила 10592 рубля. Полагает, что заработная плата ей начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях включались работодателем в величину МРОТ, установленного Региональным соглашением от 23.12.2016г. В силу действующего законодательства минимальный размер оплаты работника, выполнившего нормы труда в Козульском районе Красноярского края, с 01 июля 2016г. не может быть ниже 12000 рублей, с 01 июля 2017 года не может быть ниже 12480 руб. 00 коп., с января 2018 года не может быть ниже 15182 руб. 40 коп., с 01 мая 2018г. не может быть ниже 17860 рублей. Просил суд взыскать в её пользу с ответчика недоначисленную заработную плату за период с мая по декабрь 2017 года в размере 12414 руб. 17 коп.
Истец Батищева Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Ответчик МКДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Козульского района Красноярского края ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции ФЗ от 19.12.2016г.) минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в размере 7500 рублей, с 01 июля 2017г. установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии со ст.316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года №160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций. Постановлением Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 года № 393-п с 01 ноября 1992 года районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Козульского района.
Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст.316, 317 ТК РФ осуществляется с районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Поэтому заработная плата в Козульском районе Красноярского края должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка к заработной плате в сумме 60 % (30% (районный коэффициент) + 30%(надбавка)).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Батищева Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность <...>, что подтверждается выпиской из приказа о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ., трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ
Трудовым договором ДД.ММ.ГГГГ. должностной оклад установлен в размере ставки заработной платы 2454 руб.
Из справки, выданной Управлением образования, опеки и попечительства администрации Козульского района следует, что Батищевой Л.С. с мая по декабрь 2017 года норма рабочего времени в должности сторожа выполнена, фактически начислялось мае 2017г. 2118 рублей 40 копеек, в июне 2017 года 6052 рубля 57 копеек, в июле 2017 года 10592 рубля, в августе 2017г. 10592 рубля, сентябре 2017 года 10592 рубля, в октябре 2017г. 10592 руб., в ноябре 2017г. 10592 руб., в декабре 2017г. 10592 рубля, то есть в размере МРОТ установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016г., что также подтверждается выписками из лицевого счета за май – декабрь 2017 года, расчетными листками.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть, определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного федеральным законодательством МРОТ.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016г. установлен МРОТ в сумме 7500 рублей, с 01.07.2017г. в сумме 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018г. установлен МРОТ 9489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года 11163 рубля с начислением на данные суммы районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, суд приходит к выводу, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.05.2017г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 12000 рублей, с 01 июля 2017г. 12480 руб., с 01.01.2018г. не менее 15182,40 руб., с 01 мая 2018г. 17860 руб.
Согласно расчёту иска, заработная плата Батищевой Л.С. при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении нормы труда должна составлять с 01.01.2018г. не менее 12000 рублей, с 01.07.2018г. не менее 12480 рублей, с 01.01.2018г. не менее 15182,40 рублей (9489 х 1,3 х 1,3), с 01.05.2018г. не менее 17860 рублей (11163х1,3 х1,3).
В мае 2017 года подлежало начислению 2400 рублей, начислено 2118 рублей 40 копеек, недоначислено 281 рубль 60 копеек, в июне 2017 года подлежало начислению 6857 рублей 14 копеек, начислено 6052 рубля 57 копеек, недоначислено 804 рубля 57 копеек, в июле 2017 года подлежало начислению 12480 рублей, начислено 10592 рубля, недоначислено 1888 рублей 00 копеек, в августе 2017 года подлежало начислению 12480 рублей, начислено 10592 рубля, недоначислено 1888 рублей, в сентябре 2017 года подлежало начислению 12480 рублей 14 копеек, начислено 10592 рубля, недоначислено 1888 рублей, в октябре 2017 года подлежало начислению 12480 рублей, начислено 10592 рубля, недоначислено 1888 рублей, в ноябре 2017 года подлежало начислению 12480 рублей, начислено 10592 рубля, недоначислено 1888 рублей, в декабре 2017 года подлежало начислению 12480 рублей, начислено 10592 рубля, недоначислено 1888 рублей.
Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет 12414 рублей 17 копеек.
При проверке представленного истцом расчёта взыскиваемой недоначисленой заработной платы судом установлено, что расчёт иска произведён с учётом действующего законодательства, согласуется с иными доказательствами о не доначислении заработной платы и подлежит применению при разрешении данного иска.
При указанных обстоятельствах, требования иска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Козульского района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с абзацем п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по предъявленному требованию 12414 рублей 17 копеек, составляет 496 рублей 57 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Батищевой Ларисы Сергеевны к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» в пользу Батищевой Ларисы Сергеевны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с мая по декабрь 2017 года в размере 12414 (двенадцать тысяч четыреста четырнадцать) рублей 17 копеек.
Взыскать с Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5 «Ладушки» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 496 (четыреста девяносто шесть) рублей 57 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2018г.