Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-23310/2021 от 27.07.2021

Судья: Зимина А.Е. дело №33-23310/2021Уникальный идентификатор дела50RS0036-01-2020-004115-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Красногорск,

Московская область                    20 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Конатыгиной Ю.А.,

судей Тарханова А.Г., Тереховой Л.Н.,

с участием прокурора Корнилова П.С.,

при помощнике судьи Алексеевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3488/2020 по иску Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Чумаченко С. А., Чумаченко Н. Я. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, МУ МВД России «Пушкинское» в лице отдела по вопросам миграции,

по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и апелляционному представлению Пушкинского городского прокурора Московской области

на решение Пушкинского городского суда Московской области от 26 октября 2020 года,

заслушав доклад судьи Конатыгиной Ю.А.,

    объяснения Чумаченко С.А., Чумаченко Н.Я. и их представителя Фархулиной И.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Корнилова П.С., согласно которого жалоба не подлежит удовлетворению,

                                             установила:

    ФГКУ «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились в Пушкинский городской суд Московской области с уточненными требованиями признать ответчиков Чумаченко С.А., Чумаченко Н.Я., утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>; выселить Чумаченко С.А., Чумаченко Н.Я., из жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, без предоставления другого жилого помещения; снять Чумаченко С.А., Чумаченко Н.Я., с регистрационного учета по указанному адресу.

    В обоснование иска указали, что в соответствии с постановлением главы Пушкинского района Московской области от 31.07.2000 № 2213 жилое помещение по адресу: <данные изъяты> имеет статус «служебное».

      23.01.2002 года на основании ордера <данные изъяты>, служебное жилое помещение по адресу: <данные изъяты>; <данные изъяты> было предоставлено старшему прапорщику Чумаченко С.А., на период прохождения службы <данные изъяты>.

     В качестве членов семьи Чумаченко С.А. в жилое помещение были вселены супруга Чумаченко Н.Я., дочь Чумаченко Е.С. (после регистрации брака – Василюк).

      В ходе проверки правомерного использования жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, расположенного по адресу: <данные изъяты>, было установлено, что до настоящего времени семья ответчиков занимает указанную жилплощадь. Василюк Е.С. позже выехала из помещения до разрешения судом спора, снявшись также с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире.

      Чумаченко С.А. был уволен с военной службы <данные изъяты> с зачислением в запас по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава части З<данные изъяты>.

    Выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации составляет 10 лет 10 месяцев 06 дней.

    По мнению истцов, ответчик Чумаченко С.А. не имеет права занимать спорное помещение, как и его супруга Чумаченко Н.Я., права которой производны от жилищных прав супруга.

    Чумаченко С.А., Чумаченко Н.Я. в лице своего представителя иск не признали, просили о применении последствий пропуска срока исковой давности к заявленным требованиям.

Решением Пушкинского городского суда Московской области от 26 октября 2020 г. исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Чумаченко С. А., Чумаченко Н. Я. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе истцы и прокурор в апелляционном представлении просят об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 марта 2021 года решение суда отменено с вынесением нового решения об удовлетворении требований ФГКУ «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 г. апелляционное определение от 17 марта 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела Пушкинским городским прокурором Московской области представлено ходатайство об отказе от апелляционного представления, просил прекратить апелляционное производство.

В соответствии с ч.1 ст.326 ГПК РФ отказ от апелляционной жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

Согласно ч.2 ст.326 ГПК РФ заявление об отказе от апелляционной жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, отказ от апелляционного представления является процессуальным правом стороны, а потому принимается судом апелляционной инстанции.

Учитывая вышеизложенное, а также, принимая во внимание, что права других лиц, участвующих в деле, отказом от апелляционного представления не нарушаются, судебная коллегия принимает отказ от апелляционного представления Пушкинского городского прокурора Московской области и прекращает апелляционное производство по апелляционному представлению.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Чумаченко С.А. проходил военную службу по контракту.

Постановлением Главы Пушкинского района Московской области от 31.07.2000 года по ходатайству в/ч 75555 утверждены в качестве служебной жилой площади ряд жилых помещений, в том числе квартира по адресу: <данные изъяты>

        Согласно выписке из протокола № 5 заседания жилищной комиссии в/ч № 03523 от 4.09.2000, двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> распределена ст.прапорщику Чумаченко С.А., состав семьи – <данные изъяты>.

        Указанная квартира была предоставлена Чумаченко С.А. на основании служебного ордера от <данные изъяты>.

        <данные изъяты> Чумаченко С.А. снят с очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с получением служебного жилья.

        Приказом от <данные изъяты> Чумаченко С.А. уволен на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока контракта о прохождении военной службы, <данные изъяты> исключен из списков личного состава части, выслуга на момент увольнения в запас составила 10 лет 10 месяцев и 6 дней.

        Спорная квартира закреплена за ФГКУ «ЦТУЖО» Минобороны России на праве оперативного управления.

        В квартире зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают ответчика Чумаченко С.А. и Чумаченко Н.Я.

        Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ № 2733 от 29.11.2016 право оперативного управления ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны РФ спорной квартирой прекращено (л.л.д.37-41).

        25.05.2020 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Чумаченко С.А. было направлено уведомление о необходимости освобождения (прекращении пользования) занимаемого специализированного жилого помещения в связи с тем, что отношения к Минобороны РФ он не имеет, договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался (л.д.14).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР, статьей 5, 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что Чумаченко С.А., как заключивший первый контакт до 1 января 1998 г., относится к категории военнослужащих, указанных в абзаце 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и после пяти лет военной службы ему гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по социальному найму по месту военной службы, предоставленное ему в 2002 г. спорное жилое помещение является служебным, и на дату рассмотрения дела иным, кроме спорного, жильем он не обеспечен, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции на дату предоставления спорного жилого помещения Чумаченко С.А. и его увольнения с военной службы, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (абзац 1).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (абзац 2).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абзац 3).

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 12).

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абзац 2).

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац 3).

Из анализа указанных положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что граждане, не относящиеся к категории лиц, указанных в абзаце 12 части 1 статьи 15 и абзаце 2 части 1 статьи 23 указанного закона, не подлежат жилищному обеспечению в рамках указанного закона и подлежат выселению из служебных жилых помещений.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

В силу пункта 6 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на дату увольнения Чумаченко С.А. со службы и до 26 июля 2004 г., без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет.

На основании статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР», действовавшего до принятия Вводного закона, пункт 6 части 1 статьи 108 ЖК дополнен словами «(кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Статьей 3 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ предусмотрено, что для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части первой статьи 108 ЖК РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу этого федерального закона, сохраняется.

С учетом изложенного юридически значимым и подлежащим выяснению обстоятельством по настоящему делу являлось, в том числе, выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых Чумаченко С.А. с супругой не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Суд апелляционной инстанции указанные обстоятельства, с учетом определения суда кассационной инстанции, определил в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора и предложил ответчикам представить дополнительные доказательства, подтверждающие право ответчика Чумаченко С.А. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или состояние на таком учете.

В материалах дела имеются справки Королевского филиала ГБУ Московской области «МОБТИ» об отсутствии у ответчиков на праве собственности до 1.01.1998 года объектов недвижимого имущества на территории Московской области (л.д.160, 161), а также уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах Чумаченко С.А. на объекты недвижимого имущества за последующий период (л.д.162) и о принадлежности Чумаченко Н.Я. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, под дачное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> на основании договора купли-продажи земельного участка от <данные изъяты> (л.д.163). Аналогичные выписки из ЕГРН также представлены в суд апелляционной инстанции, которые приняты в качестве дополнительных доказательств в соответствии с положениями 327.1 ГПК РФ.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на момент увольнения Чумаченко С.А. с военной службы в 2002 г. его выслуга составляла 10 лет 10 мес. и 6 дней; после увольнения и на протяжении последующего времени до момента разрешения настоящего спора Чумаченко С.А. с супругой проживают и зарегистрированы в спорном служебном жилом помещении с 12.03.2002 года.

На момент увольнения с военной службы Чумаченко С.А. не был обеспечен другим жилым помещением; в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, т.к. был обеспечен спорным жилым помещением.

Учитывая, что Чумаченко С.А. проходил военную службу на основании контракта, заключенного до 1 января 1998 года, то имея выслугу на момент вступления в силу ЖК РФ (1 марта 2015 года) более 10 лет, при отсутствии у него иного жилого помещения, он имеет дополнительную жилищную гарантию, предусмотренную п.6 ст.108 ЖК РСФСР.

В материалах дела отсутствуют доказательства обеспеченности ответчика жилым помещением, при этом бремя доказывания наличия у Чумаченко С.А. иного жилого помещения в силу ст.56 ГПК РФ лежало на истце, заявившем требование о выселении ответчиков из вышеуказанной квартиры.

    Доводы жалобы о том, что жилое помещение является служебным, Чумаченко С.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением служебного жилья, и не относится к категории граждан, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции и не влекут отмены правильного по существу решения суда.

    Руководствуясь ст. ст. 199, 326, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пушкинского городского суда Московской области от 26 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России – без удовлетворения.

    Принять отказ Пушкинского городского прокурора Московской области от апелляционного представления.

Прекратить производство по апелляционному представлению Пушкинского городского прокурора Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 26 октября 2020 года.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.09.2021 года.

33-23310/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МинОбороны РФ
ФГКУ Центральное территориальное управление жилищного обеспечения
Пушкинский гор.прокурор
Ответчики
Василюк ( Чумаченко) Екатерина Сергеевна
Чумаченко С.А.
Чумаченко Н.Я.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
11.08.2021[Гр.] Судебное заседание
20.09.2021[Гр.] Судебное заседание
01.10.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее