Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-8/2023 (2-1-589/2022;) ~ М-1-571/2022 от 01.12.2022

Дело №2-1-8/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 января 2023 года                         г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Просвирниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степурина А.И. к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске о возложении обязанности заключить с истцом социальный контракт на предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства,

у с т а н о в и л :

Степурин А.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске о возложении обязанности заключить с истцом социальный контракт на предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства.

В исковом заявлении указал, что малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи. В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (ст. 1, ч. 1 ст., 7, ч. 1 ст. 8.1, ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

31.08.2022 г., в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 N 164-П "Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области" в целях организации работы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, Степурин А.И. направил в Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по Инзенскому району) заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме предоставления единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства. Истец является малоимущим гражданином, его доход его семьи, за исключением выплачиваемых им алиментов, ниже прожиточного минимума на члена семьи.

Однако, 16.09.2022 областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи Истцу было отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства. Отказ был мотивирован тем, что являясь индивидуальным предпринимателем, применяя патентную систему налогообложения, Истец при подаче заявления не указал возможный к получению доход 780 000 рублей. Письменно же Ответчик в своём отказе ссылается на пп.2 п.1.19 раздела 1 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 19.03.2022) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и.дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" и Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.02.2019 года, вид деятельности ОКВЭД 47.99 «Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков». При этом, им применяется патентная система налогообложения, налоговая база составляет 780 000 рублей, то есть это потенциально возможный установленный к получению доход на календарный год. Фактический доход Истца составил 72 542,14 рублей (май, июнь, июль 2022 года), что подтверждается выписками из банковского счёта и книгой учёта доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, то есть документами, которые были предоставлены Ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства.

    Истец считает полученный отказ незаконным и противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации и нарушающим его права, так как предполагаемый доход не является фактическим полученным доходом семьи Истца.

Отказ в назначении и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства носит формальный характер, не основан на законе.

На основании изложенного, просил суд обязать ответчика заключить с Истцом социальный контракт на предоставление последнему единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства по ранее поданному заявлению Истца от 31.08.2022 года.

В судебном заседании истец Степурин А.И. доводы и требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области ОГКУЗН Ульяновской области Корниенко Е.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы ранее представленных возражений на иск, в соответствии с которыми Целью деятельности ОГКУСЗН Ульяновской области является, в том числе, обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций по социальной защите населения: обеспечение предоставленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Постановление Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 года № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» содержит Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счёт средств областного бюджета Ульяновской области (далее - Порядок). Порядок, в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2013 N 160-30 "О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи" определяет порядок назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно, п. 1.2. Порядка, право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане Российской федерации, величина среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень которых определён в приложении к Порядку, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в Ульяновской области на очередной год.

Согласно п. 1.4. Порядка, для получения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, заявители представляют в территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган, территориальный орган соответственно), заявление о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, составленное по форме, установленной уполномоченным органом (далее - заявление). Одновременно с заявлением заявителем представляются документы, указанные в пункте 1.6 Порядка, которые заявитель в соответствии с пунктом 1.7 Порядка должен представить самостоятельно. Заявление и документы (копии документов) представляются заявителем или представителем заявителя в территориальный орган (Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске): через Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, через оператора почтовой связи, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

Согласно п. 1.8. Порядка, наличие права на получение государственной социальной помощи определяется на дату подачи заявления.

Согласно п. 1.13. Порядка, ОГКУСЗН Ульяновской области осуществляет, в том числе:

обследование материально-бытового положения семьи заявителя; проверку представленных получателем сведений посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования); направление личного дела заявителя, сформированного в порядке, установленном уполномоченным органом (далее - личное дело), в межведомственную комиссию, сформированную органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области; передачу личного дела, проекта социального контракта и проекта программы социальной адаптации на рассмотрение областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, созданной в порядке, установленном уполномоченным органом (далее - областная комиссия).

Согласно п. 1.18. Порядка, областная комиссия создаётся и действует при территориальном органе в порядке, установленном уполномоченным органом. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи оформляется распоряжением территориального органа.

Степурин А.И. 31.08.2022 г. обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства, указав доход от ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 59 342.14 рублей за период с мая по июль 2022 г.

Степурин А.И., ***.1991 года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: Инзенский район, с. Панциревка, ул. ***, д.*** не работает, зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с 07.02.2019 года (ОКВЭД 47.99 «Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков»), система налогообложения «Патент», налогооблагаемая база (установленный на календарный год потенциально возможный к получению доход) составляет 780 000,00 рублей, уплачивает алименты в размере 4 400,00 рублей ежемесячно, со слов взнос по ипотеке в размере 10 137,19 рублей по кредитному договору от 23.09.2014 года.

Совместно с ним по данному адресу зарегистрированы и проживают:

супруга, С.П.С.. ***.1993 г.р. не работает, осуществляет уход за ребёнком до достижения возраста трёх лет, получает ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребёнка в размере 12 502,00 рублей.

дочь, С.Д.А. ***.2020 г.р., является несовершеннолетним ребенком.

Семья проживает в кирпичном доме, общей площадью 71 кв.м, с коммунальными удобствами, расположенном на земельном участке 1589 кв.м. Дом и земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности, Также в собственности заявителя находится легковой автомобиль Лада Ларгус 2017 г.в. В личном подсобном хозяйстве имеют 1 корову, два телёнка.

Заявление с приложенными документами было направлено для принятия решения в областную комиссию. Областной комиссией по заявлению Степурина А.И. было принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (распоряжение от 16.09.2022 № 4732). Причина отказа: предоставление сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренным настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объёме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (шли) недостоверных сведений (подпункт 2 пункта 1.19 раздела 1 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта. Уведомление об отказе было направлено заявителю.

Таким образом, ОГКУСЗН Ульяновской области принимая от заявителя установленный пакет документов, передает вышеназванные сведения областной

общественной комиссии, где и принимается окончательное решение о назначении (и размере), либо об отказе в назначении мер социальной поддержки, а непосредственное назначение и выплата производится в соответствии с распоряжением уполномоченного органа.

В сложившейся ситуации, ОГКУСЗН Ульяновской области полагает, что доводы искового заявления несостоятельны: оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил возражения на иск в соответствии с которыми Министерство по данным исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается территориальным органом с учетом предложений областной и муниципальных комиссий, то есть Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске.

Оказание гражданину государственной социальной помощи, б том числе и на основании социального контракта регламентируется постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» (далее - Постановление 164-П). Постановлением 164-П утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (приложение № 1, далее - Положение).

Согласно п. 1.4 Положения для получения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, заявители представляют в территориальный орган (Департамент) исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения (Министерство), заявление о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, составленное по форме, установленной Министерством.

Одновременно с заявлением заявителем представляются документы, которые заявитель в должен представить самостоятельно:

-документы, удостоверяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и членов его семьи;

-свидетельство о рождении детей заявителя;

свидетельство о заключении брака и (или) расторжении брака заявителя;

-свидетельство о смерти членов семьи заявителя;

-свидетельство об установлении отцовства заявителя и (или) членов его семьи;

-документы о доходах заявителя и всех членов его семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

-медицинскую справку о том, что заявитель и (или) члены его семьи состоит (состоят) на медицинском учете в медицинской организации в связи с беременностью;

-медицинскую справку о том, что заявитель и (или) члены его семьи проходили длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитацию;

-справку образовательной организации, содержащей сведения о прохождении заявителя и (или) члена семьи заявителя в данной организации обучения в очной форме;

-справку, выданную органом службы занятости, о признании заявителя и (или) члена (членов) его семьи безработным или ищущим работу;

-об инвалидности заявителя и (или) членов его семьи;

-о суммах пенсии заявителя и (или) члена (членов) его семьи, пособий и иных мер социальной поддержки в виде выплат, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителем и (или) членами его семьи, о пособии по безработице (материальной помощи и иных выплатах безработным гражданам), о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний заявителя и (или) членов его семьи;

-документ, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

-сведения о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя заявителя и (или) членов его семьи;

-трудовую книжку, военный билет или другом документ, содержащий информацию о последнем месте работы (службы) заявителя и (или) членов его семьи (для неработающих граждан);

-документ, содержащий сведения о причинах неисполнения членом семьи заявителя судебного акта о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей;

-документ, содержащий сведения об объявлении члена семьи заявителя в розыск в связи с неуплатой алиментов либо о том, что местонахождение члена семьи заявителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, не установлено;

-справку из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении заявителя и (или) члена семьи заявителя;

-справку военного комиссариата по месту призыва о призыве на военную службу заявителя или члена семьи заявителя;

-справку органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Ульяновской области, осуществляющего управление в сфере образования по месту жительства (пребывания) заявителя, о непосещении ребенком муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

-выписку из хозяйственной книги - о ведении заявителем личного подсобного хозяйства;

-справку органа службы занятости - об отсутствии вакантных рабочих мест по месту жительства заявителя.

Наличие права на получение государственной социальной помощи определяется на дату подачи заявления.

Заявление и документы (копии документов) представляются заявителем или представителем заявителя в территориальный орган:

-через Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее - учреждение);

-через оператора почтовой связи;

-через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

Согласно п. 1.19 Положения решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи принимается в случаях:

1) отсутствия на дату обращения оснований для предоставления государственной социальной помощи;

2) представления сведений и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объеме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений.

А также в случаях:

-несоответствия заявителя условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 Положения;

-нахождение всех несовершеннолетних членов семьи заявителя на полном государственном обеспечении;

-повторного обращения за предоставлением государственной социальной помощи в течение периода, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2.10, подпунктом 1 пункта 2.12, подпунктом 1 пункта 2.15, подпунктом 1 пункта 2.19 Положения;

-отсутствия бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на текущий финансовый год и плановый период на эти цели;

-вынесения областной комиссией заключения о невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта;

-отказ заявителя от получения государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно Положению о межведомственной областной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - Положение о комиссии), утвержденного Приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 20.07.2021 № 37-П «Об отдельных вопросах оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта» (далее - Приказ) Межведомственная областная комиссия по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основании социального контракта (далее - комиссия) создается при исполнительном органе государственной власти Ульяновской области, уполномоченном в сфере социальной защиты населения (то есть при Министерстве), в целях рассмотрения заявления гражданина от своего имени или от имени своей семьи, заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление) и внесения предложений об оказании семье (одинокому гражданину) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Состав комиссии формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, в сфере сельского хозяйства, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Комиссия в целях реализации, возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

-рассматривает представленные в установленном порядке заявления и документы граждан о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

-выносит в отношении каждого конкретного заявителя одно из следующих предложений:

оказать государственную социальную помощь, в виде единовременной денежной выплаты;

оказать государственную социальную помощь в форме натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания;

согласовать проект социального контракта и проект программы социальной адаптации и с учетом предложений муниципальной комиссии рекомендовать заключить социальный контракт;

внести изменения в программу социальной адаптации, рекомендовать заключить социальный контракт (либо дополнительное соглашение) при условии внесения предложенных комиссией изменений;

продлить социальный контракт;

отказать в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

16.09.2022 на заседании областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта было рассмотрено заявление Степурина А.И. об оказании ему государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства. На момент рассмотрения заявления действовала комиссия, состав которой утвержден Распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске №4567 от 08.09.2022 (выписка из протокола заседания указанной комиссии и соответствующее Распоряжение прилагаются).

Согласно п. 11 Положения о комиссии Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, участвующих в голосовании, в том числе заочно. При равенстве голосов решающим является голос председателя (заместителя председателя) комиссии.

Рассмотрев заявление Степурина А.В. комиссия полным составом приняла решение отказать в предоставлении единовременной денежной выплаты на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства, причина отказа - предоставление сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копии не в полном объем либо с нарушением предъявляемых к ним требованиям и (или) в наличие в них, а также в предоставленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений (подпункт 2 пункта 1.19 Раздела 1 Положения).

При вынесении такого решения члены комиссии пришли к выводу, что согласно запрошенным в ходе рассмотрения документов, акту обследования жилищно-бытовых условий семьи Степурина А.В., выпискам которые он сам предоставил о состоянии вкладов Степурина А.И и С.П.С.., книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, материальное положение семьи не соответствует основному критерию заключения социального контракта - величина среднедушевого дохода заявителя и его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в Ульяновской области на очередной год.

Так, в Ульяновской области на второе полугодие 2022 года установлен следующий прожиточный минимум в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2021 № 403-П «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2022 год»:

для трудоспособного населения -13504 рублей;

для детей - 12502 рублей.

Семья заявителя состоит из трех человек: Степурин А.В., супруга С.П.С.., несовершеннолетняя дочь С.Д.А..

Таким образом, прожиточный минимум семьи составляет: 13504+13504+12502 = 39510 рублей/месяц.

Согласно акту жилищно-бытовых условий семьи их доход состоит из доходов от предпринимательской деятельности, реализации молока, социальных выплат, процента от банковского вклада, финансовой помощи родственников. Среднедушевой доход семьи (за вычетом алиментов) составляет 11668,54 рублей.

Однако, при расчете среднедушевого дохода семьи не включались суммы от так называемой «помощи родственников», которая также должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Конкретные суммы данного вида дохода заявителем не указаны, поэтому предполагаемый среднедушевой доход семьи является недостоверным и не соответствующим действительности.

Более того, у семьи имеется ипотечный кредит (договор от 23.09.2014 г.) с ежемесячным платежом в размере 10137 рублей 19 копеек. Комиссия при голосовании также учитывала данное обстоятельство, что семья ежемесячно должна погашать кредит, и при имеющемся уровне дохода осуществлять данные платежи практически невозможно, что также указывает на то, что представленные источники дохода являются не единственными, а, соответственно, реальные доходы семьи не представилось возможным рассчитать достоверно.

Также, при рассмотрении комиссией выписок о состоянии вкладов Степурина А.В. и С.П.С.. было установлено, что на оба вклада ежедневно поступают зачисления на различные суммы. Со слов заявителя, эти суммы - с реализации молока и от осуществления предпринимательской деятельности. Однако, книга учета доходов индивидуального предпринимателя не содержит данных сумм в виде выручки, суммы зачислений на вклады не коррелируются с суммами выручки, указанными в книге учета, что также говорит о недостоверности представленных заявителем сведений, что, в свою очередь, не позволяет достоверно рассчитать среднедушевой доход его семьи.

Кроме того, Степурин А.В. как индивидуальный предприниматель избрал систему налогообложения - патент. Сумма его патента составляет 780000 рублей в год, то есть это максимальная предполагаемая сумма дохода, которая должна быть получена им за 2022 год. Объем налогообложения по патенту составляет 6%, то есть 46800 рублей в год. При такой системе налогообложения предполагаемый среднемесячный доход от предпринимательской деятельности должен составлять 65000 рублей. Однако, заявитель указывает, что его доход от предпринимательской деятельности за три месяца составил 59342,14 рублей. Комиссия пришла к выводу, что указанный доход является недостоверным, поскольку выбранная система налогообложения (выбирается в начале года) предполагает получение более высокого дохода, в противном случае выбор такой системы налогообложения является финансово необоснованным.

Таким образом, комиссия верно пришла к выводу о том, что Степурин А.В. представил неполные и (или) недостоверные сведения о размере дохода семьи, а значит отказ Департамента в заключении социального контракта на основании п.п 2 п. 1.19 Раздела 1 Положения является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика – Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в соответствии с которыми Степурин А.И., ***.1991 года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: Инзенский район, с. Панциревка, ул. ***, д.***, зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с 07.02.2019 года (ОКВЭД 47.99 «Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков»), система налогообложения «Патент», налогооблагаемая база (установленный на календарный год потенциально возможный к получению доход) составляет 780 000,00 рублей, уплачивает алименты в размере 4 400,00 рублей ежемесячно, взнос по ипотеке в размере 10 137,19 рублей по кредитному договору от 23.09.2014 года, при этом уплачиваются коммунальные услуги, налоги за транспорт и недвижимое имущество, ОСАГО и т.п.

Совместно с ним по данному адресу зарегистрированы и проживают:

супруга, С.П.С., ***.1993 г.р. не работает, осуществляет уход за ребёнком до достижения возраста трёх лет, получает ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребёнка в размере 12 502,00 рублей.

дочь, С.Д.А. ***.2020 г.р. не организована

Семья проживает в кирпичном доме, общей площадью 71 кв.м с коммунальными удобствами, земельный участок 1589 кв.м, на праве собственности дом и земельный участок принадлежит заявителю. В собственности заявителя легковой автомобиль Лада Ларгус 2017 г.в.. В личном подсобном хозяйстве имеют 1 корову, два телёнка.

31 августа 2022 года Степурин А.И., обратился в Департамент через Единый центр приёма документов с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства, указав доход от ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 59 342,14 рублей за период с мая по июль 2022 г.

Решением областной общественной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта ( распоряжение от 16.09.2022 №4732) Степурину А.И. отказано в оказании государственной социальной помощи.

Причина отказа: предоставление сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренным настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объёме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений (подпункт 2 пункта 1.19 раздела 1 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

При рассмотрении документов установлено, что фактические расходы заявителя превышают официальные суммы доходов, таким образом представленные сведения о доходах являются неполными и недостоверными.

Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика – Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", Законом Ульяновской области от 31.08.2013 №160-30 « О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи».

Постановление Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 года № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» содержит Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счёт средств областного бюджета Ульяновской области (далее - Порядок). Порядок, в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2013 N 160-30 "О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи" определяет порядок назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно, п. 1.2. Порядка, право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане Российской федерации, величина среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень которых определён в приложении к Порядку, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в Ульяновской области на очередной год.

Согласно п. 1.4. Порядка, для получения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, заявители представляют в территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган, территориальный орган соответственно), заявление о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, составленное по форме, установленной уполномоченным органом (далее - заявление). Одновременно с заявлением заявителем представляются документы, указанные в пункте 1.6 Порядка, которые заявитель в соответствии с пунктом 1.7 Порядка должен представить самостоятельно. Заявление и документы (копии документов) представляются заявителем или представителем заявителя в территориальный орган (Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске): через Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, через оператора почтовой связи, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

Согласно п. 1.8. Порядка, наличие права на получение государственной социальной помощи определяется на дату подачи заявления.

Согласно Положению о межведомственной областной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - Положение о комиссии), утвержденного Приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 20.07.2021 № 37-П «Об отдельных вопросах оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта» (далее - Приказ) Межведомственная областная комиссия по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основании социального контракта (далее - комиссия) создается при исполнительном органе государственной власти Ульяновской области, уполномоченном в сфере социальной защиты населения (то есть при Министерстве), в целях рассмотрения заявления гражданина от своего имени или от имени своей семьи, заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление) и внесения предложений об оказании семье (одинокому гражданину) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

16.09.2022 на заседании областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта было рассмотрено заявление Степурина А.И. об оказании ему государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.

Рассмотрев заявление Степурина А.В. комиссия полным составом приняла решение отказать в предоставлении единовременной денежной выплаты на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства, причина отказа - предоставление сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копии не в полном объем либо с нарушением предъявляемых к ним требованиям и (или) в наличие в них, а также в предоставленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений (подпункт 2 пункта 1.19 Раздела 1 Положения).

При вынесении такого решения члены комиссии пришли к выводу, что согласно запрошенным в ходе рассмотрения документов, акту обследования жилищно-бытовых условий семьи Степурина А.В., выпискам которые он сам предоставил о состоянии вкладов Степурина А.И и С.П.С.., книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, материальное положение семьи не соответствует основному критерию заключения социального контракта - величина среднедушевого дохода заявителя и его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в Ульяновской области на очередной год.

В Ульяновской области на второе полугодие 2022 года установлен следующий прожиточный минимум в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2021 № 403-П «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2022 год»:

для трудоспособного населения -13504 рублей;

для детей - 12502 рублей.

В ходе рассмотрения комиссией заявления Степурина А.И. было установлено следующее.

Семья заявителя состоит из трех человек: Степурин А.В., супруга С.П.С.., несовершеннолетняя дочь С.Д.А..

Таким образом, прожиточный минимум семьи составляет: 13504+13504+12502 = 39510 рублей/месяц.

Согласно акту жилищно-бытовых условий семьи их доход состоит из доходов от предпринимательской деятельности, реализации молока, социальных выплат, процента от банковского вклада, финансовой помощи родственников. Среднедушевой доход семьи (за вычетом алиментов) составляет 11668,54 рублей.

Однако, при расчете среднедушевого дохода семьи не включались суммы от так называемой «помощи родственников», которая также должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Конкретные суммы данного вида дохода заявителем не указаны, поэтому предполагаемый среднедушевой доход семьи является недостоверным и не соответствующим действительности.

У семьи имеется ипотечный кредит (договор от 23.09.2014 г.) с ежемесячным платежом в размере 10137 рублей 19 копеек. Комиссия при голосовании учитывала, что семья ответчика ежемесячно должна погашать кредит, и при имеющемся уровне дохода осуществлять данные платежи практически невозможно.

При рассмотрении комиссией выписок о состоянии вкладов Степурина А.В. и С.П.С.. было установлено, что на оба вклада ежедневно поступают зачисления на различные суммы. Со слов заявителя, эти суммы - с реализации молока и от осуществления предпринимательской деятельности. Однако, представленные документы не позволяют достоверно рассчитать среднедушевой доход его семьи.

Таким образом, суд соглашается с выводом ответчиков о том, что на основании представленных документов не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что уровень доходов семьи ответчика ниже величины прожиточного минимума, установленного для жителей Ульяновской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2023 ░.

2-1-8/2023 (2-1-589/2022;) ~ М-1-571/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степурин А.И.
Ответчики
Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области
Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске
ОГКУСЗН Ульяновской области (отделение по Инзенскому району)
Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске
Суд
Инзенский районный суд Ульяновской области
Судья
Росляков В. Ю.
Дело на сайте суда
inzenskiy--uln.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2022Передача материалов судье
02.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Дело оформлено
29.05.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее