Судья Овечкина Н.Е. Дело № 33а-6452/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.,
при секретаре Козиной М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда
по апелляционной жалобе административного ответчика межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Дзержинского района Волгограда
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 февраля 2019 года, которым постановлено:
восстановить Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области срок для подачи административного искового заявления.
Административный иск Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – удовлетворить.
Признать незаконными решение межведомственной комиссии Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 27 августа 2018 года № 6 о возврате без рассмотрения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28 марта 2018 года № 140.
Возложить на межведомственную комиссию Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда обязанность с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, по получению заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28 марта 2018 года № 140, в течение 30 дней принять по нему решение, указанное в пункте 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее по тексту - Инспекция) обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что 28.03.2018 Инспекцией проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Ессентукская, д. 11, по результатам которого составлено заключение о техническом состоянии многоквартирного жилого дома № 140. По результатам обследования составлено заключение с указанием в нем на наличие повреждений конструктивных элементов указанного многоквартирного дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных конструкций здания, так и всего строения в целом. Указанное заключение направлено для рассмотрения в адрес Администрации Дзержинского района г. Волгограда для рассмотрения на Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. 27 августа 2018 года межведомственной комиссией было принято решение о возврате заключения Инспекции в связи с тем, что в межведомственную комиссию от собственников помещений многоквартирного дома № 11 по ул. Ессентукская г. Волгограда не поступило заключение специализированной организации. В связи с чем, просит признать незаконным решение Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда от 27 августа 2018 года № 6 о возврате без рассмотрения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28.03.2018 № 140. Возложить на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории Дзержинского района Волгограда обязанность с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, рассмотреть заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28.03.2018 № 140, в течение 30 дней принять по нему решение, указанное в пункте 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Дзержинского района Волгограда Попова С.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Указывает, что квартиры, расположенные в д.11 по ул. Ессентукская г. Волгограда принадлежат гражданам на праве собственности и не относится к муниципальному жилищному фонду, в связи с чем у межведомственной комиссии отсутствует право рассматривать вопросы в отношении частного жилищного фонда без обращения собственников. Просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Заволокину М.В., заинтересованное лицо Феоктистову И.А., считавших решение законным и обоснованным, представителя административных ответчиков межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Дзержинского района Волгограда, администрации Дзержинского района Волгограда Абрамову К.В., просившую решение суда отменить, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 указанного Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании п. п. 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о назначении и проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 28.03.2018 Инспекцией проведено обследование многоквартирного жилого дома № 11, расположенного по ул. Ессентукская г. Волгограда, в результате чего составлено заключение№ 140 о техническом состоянии многоквартирного дома с указанием на наличие в нем повреждений конструктивных элементов жилого здания, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом помещении.
Заключение № 140 от 28.03.2018 было направлено в адрес администрации Дзержинского района Волгограда для рассмотрения на межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилого фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда на территории Дзержинского района Волгограда.
25 июля 2018 года Межведомственной комиссией составлено заключение № 7-18 о необходимости проведения дополнительного обследования многоквартирного дома № 11 по ул. Ессентукской г. Волгограда в целях определения категории технического состояния строительных конструкций, в соответствии с п.46 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.
1 августа 2018 года в адрес собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Ессентукской был направлен запрос о предоставлении в срок до 25 августа 2018 года в межведомственную комиссию заключения специализированной организации о техническом состоянии отдельных конструкций многоквартирного дома № 11 по ул. Ессентукской.
27 августа 2018 года в связи с непредставлением собственниками документов, предусмотренных п. 45 Положения, решением межведомственной комиссии № 6 от 27 августа 2018 года, заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28 марта 2018 года № 140 было возвращено без рассмотрения.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения межведомственной комиссии о возвращении без рассмотрения заключения инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области № 140 от 28.03.2018 о техническом состоянии многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Ессентукская г. Волгограда, поскольку указанное решение привело к непринятию мер по своевременному выявлению и пресечению возможного разрушения и обрушения жилого дома, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только для собственников жилых помещений, но и для неопределенного круга лиц.
Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения влечет нарушение жилищных прав граждан, а также безопасности проживания граждан в указанном доме.
Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от того, представили собственники помещений или нет заключение специализированной организации.
Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.
Довод жалобы о том, что основанием для возврата без рассмотрения заключения инспекции послужило непредставление собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов, несостоятелен к отмене решения, так как основан на неверном толковании норм материального права, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены и изменения решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу межведомственной комиссии Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи