РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу №
27 марта 2013г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ланских С.Н.
при секретаре Харисовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко ФИО10 к Департаменту управлению имуществом городского округа Самары о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Гриценко В.Н. в лице представителя Золкиной Г.Б., действующей на основании доверенности, обратился с указанным иском, в обоснование требований указано, что он является нанимателем жилого помещения-комнаты № в <адрес> по ул. <адрес> в Промышленном районе г. Самары. Жилое помещение ему было предоставлено как служебное в связи с трудовыми отношениями с заводом «Прогресс», заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ Он через представителя обратился к ответчику с заявлением об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда. Был дан ответ о предо ставлении документов по отсутствию задолженностей по коммунальным услугам, такие сведения были предоставлены. Из Департамента получен ответ, что рассмотрение заявление приостановлено по причине отсутствия у представителя в доверенности полномочий по решению вопроса об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда. Однако в доверенности он уполномочил своего представителя по вопросам приватизации и оформления документов, связанных с приватизацией, полагает данное решение Департамента не соответствующим действующему законодательству. Он был вселен в жилое помещение в законном порядке, зарегистрирован и проживает в данном помещении, оплачивает содержания жилья и коммунальные услуги, спора по жилому помещению не имеется, права других лиц не нарушены. Жилое помещение является муниципальной собственностью. Право на приватизацию он не использовал. В связи с отсутствием договора социального найма он не имеет возможности приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение-комнату № в <адрес> по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул. <адрес>, общей площадью № кв.м.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени слушания дела извещался надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца Золкина Г.Б., действующая по доверенности, исковые требования и доводы искового заявления поддержала полностью.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самары Клевцур С.Н., действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, подробно изложенным в отзыве на иск, спорное жилое помещение включено в состав муниципальной собственности г.о. Самары, является общежитием и не подлежит приватизации.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ -Прогресс» Нуякшин А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о получении судебной повестки, о причинах неявки суд не известил.
-2-
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №П и определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О государство, закрепляя в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом, что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции РФ, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к неподлежащим приватизации. Вместе с тем, суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
ЖК РФ относит к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) жилые помещения в общежитиях (п.2 ч.1 ст. 92), которые имеют специальное назначение: предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (ст.95 ЖК РФ).
Согласно п. 2 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации (утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома и маневренного фонда, специализированные дома для одиноких, престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Заключение договоров социального найма жилых помещений в муниципальных общежитиях осуществляется по основаниям, установленным ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», которая к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, используемых в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных в ведение органов местного
-3-
самоуправления, распространяет действие норм Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Введение в законодательство нормы статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления. Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище. (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан ФИО8 и ФИО9").
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» «Самарский завод Прогресс» и Гриценко В.Н. был заключен договор о предоставлении и использовании жилой площади в общежитии Самарского завода «Прогресс», в соответствии с которым истцу и членам его семьи предоставлена жилая площадь 17,8 кв.м. в общежитии по адресу: <адрес>.
Истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. <адрес>, <адрес>, на его имя открыт лицевой счет №. Гриценко В.Н. зарегистрирован постоянно по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства подтверждаются лицевым счетом, заверенным МП г.о.Самара «ЕИРЦ» и справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ за №, выданной МП г.о.Самара «ЕИРЦ».
Согласно выписки из реестра № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента управления имуществом г. Самары объект недвижимости-комната №, расположенная по адресу: г.Самара, ул. <адрес>, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером 012866-12 на основании Постановления Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента управления имуществом г.о Самара «О передаче муниципального имущества, находящегося на балансе ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> передано на эксплуатацию и содержание МП ЭСО г.Самары с баланса ФГУП « ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
На основании ст. ст. 92 и 100 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договора найма специализированных жилых помещений.
-4-
В силу ст. ст. 12 и 15 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Доказательств того, что спорное жилое помещение после его передачи в муниципальную собственность, отнесено к специализированному жилищному фонду-общежитию, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение с момента передачи жилого дома в муниципальную собственность не относится к специализированному жилищному фонду, в связи с чем следует признать, что истец занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, поэтому спорное жилое помещение подлежит передаче в порядке приватизации.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Гриценко В.Н.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. в соответствии архивной справкой службы ПУС МП «ЕИРЦ» г.о.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Снят с регистрационного учета в связи с призывом в СА. Согласно военному билету, обозревавшемуся в судебном заседании (копия приобщена к материалам дела) Гриценко В.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в СА.
Согласно архивной справке службы ПУС МП «ЕИРЦ» г.о.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ПУС МП «ЕИРЦ» г.о. Самары, зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно сведениям Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» №гп от ДД.ММ.ГГГГ Гриценко В.Н. право на приватизацию на территории г.Самары и Волжского района не использовал, строений и жилья на территории г.Самары и Волжского района Самарской области не имел.
На основании Выписки из единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по Самарской области истец имеет на праве общей долевой собственности жилое помещение (основания возникновения права-договор дарения).
На основании уведомления Управления Росреестра по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: г.Самара, ул. <адрес>, <адрес>
В соответствии с ответом Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ правовая регистрация комнаты № по адресу: ул. <адрес>,<адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не проводилась.
Согласно техническому паспорту, составленному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ», общая площадь спорной комнаты с учетом прочей (с коэффициентом) составляет - № кв.м., общая площадь -№ кв.м., жилая площадь - № кв.м. Жилое помещение поставлено на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ
По вышеизложенным обстоятельствам суд приходит к выводу, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
-5-
Исковые требования Гриценко ФИО11 к Департаменту управлению имуществом городского округа Самары о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Гриценко ФИО12, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на жилое помещение - комнату номер <адрес>), площадью с учетом прочей (с коэффициентом) № кв.м., общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. <адрес>, дом номер <адрес> в порядке приватизации.
Копию решения по вступлении решения в законную силу направить в Управление Росреестра по Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме составлено 01 апреля 2013 года.
Председательствующий подпись С.Н. Ланских
**